Тема урока: Глагол. Спряжение глаголов «брить», «стелить».
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: познакомить с глаголами-исключениями «брить» «стелить»
Задачи:
познакомить с глаголами-исключениями на основе сравнения личных окончаний глаголов и их неопределенной формы;
формировать навык распознавания глаголов-исключений, умение писать безударные личные окончания глаголов;
развивать умение действовать по алгоритму, анализировать, делать выводы.
Ход урока
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Начинаем урок с девиза «Помогаешь другим - учишься сам!»
А теперь чистописание. На доске записано: брить стелить.
Актуализация знаний.
Какой части речи эти слова? Что такое глагол? Как изменяется? (по числам; по временам; по родам в прош. вр.) В какой форме они стоят? (в начальной) Что мы можем определить? (спряжение) Зачем нужно определять спряжение? Шепните в ушко друг другу спряжение этого глагола. Сосед по парте должен запомнить. Потом мы проверим. Как вы думаете, почему эти слова я для вас записала на доске для чистописания? Попробуйте сформулировать тему.
Тема «Спряжение глаголов БРИТЬ, СТЕЛИТЬ» (слайд)
Проверка д.з. Прежде, чем мы продолжим работать по теме, я бы хотела, чтобы вы вспомнили правило спряжение глаголов и слова исключения устно. (проверка по слайду)
1)по ударному окончанию, 2)по неопределённой форме (все глаголы на -ить- являются глаголами второго спряжения, а все оставшиеся - первого спряжения.), 3)Ставим глаголы в третье лицо множительного числа .Окончания -ут- ют- первое спряжение, а -ат-ят- второе спряжение.
От чего зависит выбор буквы «Е» или «И» в безударном личном окончании глагола?(Зависит от спряжения). Слышать, дышать, гнать, держать. Видеть, ненавидеть, смотреть, терпеть, вертеть, зависеть, обидеть. Относятся ко 2 спр.
Продолжение работы по теме.
Наверняка вы часто сталкивались с этими словами. Давайте быстренько объясним значение этих слов. 1-ый вариант объясняет 2-ому, что значить БРИТЬ, 2-ой – 1-ому – СТЕЛИТЬ. А теперь озвучим варианты ваших напарников. (Значение слов на слайде)
Работа по учебнику. Стр. 90. Работа с обратным словарём на стр…. Упр. 64 Выполняем всем классом.
Глаголы брить, стелить относятся к 1 спряжению! (слайд) А теперь вспомните вначале урока, что вам шепнул сосед по парте. А как он вам ответил - покажите знак.
Работа в группах. А теперь маленькая проверочная работа. Ученики делятся на группы по заранее розданным карточкам разных цветов. В каждой команде командир (к). Всего 4 группы по 7 человек. Ребятам раздаются слова. Нужно распределить глаголы по спряжениям на ватманах. Красным фломастером отметить слова исключения.
Слова: ГРУЗИТЬ СМОТРЕТЬ ЧИТАТЬ СТЕЛИТЬ БРИТЬ ДЫШАТЬ ЗВОНИТЬ ЛЕПИТЬ ТЕРПЕТЬ ИГРАТЬ ВЫТЬ
Проверка:
1 спр. Читать, стелить, брить, играть, выть.
2 спр. Грузить, смотреть, дышать, лепить, терпеть
Запись д.з стр. 92. Упр. 65. Выучить слова брить, стелить – 1 спр.
У нас осталось немного времени. Ещё одно задание для закрепления. (слайд)
Выписать глаголы, определить спряжение.
Хорошо ночевать нам в палатке,
Через лес проходить напрямик.
Знать до тонкостей птичьи повадки,
Понимать их весёлый язык.
Итог урока:
(Слайд) Сегодня мы узнали….
Нам это пригодится….
Глаголы БРИТЬ СТЕЛИТЬ относятся к …… спряжению.
Молодцы! А теперь оцените свою работу на уроке. (знак ручкой на руке)