Тема урока: «Единственное и множественное число имён существительных»
Цели и задачи урока:
дать понятие об изменении имён существительных по числам;
учить употреблять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа;
развивать наблюдательность, речь;
формирование грамотного письма.
Ход урока.
I.Мотивация к учебной деятельности.
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
II.Актуализация знаний.
Чистописание.
У вас на парте лежат карточки, возьмите карточку жёлтого цвета.Прочитайте записанные на ней буквы.
л | д | о |
я | т | й |
ш | и | ж |
Зачеркните гласные буквы.
Зачеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки.
Зачеркните букву, которая обозначает всегда мягкий согласный звонкий звук.
Какая буква осталась?
Какие звуки обозначаются данной буквой? Дайте характеристику звукам.
Сегодня на минутке чистописания мы будем писать
1строка - Лл
2 строка- ли ля ло (Самоконтроль).
Ребята для чего нам на уроке необходима минутка чистописания.
Словарная работа.
А сейчас, ребята, посмотрите на доску. Что вы видите?
лсц, лпт, лгшк. (на доске)
Какое задание вы бы могли предложить друг другу?
Прочитайте данную запись.
Что вы можете сказать об орфограмме в данных словах?
Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Проверяем, оцениваем
Какой частью речи являются записанные слова? Докажите.
Среди записанных слов найдите «лишнее» слово. Докажите, почему вы так решили.
Со слово ЛОПАТА составим предложение. Какое предложение вам понравилось. Запишите его. Подчеркните основу предложения.
Проверяем и оцениваем.
Постановка учебной задачи.
III. Самоопределение к деятельности.
Чтобы выяснить, что мы должны узнать сегодня на уроке проведём исследование.
Посмотрите на эту группу слов.
ЛИСИЦА ЛОПАТА ЛЯГУШКА
ЛИСИЦЫ ? ?
Проверим себя
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Кто попробует сформулировать задачи урока?
-Итак, сколько предметов может назвать имя существительное?
Давайте сделаем вывод: …
А теперь давайте проверим правы мы или нет в своих предположениях. (Обозначение ед.ч. И мн.ч..)
IV. Первичное закрепление
А теперь давайте, будем учиться различать имена сущ. единственного и множественного числа.
Прочитайте слова. Что вы о них можете сказать? Распределите слова в 2 столбика (1- ед.ч.; 2- мн.ч).
Фрукты, заяц, урок, цветы, дождь, листья, снегири, собака.
IV. Физкультминутка.
Игра «Один – много» Если я называю слово, которое стоит в единственном числе, то вы хлопаете; если слово стоит во множественном числе, то вы топаете.
Деньки, заяц, дерево, пеньки, лиса, волки, совы, дороги, мост, сорока, яблоки, озеро, дома, лось, радуга.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа по вариантам (Измените имя сущ.по числам)
белка- …., щука - …., река - …
бинты - …., задачи - …., города- ….
Проверка по эталону, оценка.
VI.Рефлексия.
Распределите имена существительные в две группы по числам
(Iв. - ед.ч.; II вю — мн.ч..)
Самопроверка и оценка.
Дождь, малыши, чайник, груши, чайка, машины.
VII. Подведение итогов урока.
- Ребята, а какую цель вы ставили в начале урока?
- Что вы узнали и чему научились на уроке?
–Закончите предложения:
• Урок помог мне…
• Для меня было сложным…
• Мне понравилось…
VIII. Домашнее задание:
Тема урока: «Бабушкина вешалка» по А. Соколовскому
Цель: познакомить обучающихся с произведением А. Соколовского «Бабушкина вешалка»
Задачи:
коррекционно-образовательная задача: закреплять навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;
коррекционно-развивающая задача: развивать устойчивое внимание, воображение и связную речь путем использования эффективных для этого приёмов;
коррекционно-воспитывающая задача: воспитывать любовь и уважение к старшим, доброжелательное отношение друг к другу.
Ход урока.
Организационный момент.
-Присаживайтесь, пожалуйста. Сядьте правильно, вспомните о правилах поведения ученика на уроке.
-Какой сейчас урок?
-На уроке надо отвечать на мои вопросы полным ответом.
-Какое сейчас время года?
-Какой сейчас месяц?
- Давайте поможем весне скорее открыть свои солнечные теплые объятья. Подуйте на свои снежинки, которые лежат у вас на партах. (Дети сдувают снежинку в коробку, учитель ее закрывает)
II. Проверка домашнего задания.
III. Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы будем читать произведение, которое называется «Бабушкина вешалка».
Основная часть.
1. Словарная работа
- Прежде, чем читать произведение А. Соколовского, разберем смысл сложного слова, которое встречается в тексте:
(В словаре обучающиеся читают значение слова. Слово «обстругал» вывешивается на доску)
2. Выразительное и эмоциональное чтение произведения учителем для образца с целевой установкой.
3. Чтение произведения (жужжащее чтение)
4. Проверка восприятия текста. Работа по содержанию произведения.
-Почему Вася решил сделать вешалку для бабушки?
-Что мальчику хотелось сделать вместо вешалки? Он это сделал или нет? Почему?
-Понравился ли вам герой этого рассказа? Почему?
IV. Физминутка «Помощники».
Мы бабуле помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
А теперь белье стираем,
Поласкаем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
V. Чтение произведения обучающимися по цепочке.
VI. Закрепление полученных знаний.
- С каким произведением познакомились сегодня на уроке?
- Кто автор этого произведения?
-Чему учит это произведение?
VII. Итог урока. Рефлексия.
-Ребята, а расскажите нам о своей бабушке?
Относись с любовью и заботой к тем, кто тебя любит и заботится о тебе. (Уточнить понимание прочитанного)
Выставление оценок учителем.
VIII. Домашнее задание:
Тема урока: «Способы проверки вычислений»
Цели урока: сформировать навык письменных приемов сложения и вычитания, умения использовать способы проверки сложения и вычитания
Ход урока
1.Организационный момент
2. Самоопределение к учебной деятельности
Устный счет
а) игра “Лишнее число”
10 20 30 46 50 70
-Назовите числа, которые вы видите?
-Что общего у этих чисел? (чётные, двузначные)
-Какое число в этом ряду лишнее? Почему? (46, в этом числе есть разряд единиц)
-В виде каких разрядных слагаемых можно представить данное число? (40+6)
- Где мы используем разложение на разрядные слагаемые? (при сложении и вычитании с двузначными числами)
-Как при помощи разложения на разрядные слагаемые, найти значения следующих выражений?
36+3= 45-32=
б) игра “Молчанка”
38+2= 63-50=
66-40= 35+11=
59-7= 56+21=
Актуализация опорных знаний:
8+9=17 16-5=11
32+14=48 54-3=52
- Что вы заметили? (ошибки в решении)
-Что необходимо выполнить, чтобы проверить правильность вычисления? (выполнить проверку)
- А вы допускаете ошибки в вычислениях?
-Значит и нам надо тренироваться в вычислениях и проверке вычислений.
- Какую же цель пред собой мы поставим на уроке?
(правильно выполнять вычисления, тренироваться в проверке вычислений)
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- А тема урока “Способы проверки вычислений”
-В каком выражении вы нашли ошибку?
-Выпишите данное выражение.
32+14=46 54-3=51
-Назовите способ проверки для первого выражения.
- А каким ещё способом мы можем проверить?
- Прочитайте способы проверки, называя компоненты действия?
-Назовите способ проверки для второго выражения.
- Прочитайте способы проверки, называя компоненты действия?
46-14=32 51+3=54
46-32=14 54-51=3
4.Закрепление пройденного материала
а) работа с выражениями:
-А сейчас, применяя полученные знания, найдите какой пример будет являться проверкой для выражения 43+17=60 А для … 96-56=40
17+43=60 56+96=40
60-18=43 96-46=40
60-43=17 96+40=56
348-135 =113 243+352=595
-А как же проверить это вычисление?
5. Физкультминутка
А теперь, ребята, встать.
Руки медленно поднять.
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь все за дело.
б) работа по учебнику:
в) решение задач
6. Итог урока
-Какую цель мы ставили на уроке? (правильно выполнять вычисления, тренироваться в проверке вычислений)
-Достигли ли поставленной цели?
-Получалось ли у нас на уроке решать примеры, задачи и выполнять проверку?
-А как вы думаете сможете ли вы решить более сложные задания?
7. Рефлексия
8. Домашнее задание
Тэма урока: Назоўнік. Назоўнікі, якія адказваюць на пытанне хто? і назоўнікі, якія адказваюць на пытанне што?
Мэты урока:
1. Фарміраваць уяўленне пра адушаўлёныя і неадушаўлёныя назоўнікі, вучыць правільна ставіць пытанне да назоўніка;
2. Выпрацоўваць уменне вызначаць назоўнікі ў сказах і тэкстах;
3. Выхоўваць пачуццё патрыятызму.
Ход урока
I. Арганізацыйны момант
ІІ. Праверка дамашняга задання
III. Арфаграфічная размінка
IV. Чыстапісанне
чарапаха чаромха чалавек
Тлумачэнне сэнсу слоў:
Чарапаха (черепаха) — жывёліна з касцяным панцырам, якая вельмі павольна рухаецца на кароткіх лапах, якія разам з хвастом і галавой могуць уцягвацца ў панцыр.
Чаромха (черемуха) — высокі куст з сабранымі ў гронкі белымі духмянымі кветкамі.
Чыгунка (железная дорога) — рэйкавая дарога, прызначаная для руху паяздоў.
Роднасныя словы:
Чарапахавы, чарапашкавы, чарапашы.
Чаромхавы.
Чыгункавы.
Пэўна, добра чарапахам
Пад сваім надзейным дахам,
Хоць і незайздросны лёс —
Усё жыцце цягнуць свой воз.
V. Паведамленне тэмы ўрока
— Тэма сённяшняга ўрока — Назоўнік. Назоўнікі, якія адказваюць на пытанне хто? і назоўнікі, якія адказваюць на пытанне хто? Нам трэба навучыцца іх адрозніваць і правільна ставіць пытанні да назоўнікаў у беларускай мове.
VІ. Работа над тэмай урока
VIІ. Фізкультхвілінка. Пальчыкавая гімнастыка
Ну-ка, братцы, за работу.
Пакажыце нам сваю ахвоту.
Большаму — дровы сячы,
Печы ўсе табе паліць,
А табе ваду насіць,
А табе абед варыць,
А табе посуд памыць.
А потым усім песні спяваць,
Песні спяваць ды скакаць,
Саміх сябе забаўляць.
(Па чарзе разгінаць пальцы, пачынаючы з вялікага, а на словы «спяваць ды скакаць» — энергічна шавяліць імі.)
VIIІ. Замацаванне
Слоўнікавае слова: чаромха
Каменціраванае пісьмо:
IX. Вынік урока. Рэфлексія
— Ці цяжка было вам працаваць на ўроку?
— Якую ацэнку дасце сваёй працы?
— Вы ўсе стараліся працаваць. Малайцы!
X. Дамашняе заданне