|
Создание ситуаций успеха на уроках химии. (Выступление на январском педсовете ) Преподаватель химии Мирзоева О.Ф., учитель Высшей категории) Педагогов и родителей вот уже не одно столетие мучает вопрос: почему у детей пропадает интерес к учебе? Согласитесь, но многие первоклассники просто рвутся в школу: глаза горят, эмоций — "вагон", интереса к учебе — "воз и маленькая тележка". Но проходят года и интерес у учеников иссякает. В старших классах уже становится трудно заставить делать уроки. И 11-ом классе услышать от ученика, что в школе интересно и здорово — вообще нонсенс. |
Успех меняет человека. Что такое успех и зачем он нужен на уроках? Успех — понятие неоднозначное, многогранное. С точки зрения психологии, это эмоции радости, удовлетворения, связанные с преодолением сложной задачи. В этом отношении чувство успеха схоже с чувством эйфории. С точки зрения педагогики, успех — это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов как для отдельного ученика, так и для всего коллектива. Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет: повысить мотивацию обучения, развить познавательный интерес; стимулировать работоспособность; корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность, неуверенность, низкую самооценку; развивать личностные качества со знаком "плюс": инициативность, активность, креативность; поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку. Таким образом, одна из основных задач учителя сводится к созданию ситуаций успеха. Варианты моделирования ситуаций успеха на уроках химии, используемые мною: Похвала Самый мощный инструмент мой. Если этот инструмент применяется правильно. Естественно, если с наших уст будут сыпаться сплошные дифирамбы, то цена такой похвале — ноль. "Для человека больше пользы, когда его изображают в выгодном свете, чем когда его без конца попрекают его недостатками. С помощью похвалы можно, к примеру, помочь преодолеть неуверенность " закрепить эмоцию позитива ("У тебя обязательно получится"), заинтересовать лично ("Это задание я могу поручить только тебе"), позволить порадоваться даже незначительному успеху Как часто хвалить? — это вопрос вопросов. Бывает, что один учитель не скупится на дифирамбы, другой, наоборот, скуп на лестные слова, считая, что похвалу нужно заслужить. И оба по-своему правы. Наверное, этот вопрос должен решаться индивидуально учителем и конкретно для каждого ученика. Бывает, что доброе слово толкает ребенка на совершение "новых подвигов". (Шерзод,Саидова Хушнуда, А вот другие ученики начинают "светиться от радости", когда слышат только заслуженную оценку. Третьим (особенно из числа тех, кого постоянно хвалят) нередко бывает полезен и "холодный душ".(Амиров Комрон, Наврузи Шамсиддин, Сухробзода Наргиз…Холмуродова Мадина) 2.Коллективная похвала Каждый ученик желает утвердиться не только в глазах учителя, но и среди одноклассников. В этой связи неплохо будет, если за определенные достижения хвалить ученика всем классом. Например, можно овациями встречать победителя школьного конкурса, предметной олимпиады или просто ученика, выполнившего интереснейший проект.(Ашуров Ашраф, Кулиев Акбар, Саедов И.) 3. Прием "Эврика" Суть его в том, что учитель создает такую ситуацию, в ходе которой ученик сам приходит к интересному выводу, который раскрывает доселе неизвестные ему собственные личностные качества. Например, Подобные творческие задания раскрывают потенциал учеников, а учитель в результате получает целый "букет" талантливо выполненных работ.Например, 8 класс, проходим Таблицу Менделеева, кто такой Менделеев? Что вы знаете о нем, кто подготовит биографию о нем? Н а следующие уроки заслушиваем сообщения учеников…Или в 10 классе…тема спирты, вред и антиалкогольная пропаганда среди подростков…ученики предоставляют уникальные факты…Так же идет подготовка к предметной Недели по химии, ученикам дается заранее найти унтересный материал, викторину, сценки, открытые уроки по химии.И из предоставленного материала выстраивается цепочка мероприятий Неделию 4. Задания разной сложности Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ученику выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, "середнячки" могут отличиться творческим походом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания. Этот подход я провожу в каждом классе, после каждой темы при решении задач разной сложности…Так я выявляю отличников и даю подняться слабым ученикам.. 5. Самостоятельный выбор задания Ученикам предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, ученики же могут выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах/группе, самостоятельную подготовку или с помощью учителя. Во-первых, у учеников формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей. 6. Портфолио Один из методов, который позволяет ученику наглядно видеть свои достижения: есть повод для гордости и переживания успеха. Портфолио можно разделить на несколько разделов: "Мои достижения", "Мои награды", "Мое творчество", "Отзывы". Хорошо, если к наполнению портфолио привлекаются не только учителя, но и родители, и одноклассники. 7. Обучение самовнушению Помните, как в фильме "Самая обаятельная и привлекательная" героини постоянно внушали себе, что они самые-самые. Самовнушение пришло в педагогику из психологии и оно, действительно, помогает укрепить веру в себя, почувствовать себя более уверенным, сильным, способным. Элементы самовнушения можно включать в физминутки, с такого приема можно начать весь урок или его практическую часть. |
Можно ли создать ситуацию успеха для всех учащихся сразу? Можно ли ожидать, что школьники одинаково отреагируют на предложенные учителем приемы и условия? Успех сугубо индивидуален.