«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Социокультурное пространство образовательного учреждения

Понятие "социокультурное пространство" образует единое пространственно-временное поле, которое связывает между собой различные исторические периоды развития человеческой цивилизации. Возникло оно вместе с появлением концепций мировой истории человечества. Понятие «социокультурного пространства» изучалось антропологами и этнографами, а также историками, мифологами, философами, искусствоведами.

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»

(ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)

Институт педагогики и психологии

Кафедра начального и дошкольного образования









Статья

Педагогика культуры


Социокультурное пространство образовательного учреждения




44.04.02 Психолого - педагогическое образование

Профиль: Управление образования







Выполнил: студентка группы 412-УОз,

Чужмарова Наталья Александровна;















г. Сыктывкар, 2018.

Социокультурное пространство образовательного учреждения

Понятие "социокультурное пространство" образует единое пространственно-временное поле, которое связывает между собой различные исторические периоды развития человеческой цивилизации. Возникло оно вместе с появлением концепций мировой истории человечества. Понятие «социокультурного пространства» изучалось антропологами и этнографами, а также историками, мифологами, философами, искусствоведами. Рассмотрим различные точки зрения о понятии социокультурного пространства.

В статье "Теоретико-методологические подходы к формированию социокультурного пространства образовательного учреждения", Е.Н. Ненаховой рассматривается история научного обоснования термина "социокультурное пространство". Ею приведены несколько научно-исторических фактов: "Представители культурно-исторической школы диффузионизма - Ф. Ратцель, Ф. Гребнер, В. Шмидт, Л. Фробениус - развивали идеи распространения культур, формирования культурных кругов и зон в некоем пространственном измерении. В трудах А. Тойнби существовало понятие "культурного поля", но позже британский историк приходит к осмыслению социокультурного пространства" [4, с.173].

Панарина А.С., основываясь на трудах О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби, А.Е. Чучин-Русова, формулирует следующее определение рассматриваемому нами понятию: "социокультурное пространство - это процесс и результат развертывания культуры во времени и в пространстве и во взаимосвязи с социальными параметрами; это цивилизационная целостность с широкими пространственно-временными рамками, включающими все сложнейшие процессы генезиса, распространения и функционирования, которые протекают не хаотично и случайно, а подчинены определенной логике и детерминируются специфическими параметрами [4, с.173].

Доктором педагогических наук, профессором Н.Л. Селивановой были выделены 3 основных подхода к определению термина «социокультурное пространство»:

- оно является частью среды, господство в которой определено педагогически сформированным образом жизни (Ю.С. Мануйлов);

- оно представляет собой динамическую сеть со взаимосвязанными педагогическими событиями. Она формируется из усилий социальных субъектов различного уровня (как коллективных, так и индивидуальных). Это интегрированное условие личностного развития человека. (Д.В. Григорьев);

- это среда, которая с педагогической точки зрения целесообразно организована. Она окружает как отдельного ребенка, так и множество детей класса, школы, дома, двора, микрорайона и т. д. (по Л.И. Новиковой). [6, с.11-12].

Кандидатом психологических наук Н.И. Евсиковой была написана работа "Влияние вариативной образовательной среды на эмоционально-личностное развитие учащегося в полном цикле школьного обучения". Согласно её положениям социокультурное пространство рассматривается в качестве "совокупности внешних условий функционирования образовательных учреждений, включающих особенности конкретно-исторической ситуации, характер протекания процессов в основных сферах общества, систему нормативных требований к организации образовательного процесса и ее изменения" [2].

У доктора психологических наук, профессора Ю.Н. Кулюткина и доктора педагогических наук, профессора С.В. Тарасова иное видение "социокультурной среды". Они представляют её в виде сложной структуры, состоящей из общественных, материальных и духовных условий, благодаря которым есть возможность реализации деятельности человека. По мнению профессоров, это является важным условием для развития личности. Помимо этого сама социокультурная среда преобразуется под влиянием деятельности человека. Эта взаимосвязь является очень интересным аспектом. Не зря социокультурная среда и деятельность человека стали предметом изучения представителями различных научных дисциплин (социология, психология, философия, педагогика, социальная экология и др.)". Ю.Н Кутюлиным и С. В. Тарасовым образовательную среду, в первую очередь, представляют в виде - "…подсистемы социокультурной среды, совокупности исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть целостности специально организованных педагогических условий развития личности" [3].

Также они указывают на то, что "многие исследователи под образовательной социокультурной средой понимают систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека: люди, которые влияют на образовательные процессы; общественно-политический строй страны; природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды); средства массовой информации; случайные события" [3].

Эта точка зрения о понимании социокультурного пространства образовательного учреждения является наиболее близкой для меня.

Агеевым В.С., доктор психологических наук определяет ряд возможностей воспитательного социокультурного пространства для развития и формирования личности учащегося:

- интенсивное и разноплановое исполнение различных ролей;

- построение диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп;

- свобода выбора деятельности (ее содержания и форм) и такой деятельности, которая позволяет ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения;

- свобода принятия школьником решения о его вхождении в воспитательное пространство;

- освоение подпространств: культурного, природного, информационного;

- выбор различных коллективов, общностей и возможность их смены; [1].

Благодаря педагогически организованному взаимодействию различных субъектов социокультурного пространства образовательного учреждения, выстраивается правильная гуманистическая ориентация. Эффективность усилий по их взаимодействию определяется наличием общего и специфического в деятельности каждого из субъектов. Важно осознавать, что учащиеся являются активной движущей и созидательной силой, которая способна реализовать свою субъективную позицию, основываясь на креативный подход к решению поставленных педагогом задач. При этом позиция педагога имеет свою специфику - невозможны запреты и указы; педагог должен использовать инициативу, творческий порыв учащихся и вовлекать их в процесс создания и укрепления педагогического пространства.

Исследование по проблеме организации социокультурного образовательного пространства современной школы позволило сделать некоторые общие и частные выводы, которые могут быть сформулированы следующим образом.

Кандидат педагогических наук Т.И. Олыкайнен в исследовательской работе "Организация социокультурного образовательного пространства современной школы" пришла к следующему выводу, что "в настоящее время в рамках педагогического подхода к исследуемому процессу выделяется несколько направлений, отражающих культурный смысл среды-пространства, но характеризующих их с разных точек зрения:

1. Выделяется совокупность следующих пространств: учебное, игровое, правовое, художественно-творческое и другие (деятельностный подход); социальное, образовательное, информационное, культурное и другие (социально-культурный подход).

2. Пространство рассматривается как некая площадь, наполненная различными материальными объектами, символами, тем, что называется оформлением школы, интерьером.

3. Пространство рассматривается как место функционирования и развития человека.

4. Как место в социуме, где субъективно задаются множество отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности по социализации личности.

5. пространство связывается с витагенной проекцией, дидактической проекцией и конструирующей проекцией [5].

Анализ этих подходов позволил автору разделить понятия "среды" и "пространства". Т.И. Олыкайнен считает, что образовательная среда - это "…окружение человека, система внешних обстоятельств, включающая в себя множество параметров, которые влияют на жизнедеятельность человека, его психическое и социальное развитие, и характеризующаяся реальной целостностью". Социокультурное образовательное пространство, "…будучи такой же реальной целостностью как и среда, представлено прежде всего организмом и средой и наполнено системой отношений. Социокультурный контекст образовательного пространства связывается с развертыванием многообразия воспитательных систем, инициированием вариативного образования, изменением образовательных ценностей, приобщением личности к культуре" [5].

Организация социокультурного пространства в учреждении образования, по мнению Т.И. Олыкайнен - это целая "…система педагогических действий по приведению в соответствие отдельных внутренних компонентов данного пространства с целью обеспечения его функционирования как целостной реальности, наполненной совокупностью целесообразных отношений" [5].

Данное пространство автор представляет в виде четырех основных, интегрирующихся и взаимодополняющих областей:

- взаимодействия;

- культурных связей;

- отношений;

- деятельности.

При этом Т.И. Олыкайнен утверждает, что "основанием для выделения этих четырех областей являются не только виды деятельности, осуществляемые в социокультурном образовательном пространстве (урочная, внеурочная деятельность), но и культурные ценности образования в целом (обеспечение связей и коммуникаций в сообществе, наследование и создание новых ценностей, включение ребенка в мир культуры и другое)" [5].

Основываясь на труды некоторых ученых, рассмотренных нами, можно прийти к выводу, что социокультурное пространство для образовательных учреждений является важным аспектом в их полноценном функционировании. Это залог того, что учащиеся смогут пройти адаптацию в социуме и, кроме того, выявят желание облагородить и обогатить пространство, основываясь на собственную креативность.

Склоняюсь к мнению, что при организации социокультурного пространства следует в полной мере учитывать интересы каждого субъекта образовательного процесса. Необходимо расширять диапазон социальных ролей его участников.

Следует учитывать, что на формирование социокультурного пространства образовательного учреждения влияет в целом вся система образования. В настоящее время для педагога оно представляет собой совокупность содержательных пространств его деятельности. Основываясь на социокультурном пространстве, легче анализировать и выстраивать педагогические ситуации, в которых прослеживаются качественная взаимосвязь между всеми участниками событий, находящихся в образовательном учреждении.













Источники и литература

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы./ В.С. Агеев. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 239 с.;

2. Евсикова Н.И. Влияние вариативной образовательной среды на эмоционально-личностное развитие учащегося в полном цикле школьного обучения./ Н.И. Евсикова // Автореф-т дис.канд.псих.наук; -М.; 2009. - [Электронный ресурс]; режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-vliyanie-variativnoy-obrazovatelnoy-sredy-na-emotsionalno-lichnostnoe-razvitie-uchaschegosya-v-polnom-tsikle-shkolnogo-ob#ixzz2yZmSmDRU; дата доступа: 07.04.14г.;

3. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности/ Ю.Кулюткин, С.Тарасов // Новые знания; № 1; 2001. - [Электронный ресурс]; режим доступа: http://jornal.znanie.org/n1_01/obraz_sreda.html; дата доступа: 07.04.14;

4. Ненахова, Е.Н Теоретико-методологические подходы к формированию социокультурного пространства образовательного учреждения./ Е.Н. Ненахова. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена; №128; 2010. -С.172-182.;

 5. Олыкайнен Т.И. Организация социокультурного образовательного пространства современной школы./ Т.И. Олыкайнен // Автореф-т дисс.канд.псих.наук; -Красноярск; 2002. - [Электронный ресурс]; режим доступа: http://www.dissercat.com/content/organizatsiya-sotsiokulturnogo-obrazovatelnogo-prostranstva-sovremennoi-shkoly; дата доступа: 08.04.14г.;

6. Селиванова Н.Л. Воспитательная система как объект педагогического моделирования.// Моделирование воспитательных систем: теория - практике: Сб. науч. ст. под ред. JI.И.Новиковой, Н.Л. Селивановой. -М.: Изд. РОУ; 1995. - С.10-17.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее