СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
В настоящее время основным приоритетом для Правительства Российской Федерации в области реализации государственной молодежной политики является развитие потенциала молодежи. И это объяснимо. Исследования последних лет, проведенные в Российской Федерации, показали, что молодежь в XXI в. в основном занята удовлетворением своих индивидуальных жизненно-важных потребностей. Однако именно в этом возрасте молодые люди должны использовать свои возможности для активного участия в создании своего будущего и будущего своей страны. [3, с. 73].
Внеучебная деятельность студентов создает оптимальные условия для раскрытия их творческих способностей и разностороннего развития личности, приобретения организаторских и управленческих навыков, необходимых будущему специалисту. На наш взгляд культурно-досуговая деятельность влияет на процесс развития и становления личности каждого обучающегося: это и духовное развитие, нравственное и физическое развитие, проявление творческих способностей, а также немаловажным фактором является саморазвитие. Подростки, увлеченные досуговой деятельностью, более полно реализуют себя как личность, имеют более глубокое культурное и нравственное воспитание, нежели их сверстники, не вовлеченные в активные мероприятия. Проблема организации свободного времени современного подростка считается достаточно актуальной на сегодняшний день. Одним из способов влияния на культурно-досуговую деятельность молодежи считается метод разработки и использования социальных проектов. Социальное проектирование органично связано с использованием метода проектов в досуговой среде. Метод проектов - это способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [2, с.15]. Само социальное проектирование это уже особая технология развития социальной активности молодежи, организации эффективной работы с молодежью в досуговой среде. В самом общем виде социальное проектирование представляет собой конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. Главный смысл этой технологии - создание условий для социальных проб личности. Социальное проектирование является одним из множества видов досуговой деятельности современного молодого человека, ориентированной на развитие его социальной активности, определяющей его интересы и потребности, помогающий в самореализации, самовыражении, формирующий досуговую среду, в которой молодые люди получают дополнительное образование, способствующее их вхождению в современную культуру. В ходе социального проектирования чрезвычайно важен его конечный продукт - проект. [2, с.16]. Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена с помощью методов и шагов по ее реализации [4, с.28]. Также проект - это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации [5, с.34].
С целью выявления интересов молодежи в сфере организации досуга было проведено анкетирование, которое показало, что большинство студентов на этапе обучения в техникуме посвящает своё свободное время развлекательным формам досуговой деятельности, которые не обогащают разум знаниями и не формируют у них никаких полезных навыков. На основании анализа результатов нами был разработан проект «Моя территория успеха», направленный на формирование социальной активности ребят, развитие их творческих и профессиональных интересов и потребностей, помогающий в самореализации и самовыражении их как личности. Проект представляет собой программу организации культурно досуговой деятельности студентов по различным направлениям в течение 1 года обучения с итоговой защитой достижений и успехов в форме портфолио студента. Студенты, которые реализуют данный проект, принимают участие в различных мероприятиях, направленные на вовлечение в волонтёрскую и благотворительную деятельность, помогающие в развитии их творческих способностей, раскрытию их потенциала и индивидуальности каждого участника проекта, способствуют развитию коммуникативных и профессиональных качеств будущего специалиста. Студенты учатся аргументировано выражать свою позицию, оперировать фактами, критически мыслить, не бояться выступать перед аудиторией, что, несомненно, поможет в будущем при защите выпускной квалификационной работы и в профессиональной деятельности будущего специалиста.
Библиографический список
Антонюк Г.А. Социальное проектирование / Г.А. Антонюк. - Минск. - 2012. - 251 с.
А.Е. Ковешникова «Социальное проектирование как метод организации досуговой деятельности молодёжи». Казанский педагогический журнал.- 2017. - № 2. – С. 15-17.
Кузнецова Г.В. «Социальное проектирование как способ формирования созидательной активности студенческой молодёжи». Педагогические науки. – 2015. - № 2. – С. 73-76.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.
Луков В.А. Социальное проектирование / В.А. Луков. - М.: Флинта. Социум. - 2013. - 240 с.