«Зимний фестиваль знаний 2025»

Составление цитатной характеристики героя по рассказу Виталий Бианки «По следам.

ЦЕЛЬ УРОКА

Продолжить знакомится с рассказом Виталий Бианки «По следам: анализировать содержание текста по вопросам, обогащать словарный запас; развивать внимание, творческие способности.

ЗАДАЧИ УРОКА

Обучающие

- создать условия для формирования умений характеризовать героев рассказа.

Развивающие

- Раскрыть содержание и идею его рассказа; добиться усвоения текста детьми.

Воспитательные

- Раскрыть воспитательное значение произведения; формирование таких качеств как терпение, внимание к родной природе, животному миру.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Предметные

- умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге

Метапредметные

— формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге,

— ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе

Личностные

- формирование системы нравственных ценностей (благородство, сочувствие, твердость характера, настойчивость), проявление интереса к произведениям Виталия Бианки

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

МАКЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА


ПРЕДМЕТ


Литературное чтение

КЛАСС, ДАТА


3 класс

ТЕМА УРОКА


Составление цитатной характеристики героя. Выборочное чтение.

РЕСУРСЫ



ТИП УРОКА


Комбинированный

ЦЕЛЬ УРОКА


Продолжить знакомится с рассказом Виталий Бианки «По следам: анализировать содержание текста по вопросам, обогащать словарный запас; развивать внимание, творческие способности.

ЗАДАЧИ УРОКА

Обучающие

создать условия для формирования умений характеризовать героев рассказа.

Развивающие

Раскрыть содержание и идею его рассказа; добиться усвоения текста детьми.

Воспитательные

Раскрыть воспитательное значение произведения; формирование таких качеств как терпение, внимание к родной природе, животному миру.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ



Предметные

умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге

Метапредметные

— формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге,

— ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе

Личностные

формирование системы нравственных ценностей (благородство, сочувствие, твердость характера, настойчивость), проявление интереса к произведениям Виталия Бианки


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

№п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Деятельность учителя

(содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

1.

Самоопределение к деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Время: 2 минуты

- Здравствуйте ребята!

- Давайте с Вами познакомимся, для этого посмотрим, друг на друга и улыбнемся.

- Меня зовут Анастасия Андреевна.

- Сегодня я у вас буду вести урок литературного чтения.

Приветствуют учителя.

2.

Актуализация опорных знаний. Пробное действие.

Цель: повторение ранее изученного материала В. Бианки «По следам». Выполнение обучающимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения.

Время: 8 минут


- Сейчас мы с вами отправимся в удивительный мир рассказа, а что это за рассказ расскажите мне, прочитав ее фрагмент.

«…Колесит по кустам, гонит зверя.

Где уж тут было парнишке домой ворочаться: подранка разве охотник бросит?

Только вот что за зверь? Больно здоровые когтищи! Тяпнет такими по животу из-за куста… Парнишке много ли надо!...»

- Из какого рассказа данный фрагмент?

- Правильно ребята это фрагмент из рассказа «По следам».

- А кто написал этот рассказ?

- Правильно, этот рассказ написал Виталий Бианки.

- Давайте вспомним содержание и восстановим события рассказа, в этом нам поможет схема.

- На сколько частей можно поделить рассказ?

Правильно, рассказ можно поделить на 8 частей.

- Посмотрите на доску, перед вами 8 квадратов, каждый квадрат обозначает одну часть. Ваша задача озаглавить каждую часть, для этого вам будет предложено 3 варианта ответа, нужно будет выбрать один из вариантов, тот который ближе подходит к содержанию части и поднять номер карточки.

1 квадрат

- Какое время года описывается в рассказе?

- Кто является героями этого рассказа? Назовите их.

- Как называл Егорка отца?

- Зачем Егорка захотел идти в лес?

- Отпустил отец Егорку?

- Как вы думаете можно озаглавить эту главу?

- Выберите одну и трех вариантов.

1. «Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя»

2. «Любопытный Егорка»

3. «След диковинного зверя»

2 квадрат:

- Переживал ли отец за своего сына?

- Что услышал лесник, когда вышел на крыльцо?

- Что подумал лесник, когда услышал вой волков?

- Пошел ли отец спасать Егорку?

- Что услышал лесник из лесу, из темноты?

- Как можно озаглавить эту главу?

1. «Егорки все нет»

2. «Переживание лесника»

3. «Егоркин выстрел»

3 квадрат:

- С помощью чего лесник шел по лесу?

- Отзывался ли Егорка на выстрелы отца?

- Чей дом лесник нашел в лесу?

- Что подумал лесник, когда еще раз выстрелил на дворе?

- Как можно озаглавить эту главу?

1. «Пропал парнишка»

2. «Поиски Егорки».

3. «Темь в лесу»

4 квадрат:

- Что помогло леснику напасть на след Егорки?

- Как вы понимаете смысл предложения: «Читает по снегу, как по книге»?

- Чьи следы видел лесник?

- Как можно озаглавить эту главу?

1. «Читает по снегу, как по книге»

2. «Следы на снегу»

3. «Меткий парнишка»

А теперь давайте перейдём к пятой главе.

5 квадрат:

- Почему охотник не смог разгадать этот след?

- Чего боялся лесник?

- Как бы вы назвали эту главу?

1. «Звериные следы»

2. «Охота на зверя»

3. «Что за диковина?»

А теперь давайте перейдём к шестой главе.

6 квадрат:

- На что наткнулся охотник?

- О чем подумал охотник, когда увидел по следам, как упал парнишка в снег на оба колена, как потерял лыжи, как справа, спереди, наперерез бежали волки?

- Как бы вы назвали эту главу?

1. «Серая тень»

2. «Встреча с волками»

3. «Волки»

А теперь давайте перейдём к седьмой главе.

7 квадрат:

- Кого услышал лесник после выстрелов?

- О чем попросил Егорка своего отца?

- Как бы вы назвали эту главу?

1. «Спасение Егорки»

2. «Тять»

3. «Бердана»

А теперь давайте перейдём к последней главе.

8 квадрат:

- Что рассказал Егорка отцу?

- Какого зверя все-таки подшиб Егорка?

- Как бы вы назвали эту главу?

1. «Барсук»

2. «Впечатление Егорки»

3. «Здоровый барсучище»

Посмотрите на схему, все ли правильно мы с вами сделали? (на доске)










Данный фрагмент взят из рассказа «По следам»



Рассказ написал Виталий Бианки



На 8 частей









Зима

Отец и Егорка его сын

Тятя

Выследить по следу диковинного животного

Да

Ответы детей







Переживал

Что волки воют

На Егоркин след напали волки

Да

Выстрел Егорки

Ответы детей





Волчьих голосов

Нет

Свой

Видно добычу делят. Пропал парнишка

Ответы детей





Две борозды от Егоркиных лыж

То, что отец понимает, что с Егоркой за ночь приключилось

Белок, зайцев, куропаток, птичьи

Ответы детей






Потому что барсук обычно спит зимой в лесу, а тут его разбудила оттепель

Что пойдет снег и заметет дорогу

Ответы детей





На берданку и лыжи Егорки



Что они его съели

Ответы детей






Егорку

Поднять бердану

Ответы детей






О том, как он ходил на охоту

Барсука

Ответы детей




Ответы детей

3.

Постановка учебной задачи.

Цель:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

Время: 4 минуты


Сегодня, как я и говорила, мы с вами попадем в удивительный мир рассказа.

Побудем себя в роли рассказчика, иллюстратора и создадим свою книжку – раскладушку по мотивам этого рассказа.

Как вы думаете, что будет в нашей книжке?

В этой книжке будут:

  • сведения об авторе;

  • озаглавленные части рассказа;

  • цитатная характеристика героя, (которую сейчас мы с вами сделаем);

  • ваше мнение о данном рассказе;

  • А самое главное вы сами придумаете обложку к своей книжке.

Прежде чем мы начнем, давайте немножко отвлечемся и разомнемся:

Физкультминутка (Аудио – «Телевизор»)







Ответы детей













4.

Открытие нового знания.

Цель: составление совместного плана действий. Создание условий для формулирования (открытия) «правила» урока.

Время: 15 минут


На столе у каждого лежит раздаточный материал, достаньте из файла макет нашей с вами книжки, рассмотрите ее и скажите, что на уроке мы с вами еще не разбирали.

На уроке мы с вами еще не разбирали характеристику героев. Характеристику героев будем записывать, используя цитаты.

Скажите, пожалуйста, кто в этом рассказе главные герои?

Правильно, главными героями являются: Егорка и Отец

Возьмите конверт с цифрой один. Сейчас у вас есть несколько минут для того что бы дать характеристику главным героям. Вам нужно будет соединить цитату с героем и выбрать нужную характеристику к этой цитате.

Работа с раздаточным материалом

Время подходит к концу, положите ручки на стол, проверяем.

Проверка с эталоном. (Презентация)









Егорка и Отец






Работа с раздаточным материалом.

5.

Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цель: усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи

Время: 10 минут


Откройте нашу книжечку и заполните самостоятельно:

  • Характеристику наших героев;

  • Озаглавленные части рассказа;

  • Сведенья об авторе

(Для этого у вас лежит дополнительный конверт, откройте его и выберите ту информацию, которая подходит для вас)


Кто закончил, поднимите глазки на меня, ручки положите на стол.

Самостоятельная работа, оформление книжки.

6.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: обучение новому способу действий при выполнении заданий с включением ранее освоенных ЗУНов.

Время: 3 минуты


Отложите в сторону ваши книжечки и возьмите в руки карточки с цифрами 1, 2, 3,

Сейчас на сладе будут написаны вопросы с 3 вариантами ответов, ваша задача поднять карточку с правильным ответом.

1.Кто написал рассказ « По следам»?

1. Виталий Бианки

2. Дмитрий Мамин – Сибиряк

3. Валентин Берестов

2. Что такое «Фрузея»?

1. Чайник

2. Ружье

3. Капкан

3. Что обозначает слово «Тятя»?

1. Охотник

2. Отец

3. След

4. След, какого животного заинтересовал Егорку?

1. Заяц

2. Медведь

3. Барсук

Молодцы ребята!

Ответы детей





1



2





2




3





7.

Рефлексия деятельности.

Цель: оценивание обучающимися собственной учебной деятельности.

Обсуждение и запись домашнего задания.

Время: 4 минуты


Подведем итоги:

- Правильно ли поступил Егорка?

- Как вы думаете, пожалел ли он о своем поступке?

- Правильно ли поступил отец, когда отпустил сына в лес?

- Сегодня на уроке мы свами создавали книжку, возьмите ее в руки и напишите в ней свое мнение:

Чем вам понравился рассказ?

Чему он вас научил? Итд

- Посмотрите на последнюю страницу, внизу вы увидите 5 звезд, оцените свою работу по 5 бальной шкале.

Домашнее задание:

Дома, вам нужно будет нарисовать обложку к вашей книжке!

Подводят итог работы на уроке.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее