«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Сопровождение и поддержка семейных традиций воспитанников доу старшей группы

Статья для воспитателей ДОУ о сопровождении и поддержки семейных традиций

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Рахметова С.С.

ГАПОУ АО«Астраханский социально-педагогический колледж»

г.Астрахань


Необходимость воспитания будущего семьянина через народные традиции не нуждается в доказательствах. Наше время – это время новых отношений. Современные научные данные доказывают, что в первые годы жизни у ребенка, воспитывающегося в семье, формируется ее образ. В семье ребенок включен в поток деятельности (а не только поток сознания, как это бывает в детском саду, школе) и в процессе ее усваивает экстериоризованные в человеческом мире "значения". Это "поле значений" ребенок находит как "вне его существующее" - им воспринимаемое, усваиваемое, как то, что входит в его "образ мира" (А.Н. Леонтьев). В исследованиях подчеркивается, что "образ мира", "картина мира" развивается у ребенка как целое, как абрис мировоззрения (Д.Б. Эльконин, С.Д. Смирнов).

В последние годы собраны экспериментальные данные, свидетельствующие о достаточно высокой ценности семьи в глазах современных детей. Между тем семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде "родители-ребенок", но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей (Л.В. Загик, Т.А. Маркова, В.А. Петровский), что объективно может способствовать формированию у детей "образа семьи". В исследованиях отечественных педагогов выявлена возможность включения детей в жизнь семьи путем участия в подготовке семейных праздников, совместном досуге с использованием народных традиций в семейном воспитании русских и татарских народов (Т.М. Баринова, Г.Н. Гришина, С.А. Козлова).

Методологической основой исследования является основа народной педагогики Хамитова И.М. "Семейные традиции в воспитании детей".

Была выдвинута гипотеза исследования: использование народных традиций в семейном воспитании татарского народа будет проходить успешно, если будут возрождены знания истоков народных традиций.

Какие требования предъявляет татарская народная педагогика родителям и старшим в семье, чтобы они могли предстать перед детьми положительным нравственным примером? Прежде всего - создание положительного нравственного настроя в семейных взаимоотношениях родителей и старших. Как правило, он отличается обоюдным уважением и дружбой родителей. "В дружной семье благодать, где раздоры - там погибель". (Бердэм ейдэ бэрэкэт бар, бердэмсез ейда палакат бар). "Что птенчик видит в гнезде, то же делает в полете". (Оясында ни курса, очканда шуны кылана).

Многие обычаи и традиции различных народов отличаются только лишь по форме, а по содержанию одинаковы. В связи с этим, изучение обычаев и традиций какого-то отдельного народа имеет важное значение не только для него, но и для других народов.

Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды, с помощью которых народ воспроизводит себя, духовную культуру, характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. В семейном воспитании четко выделяется традиция формировать у детей знание своей родословной. Вся народная этика сводится, главным образом, к семейной нравственности, основанной на чувстве родства. В этом залог преемственности связи поколений, сохранения фамильной чести, уважения к предкам.

Труд - главное средство воспитания в семье. Глубокое уважение к труду, понимание значения его в жизни человека находят отражение во многих пословицах татарского народа:

-Элек эшлэ, аннан сейлэрсен,. (Сначала сделай, потом говори.)

- Карама кешенен, сузенэ, кара эшенэ. (Не суди человека по словам, суди по делу.)

- Аз сейлэ, куп эшла. (Мало говори, больше работай.)

Одной из характерных черт народной педагогики Востока является культ матери, культ родителей, культ старшего человека вообще. "Хоть шесть дней голодай, но отца почитай", "Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют",- говорят татары. "Если сын на ладони изжарит яичницу для матери, то и тогда он останется перед ней в долгу", "Всю жизнь день и ночь трудись - труд матери не возместить".

Весьма важным качеством у народа является гуманизм и вежливость, проявляемые в правилах гостеприимства. Умение принимать гостей - большое искусство, которому старшие с любовью обучают молодежь. Татары, встречая гостей, обязательно угощают их хотя бы чаем. "Ачык чырай, такта чэй" (приветливое лицо, плиточный чай), "Ачык чырай, якты йез, ипи белэн тоз" (приветливое лицо, хлеб да соль), - говорят они.

Гостеприимство у татарского народа означает не просто кормление гостя, главным образом, это признак уважения к человеку. Поэтому здесь имеет значение не столько обилие пищи, сколько гостеприимные качества хозяев. "Кунелен, кин, булса, бетен илгэ шырпы житэ" (если у тебя душа широкая, то одной спички хватит всему народу). "Сыйламага сыец булмаса да, сыйпама-га телец булсын" (пусть тебе нечем угощать, но гостя принимай приветливо), - говорит народ.

Использование народных традиций в семейном воспитании способствует семейная подготовка родителей и детей к народным старинным праздникам, таких как: Сабантуй, Джиен, Курбан-байрам, Рамазан, Уразы, Карга Баткасы и другие.

Ознакомление с данными праздниками, их возрождение во многом зависит от грамотной деятельности педагогов ДОУ. Этому способствуют совместные мероприятия ДОУ и семей воспитанников, знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей своего народа, активная позиция самих родителей по возрождению традиций.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее