Выступление на тему
Содержательные аспекты подготовки
к ОГЭ по английскому языку: проблемы и решение
Иностранный язык пока не входит в ряд обязательных предметов. Но многие дети для сдачи выбирают именно его. Одним из главных условий для успешной сдачи ОГЭ на мой взгляд является разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке к экзамену и во время его проведения (приемов, способов, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик и которые позволят ему добиться наилучших результатов на экзамене). К сожалению, возникает множество проблем, которые возникают при подготовке к ОГЭ. В качестве проблем перечисляют и сложность заданий, и недостаточный уровень владения языком самих учащихся, и неумение учеников вовремя сориентироваться на экзамене. Я считаю, это проблема недостаточного уровня коммуникативной компетенции у учащихся. Тут все, что мы можем сделать - это просто учитывать требования итоговой аттестации все восемь лет обучения, за один-два года подготовить в этом плане к экзамену не удастся, прямо в соответствии с поговоркой "перед смертью не надышишься".
В экзаменационной работе 2020 г. внесены изменения в разделы 2 («Задания по чтению») В разделе 2 («Задания по чтению»)- изменено задание 9: участникам ОГЭ предлагается осуществить информационный поиск и определить, в каком из шести письменных текстов содержится ответ на предложенный вопрос (в задании есть один лишний вопрос). Максимальное количество баллов за выполнение задания – 6; - уменьшен объём текста для чтения к заданиям на определение соответствия утверждений прочитанному тексту; - уменьшено до 7 количество заданий на определение соответствия утверждений прочитанному тексту (соответствует / не соответствует / в тексте не сказано). Максимальное количество баллов за выполнение заданий 10–16 – 7.
Раздел 2 (задания по чтению) содержит 8 заданий на понимание прочитанных текстов. Определите, в каком из текстов A–F содержатся ответы на интересующие Вас вопросы 1–7. Один из вопросов остается без ответа.
Чтение
- Учащиеся должны внимательно прочитать инструкцию, чтобы четко представить, что и как должны делать.
- Быстро просмотреть текст, чтобы понять, о чем он.
•Прочитать вопросы, тексты, где содержатся ответы.
•Найти в тексте (микротекстах) ключевые слова или фразы, выражающие тему, основную мысль.
•Не пытаться переводить текст дословно.
•Не паниковать, если в тексте встретили много незнакомых слов. А задача – понять основную мысль.
•Надо помнить, здесь осуществляется информационный поиск. Надо определить, в каком из шести письменных текстов содержится ответ на предложенный вопрос. Один вопрос – лишний.
Задания 10-16 нацелены на проверку умения учащихся понимать в прочитанном тексте запрашиваемую информацию
Учащийся должен определить, какие из утверждений соответствуют содержанию текста (1-True), какие не соответствуют (2-False),и о чем в тексте не сказано (3-Not stated)
Наибольшую сложность представляет понимание различий между пунктами 2)False и 3)Not stated.
В отрывке может содержаться лишь часть правильного ответа. В таком случае следует выбирать пункт 3) Not stated.
Полезные советы
Как показывает опыт, многие школьники не владеют этим способом чтения на иностранном языке, т. к. сразу же начинают пытаться перевести текст и застопориваются при виде первого незнакомого слова. Эти «вредные» привычки должны быть преодолены.
Как правило, любое первичное чтение учебного текста во многих современных учебниках носит ознакомительный характер, и первое задание перед чтением дается на понимание общего содержания текста или его ключевых моментов. При выполнении этого задания не нужно прибегать к переводу или лезть в словарь за незнакомыми словами. Один из способов — установить жесткие временные рамки на чтение текста, а учителю рекомендуется не отвечать на просьбы учащихся объяснить незнакомые слова на этом этапе чтения.
Грамматика и лексика Задания 17-25 проверяют сформированность языковых умений и навыков учащихся, а задания 27-31 нацелены на проверку лексико-грамматических умений и навыков.
Как систематизировать грамматику
Проблема №1 –грамматика изучается на протяжении всего периода обучения, вводятся правила, даются тренировочные упражнения, отрабатываются модели, но… большое количество ошибок допускается в разделе “Лексика и грамматика”
Проблема №2- грамматика отрабатывается учащимися в отдельных предложениях, а на экзамене задания даются в связанном тексте
Проблема №3- грамматику рассматривают как систему времен, забывая о числительных, наречиях, прилагательных и местоимениях
Проблема №4- часто забывают о построении предложения в английском языке.
Как систематизировать лексику
Проблема №1- обычно слова и словосочетания заучиваются, а не анализируются
Проблема №2-изучаются отдельные лексические единицы, а не слова и словосочетания в контексте
Проблема №3-словообразование не поддается правилам.
•Прежде чем начать заполнять пропуски, просмотреть текст и слова, которые надо преобразовать.
•Подсказка на выбор правильной грамматической формы не обязательно находится в самом предложении, а может быть в тексте.
•Если это глагол, то в какой видовременной форме его нужно употребить.
•Если это личное местоимение, определить, какая форма тут нужна- в именительном или объектном падеже.
•Если это прилагательное- то в какой степени нужно поставить это прилагательное, а если это числительное- то какой суффикс требуется, чтобы преобразовать это числительное.
Степени сравнения прилагательных
•Если перед прилагательным стоит артикль the, то это будет превосходная степень
•Если за прилагательным стоит than, то это сравнительная степень
•Важно помнить об исключениях: good, bad, far
•Важно помнить о сложных формах: beautiful, wonderful, interesting
Типичные ошибки
Как показывает практика, наиболее распространенными ошибками являются следующие:
•Видовременные формы
•2-ая и 3-яя форма глаголов
•Формы страдательного залога
•Present Perfect vs Past Simple
•Словообразование: например вместо difficulty difficultness, scientifics вместо scientists
•Неправильное написание слов
•Правильный выбор вспомогательного глагола : has grown/have grown
•Префиксы unhonest вместо dishonest
•Небрежное заполнение бланков
Письмо
Задание 1 проверяет умение написать личное письмо в ответ на письмо-стимул
В письме необходимо дать ответ на 3 вопроса, заданных другу по переписке
Письмо должно быть оформлено в соответствии с нормами письменного этикета, принятыми в англо-говорящих странах
Для того, чтобы дети справились успешно с заданием по написанию личного письма, в своей работе часто использую подобные задания как на уроках, так и в качестве заданий на дом. Это позволяет выработать у детей определённый практический навык составления писем, по определенной аналогии.
•Внимательно прочитать не только инструкции, но и текст-стимул ( отрывок из письма друга на английском языке)
•При ознакомлении с текстом-стимулом внимательно прочитать вопросы на которые следует раскрыть в ответном письме
•Особое внимание обратить на слово why в вопросе
•Наметить план своего ответного письма
•Текст должен быть логическивыстроен, разделён на абзацы и соответствовать письменному этикету.
•Учащиеся должны использовать разнообразные грамматические структуры и лексику, средства логической связи соблюдать правила орфографии и пунктуации.
•Особое внимание следует обратить на объём письма.
Типичные ошибки
Учащиеся часто:
•неправильно произносят «трудные» звуки: [ŋ], [ð], [θ], [h], [з:] и др.;
•не умеют читать слова с «немыми» буквами: dumb, comb, muscles;
•неправильно произносят звуки, которые меняют смысл слова: food-foot, bit – bid, place-plays ,list- least, bad-bat
•неправильно ставят ударение;
•не умеют интонационно делить предложения на смысловые группы;
•не соблюдают интонацию разных коммуникативных типов предложений.
•неправильно читают числительные
•cлова science, scientist
•ставят ударение на предлоги и артикли
Говорение
Задание 1.
•Чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера.
•Время на подготовку- 1,5 минуты, время прочтения-2 минуты
•От учащегося требуется выразительное чтение и правильное произношение слов
•Максимальное количество баллов-2
Типичные ошибки
Учащиеся часто:
•неправильно произносят «трудные» звуки: [ŋ], [ð], [θ], [h], [з:] и др.;
•не умеют читать слова с «немыми» буквами: dumb, comb, muscles;
•неправильно произносят звуки, которые меняют смысл слова: food-foot, bit – bid, place-plays ,list- least, bad-bat; неправильно ставят ударение;
•не умеют интонационно делить предложения на смысловые группы;
•не соблюдают интонацию разных коммуникативных типов предложений;
•неправильно читают числительные; ставят ударение на предлоги и артикли;
•cлова science, scientist
Задание 2
Условный
диалог-расспрос
•Ответить на 6 вопросов, услышанных в аудиозаписи вопросов телефонного опроса
•40 секунд для ответа на каждый вопрос.
Типичные ошибки
•Учащиеся отвечают заученным” топиком”, а не дают четкого ответа на вопрос
•Есть ограничение по времени, во время ответов включать секундомер.
• Учащиеся, если они уже ответили на вопрос, а время еще осталось, то не стоит стараться придумать какое-то дополнение к ответу, а надо дождаться следующего вопроса. Что нужно для подготовки
•Уметь отвечать на вопросы разных типов
•Логично, последовательно и четко отвечать на поставленные вопросы
•Использовать разнообразные реплики в процессе общения
•Проявлять заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре. Употреблять речевые клише и разнообразные вводные структуры
•Понимать и уметь пользоваться этикетными фразами страны изучаемого языка
•Давать полный ответ на вопрос
Задание 3. В этом задании (создание связного монологического высказывания) добавлен один аспект. В связи с этим соответствующие изменения были внесены в критерии оценивания задания (в критерий «Решение коммуникативной задачи»). Максимальное количество баллов за выполнение задания 3 не изменилось.
Типичные ошибки
•Количество фраз, нет ответа на вопрос Why
•Вопрос о самом трудном дне путают с вопросом о самом трудном предмете
•Негативные высказывания о школе и учителях
•Отсутствуют переходы от одного вопроса к другому
•Нарушение логики высказывания
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ
•Top- down (сверху вниз)
•Развитие монологических навыков на основе прочитанного текста, текст очерчивает речевую ситуацию, не требующую дополнительных усилий
•Bottom-up ( снизу вверх)
•Монолог строится без опоры на конкретный текст или опору
•Монологи могут строится на основе нескольких текстов
•Предполагает высокий уровень знаний учащихся ( информационный с учетом межпредметных связей, уровень языка, речевой репертуар)
Грамотное распределение материала и составление плана его дозированного повторения позволяет справиться с тревогой, принося ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально. Подготовить различные варианты тестовых заданий по предмету и потренировать ребёнка, приучая его ориентироваться во времени и умение его распределять. При этом делаю акцент на том, что важно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала, а не зазубривать его весь. Рекомендую делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Также можно сделать памятки с основными правилами и определениями и повесить их на видное место.
В общем, по моему мнению, для успешной сдачи экзамена ОГЭ , как и всех экзаменов в данной форме, нужна добросовестная подготовка в течение нескольких лет, осуществляемая ребенком при поддержке педагога и семьи.