Содержание воспитательной работы по патриотическому направлению воспитания в рамках реализации рабочей программы воспитания в дополнительном образовательном учреждении
Джораева А.С.
педагог дополнительного образования
МАУДО «Дом детства и юношества»
г. Златоуст, Челябинская область
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций. Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением к своему народу, народу России в целом;
регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе/
При реализации указанных задач педагог должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
ознакомлении с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;
организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение к российским общенациональным традициям;
формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.
Содержание воспитательной работы в разных возрастных группах по патриотическому направлению воспитания.
Виды и содержание деятельности.
Практическая реализация цели и задач осуществляется в рамках разделов Программы, содержащих перечень мероприятий и форм, которые отражаются в календарном плане воспитательной работы педагога ДО, который является частью ДООП.
Инвариативные модули
Модуль «Учебное занятие»
Занятия в МАУДО «ДДиЮ» проводятся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам различной направленности (технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной), в которых прописаны личностные задачи, содержание деятельности по реализации этих задач и планируемые результаты. Учебное занятие становится воспитывающим, если преобладает комфортная развивающая обстановка, они содержательны, интересны обучающимся, побуждают задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах; используются разнообразные формы и методы обучения.
Задачи:
использовать воспитательный потенциал учебного занятия и актуальные формы, способы и технологии его проведения;
формировать воспитывающую среду учебного занятия посредством демонстрации детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
формировать позитивные межличностные отношения, способствовать созданию ситуации успеха для каждого обучающегося.
Содержание деятельности: Осуществление воспитательной деятельности в процессе обучения на занятиях детей по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе путем постановки воспитательных задач и организации деятельности по их достижению.
Формы:
викторины,
занятия-экскурсии,
мастер-классы,
мастерские,
лекция с запланированными ошибками,
соревнования,
учебные дискуссии,
проектная деятельность,
коллективная, групповая, индивидуальная работа в парах,
походы и т.д.
Методы:
метод формирования сознания личности: убеждение, рассказ, объяснение/разъяснение, этическая беседа, диспут, пример;
метод организации деятельности и опыта общественного поведения: упражнения, поручения, создание воспитывающих ситуаций;
метод стимулирования поведения и деятельности: поощрение, соревнование;
метод контроля и самоконтроля: педагогическое наблюдение, беседы, анкеты, опросники.
Технологии:
игровые технологии,
ИКТ;
дистанционные образовательные технологии обучения;
неформальное общение.
Планируемые результаты:
активно используется воспитательный потенциал учебного занятия с применением актуальных форм, способов и технологий его проведения;
формируется воспитывающая среда учебного занятия посредством демонстрации детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
формируются позитивные межличностные отношения, создаётся ситуация успеха для каждого обучающегося.
Критерии:
высокая посещаемость учебного занятия обучающимися;
активность обучающихся, отсутствие конфликтных ситуаций, установление доброжелательной атмосферы;
учет различных приёмов, форм и методов для активизации познавательной деятельности обучающихся;
знание и соблюдение принципов учебного процесса и самоорганизации, следование общепринятым правилам и нормам поведения;
использование на учебном занятии знакомых детям примеров, образов, метафор;
мотивация к деятельности, получению знаний и активности на занятиях.
Модуль «Наставничество»
(данный вид деятельности только начинает развиваться в МАУДО «ДДиЮ»)
Задача модуля: полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешного/ой личного/ой и профессионального/ой самоопределения или самореализации в современных условиях неопределенности.
Формы и виды деятельности:
Виды наставничества:
учащийся-учащийся;
учащийся (группа обучающихся);
наставник педагог – педагог;
методист – педагог;
педагог-психолог – педагог;
педагог – учащийся (группа обучающихся);
родитель – учащийся (группа обучающихся);
Содержание деятельности
Наставник и наставляемый выбирают оптимальную модель наставничества:
Традиционная. Наставник сопровождает проектную деятельность наставляемого: -способствует погружению наставляемого в среду проекта, знакомит с правилами, традициями, корпоративной этикой; -передает свои знания и опыт; -консультирует, направляет, дает советы; обсуждает идеи; -организует деятельность наставляемого по самооценке (только для педагога, методиста, педагога-психолога); -оценивает деловые качества наставляемого и его развитие в ходе проектной деятельности (только для педагога, методиста, педагога психолога).
Ситуационное наставничество. Взаимодействие происходит при обращении наставляемого к наставнику за рекомендациями, указаниями, разъяснениями, помощью. Наставник реагирует и старается разрешить затруднения наставляемого.
Групповое наставничество. Разграничение между наставниками круга вопросов, в зависимости от собственной области деятельности при условии сохранения общего взаимодействия по теме проекта. Возможно распределение различных зон ответственности в проекте между наставляемыми. В остальном взаимодействие происходит по тем же вопросам, что и в традиционной модели.
Краткосрочное или целеполагающее наставничество. Наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей.
Флеш наставничество. Короткое общение. Наставник делится опытом по достижению своего успеха, дает рекомендации.
Модуль «Работа с родителями»
Задача модуля:
создать условия для формирования психолого-педагогически грамотно выстроенного взаимодействия родителей и детей, обеспечить взаимопонимание и одно направленность стремлений педагога и семьи в развитии личности ребёнка;
формировать активную педагогическую позицию родителей;
оказать помощь родителям и сотрудничать с ними в воспитании ребёнка;
распространять и пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;
формировать у родителей уважение к творчеству ребёнка.
Формы и виды деятельности:
Интерактивные формы работы:
анкетирование, диагностика;
конференция, как форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов;
индивидуальные консультации (беседы);
Традиционные формы работы:
дни открытых дверей;
организация совместных досуговых мероприятий;
творческие мастерские. Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. К такой работе привлекаются педагоги декоративно-прикладного творчества, которые помогают появлению на свет продукта совместного творчества;
родительское собрание. Это основная форма работы с родителями, в которой концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
Просветительская работа:
разработка и ведение сайта;
наглядная информация (выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей, групповые выставки детских работ и фотоколлажи).
Содержание деятельности:
анкетирование проводится для выяснения запросов родителей, оценки работы педагога, объединения, организации;
создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда;
на собрании педагог должен познакомить с правилами поведения в МАУДО «ДДиЮ», требования к форме занятий, с методами обучения специальным навыкам по направлениям деятельности, о знаниях и контроле за ними;
наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна; это возможность ознакомиться с педагогическим процессом.
Модуль «Ключевые творческие дела»
Одним из направлений воспитательной деятельности МАУДО «Дома детства и юношества» является создание системы ключевых дел, обеспечивающих включенность в них большого числа детей и взрослых. Воспитательный потенциал ключевых дел огромен. Это не набор календарных праздников, а комплекс коллективных дел, интересных и значимых объединяющих вместе взрослых и детей.
Златоуст – город культуры, науки, промышленности, город доблести и славы, многонациональный город. Поэтому важно осознание ценностей, которые формируются у подрастающего поколения – чувство любви к родному краю, уважительное отношение к своей истории, природе, приобщение к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям. Ключевые дела носят системный характер и общественную направленность, охватывая различные сферы деятельности, комплексно воздействуя на сознание, чувства и поведение обучающихся.
Ключевые события можно разделить на традиционные и возникающие в процессе деятельности учреждения. Меняется мир, и появляются новые идеи и современные форматы проведения, направленные на решение общих задач.
Задача модуля:
поддерживать и формировать традиции МАУДО «Дом детства и юношества»;
развивать социальную активность, творческий, культурный, коммуникативный потенциал обучающихся в процессе участия в совместной деятельности;
воспитывать уважение к другим людям, умения вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения результатов;
воспитывать чувство патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России.
Формы и виды деятельности:
На уровне городских массовых дел:
социальные проекты;
образовательно-просветительские проекты;
детские форумы;
фестивали;
городские праздники.
На уровне учреждения:
проекты;
дни открытых дверей;
игровые программы;
мастер – классы;
концертные программы;
акции;
праздники;
выставки;
и т.д.
Активные и интерактивные методы:
проектирование;
погружение;
«мозговой штурм»;
игра;
беседа;
наблюдение;
рефлексия;
анкета;
и т.д.
Содержание деятельности:
Организация коллективных дел, мероприятий, событий различной направленности с большим массовым количеством участников.
Модуль «Профориентация»
Задача модуля: содействовать приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения на основе личностных проб в совместной деятельности и социальных практиках
Формы и виды деятельности:
освоение учащимися основ профессии в рамках обучения по дополнительной общеобразовательной программе;
реализация профориентационных программ, направленных на подготовку обучающихся к осознанному планированию и реализацию своего профессионального будущего;
профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов, расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, организация творческих профориентационных смен, где обучающиеся могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить в себе соответствующие навыки;
совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн - тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков;
индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии
Содержание деятельности:
педагогическая поддержка обучающихся в осознании вызовов времени, связанных с многообразием и многовариантностью выбора;
вовлечение детей и подростков в рефлексивную деятельность через определение и согласование границ свободы и ответственности (нормы и правила жизнедеятельности), принятие индивидуальности другого, развитие самоуважения и взаимоуважения;
педагогическое сопровождение обучающихся в осознании личностных образовательных смыслов через создание ситуаций выбора, осуществление индивидуальных проб в совместной деятельности и социальных практиках;
сопровождение в развитии способностей, одаренности, творческого потенциала, определяющих векторы жизненного самоопределения, развитие способностей отстаивать индивидуально значимые выборы в социокультурной среде; помощь и поддержка интересов детей и подростков, направленных на освоение ими различных способов деятельности;
помощь и поддержка в освоении способов целеполагания для реализации жизненных планов (профессиональное самоопределение, выбор жизненной позиции, - мобильность и др.), освоение социокультурных стратегий достижения жизненных планов;
организация деятельности обучающихся по расширению опыта проектирования и реализации индивидуального маршрута саморазвития, содействие в освоении конструктивных способов самореализации
Модуль «Профилактика»
Задача модуля:
-формирование у детей и подростков нравственных ценностей, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию, интересов и личностных качеств, обеспечивающих конструктивную, социально приемлемую самореализацию, позитивную социализацию, противодействие возможному негативному влиянию среды.
Формы и виды деятельности:
разработка и реализация программ ДООП, направленных на повышение правовой грамотности и формирование бесконфликтной коммуникации несовершеннолетних;
разработать и реализовать программы ДООП, формирующие мотивы, установки и навыки, препятствующие правонарушениям;
проведение конкурсов, соревнований, фестивалей, олимпиад, для создания ситуации успеха возможности самоутвердиться повысить личностную самооценку.
Содержание деятельности:
изучение тем, включенных в образовательную программу о здоровом образе жизни: занятия физкультурой и спортом, профилактика инфекционных заболеваний;
изучение основ правопорядка, информационной безопасности, правовое просвещение;
организация различных мероприятий, направленных на решение задач профилактической работы;
психолого-педагогическое сопровождение обучающихся через проведение консультаций, бесед, тренингов и т.д.
Вариативные модули
Модуль «Детское объединение»
Задачи модуля: содействовать развитию и активной деятельности детских объединений, проектных групп для приобретения soft компетенций обучающихся.
Формы и виды деятельности
коллективные формы (зрелищные программы): тематические концерты, спектакли, литературно-музыкальные композиции, ярмарки, праздники, фестивали, парады, акции, шоу, флэш-мобы;
групповые формы а) досуговые, развлекательные: тематические вечера; б) игровые программы: конкурсы, квесты, квизы, театрализации, интеллектуальные игры; в) информационно-просветительские познавательного характера: выставки, экскурсии, круглые столы, мастер-классы, тематические программы, агитбригады (в рамках плана работы объединения могут также проводится тематические лекции и тренинги);
индивидуальные формы, беседы, консультации, наставничество, адресное обслуживание (для людей с инвалидностью и ОВЗ). Содействие социализации обучающихся, включение их в сопереживание проблемам общества, приобщение к активному преобразованию действительности; помощь в рациональном осмыслении общечеловеческих и социальных ценностей мира, осознании причастности к миру во всех его проявлениях, осознание своего Я, развитие рефлексии; организация взаимно обогащающего социально-значимого досуга.
Содержание деятельности
актуализация воспитательных практик (мероприятий, дел, игр и пр.) в процессе реализации ДООП;
организация совместной творческой деятельности педагога и обучающихся, включение обучающихся в различные виды деятельности.
Модуль «Воспитательная среда»
Задачи модуля:
строить отношения между людьми любого возраста на взаимном уважении;
сотрудничать, а не конкурировать;
создавать комфортные условия для всех детей независимо от их склонностей и особенностей развития;
реализовывать воспитательные возможности активностей и событий МАУДО «Дом детства и юношества»;
поддерживать традиции их коллективного планирования, организация, проведения и анализ в сообществе, объединяя взрослую и детскую общественность.
Формы и виды деятельности
активность;
событие;
круглые столы;
мастер-классы;
родительские собрания;
родительский всеобуч;
индивидуальное консультирование.
Содержание деятельности
совместная деятельность (социально-значимая, исследовательская, досуговая и т.д.) педагогов и обучающихся, направленная на приобретение бесценного опыта решения жизненно важных проблем, коллективной заботы, творческих поисков и улучшения окружающего мира;
интеграция основного и дополнительного образования, способствующая сближению процессов взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования;
функционирование в режиме открытой социально-педагогической системы (поддержание партнерских связей и развитие взаимодействия с другими социальными институтами).
Модуль «Наследники России»
Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач подрастающего поколения, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у обучающихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе.
Деятельность в рамках воспитательной работы данного модуля направлена на:
воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «справедливость» «доверие» и др.;
развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности.
Действенными формами работы в данном направлении воспитательной деятельности являются:
мероприятия, направленные на развитие межпоколенного диалога;
мероприятия, направленные на исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и отдельного региона: экскурсии в музеи;
изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием его богатств;
мероприятия, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (ключевые дела организации, посвященные Дню Победы и дню защитника Отечества, информационные часы, посвященные памятным датам истории страны).