Методическая разработка к уроку:
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
Кузьмина О.М. Учитель
Математика 5 класс
11 лет
Конспект урока математики с применением здоровье сберегающих технологий
Тема урока: « Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»
Класс: 5
Учитель: Кузьмина О.М.
Цель: вывести правило сложения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и научить применять его при вычислениях.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
предметные | Универсальные учебные действия (УУД) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Мотивация к учебной деятельности. Цели:
| Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность | На последних уроках математики мы изучали новый для вас вид чисел. Эти числа мы будем использовать очень часто, поэтому о них надо узнать как можно больше. Отгадайте о чем идет речь: Бывают правильные и неправильные; Ими заряжают пули; Бьют в барабанную дробь. (Дробь) А сегодня на уроке мы проживем целый год. В: Сколько месяцев в году (12) В: Какие времена года вы знаете (ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ) В: Сколько дней в году (365) Слайд с рядом дробей. Из данных дробей выберите дробь, соответствующую вопросу: Какую часть года составляет 1 месяц (1\12) Какую часть года составляет зима (3\12) Один день от года (1\365) Зима от остальных месяцев (3\9) Январь от года.
Зима- начало новых планов, задач, достижений. Слайд 3 стих о зиме. И сейчас мы попробуем выяснить , чем будем заниматься на уроке: В: Сколько месяцев длиться зима и весна? (6) Каким действием нашли? (сложением) В: На сколько месяцев год больше лета(9) Каким действием нашли? (вычитанием) Слайд 4 сост. Примеры.
| Отвечают на вопросы , находят из ряда дробей дроби , соответствующие значениям высказываний . | Знать понятия «Числитель», «знаменатель», понимать значение дроби. Знать времена года и их количество в году. | Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявления места и причины затруднения. Цели:
| Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи. | В: Зима занимает 3\12 года, и весна 3\12 года. Какое арифметическое действие поможет нам узнать , какую часть года занимает зима и весна вместе? (сложением) 3\12+3\12 = В: Лето составляет 3/12 года. На какую часть года лето меньше остальных времен года? Каким действием найдем? (вычитанием) 9/12-3/12= В: Умеете ли вы выполнять данные действия?
| Отвечают на вопросы, записывают примеры действий сложения и вычитания. | Знать компоненты сложения и вычитания, Ориентироваться в понятиях « всего», «вместе». | Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме. . Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний ,(отличать новое от уже известного с помощью учителя). |
3.Построение проекта выхода из затруднения и реализация построенного проекта Цели: -организовать постановку цели урока; -создать условия для составления совместного плана действий; -закрепить новое знание в речи и правилах; -зафиксировать возникшего затруднения. | Организует постановку целей урока, составление совместного плана действий, фиксирование нового знания в речи и правилах. | Чем же мы будем заниматься на уроке? Ответ: Складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями» В: Умеете ли вы выполнять сложение и вычитание дробей?(нет) Попробуйте сформулировать цель урока, ответьте на вопрос: Что необходимо знать, чтобы научиться складывать и вычитать дроби? (правило) Обратимся к учебнику на стр. 155-156 и прочитаем правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями .. Рассмотрим, как нужно оформлять действия сложения и вычитания в тетради и на доске. Слайд 5 примеры Запишем эти примеры в тетрадь. | Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы .Фиксируют новое в речи правилах. | Уметь складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями решать задачи на применение этих правил. | Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую) , находить ответы на вопросы. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение |
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель:
| Организует усвоение учениками нового правила сложения и вычитания с проговариванием во внешней речи. | Слайд 6 стих о весне Весной вся природа пробуждается, начинает распускаться, зеленеть. Перед вами нераспустившаяся береза с набухшими почками. Давайте поможем березе побыстрее распуститься. У вас на парте зеленые листочки, на которых даны ответы к примерам. Решив примеры, Слайд 7 вы поможете березе распуститься. Работа по учебнику: №1007, №1008. |
Учащиеся решают примеры. записанные на нераспустившихся почках и выбирают нужные ответы у себя на зеленых листочках и прикрепляют их на березу. | Знать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, уметь применять правило при решении примеров. | Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: уметь проявлять свою волю в ситуации затруднения. |
5.Физкультминутка Цель: Снятие напряжения учащихся во время учебного процесса.
| Проговаривает слова и показывает движения. | Слайд 8 лето Наступила пора отпусков и каникул. Все купаются, загорают, отдыхают. И мы сейчас отвлечемся от нашей работы. Слайд ф\м
| Учащиеся выполняют движения и проговаривают слова. |
| Регулятивные: уметь проговаривать слова физкультминутки. |
6. Проверка первичного усвоения Цель:
| Предлагает решить примеры самостоятельно с дальнейшей проверкой друг у друга (работа в парах) | Наступила осень. Слайд 9 Пришло время сбора урожая, а мы проверим свои знания и умения, полученные на уроке. Выполните самостоятельно: 3\5+1\5= 17\20-8\20= 4\7+2\7= 1\40+10\40= 21\31-18\31= Слайд 10 Сравнить полученные ответы. | Решают самостоятельно и проверяют решение примеров в парах. | Применять правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. | Познавательные: уметь применять новые знания , полученные с урока и из учебника. Коммуникативные: уметь оценивать правильность выполнения действий. |
7. Рефлексия Цель: Зафиксировать новое содержание урока; Организовать рефлексию
| Организует фиксирование нового содержания, рефлексию. | Подведем итог работы на уроке: Какую цель мы ставили? Достигнули ли цели? Назовите тему урока? Расскажите, чему вы научились? Оцените свою деятельность на уроке, используя один из рисунков. Слайд11
Домашнее задание: п. 19 стр. 155-156, №1041(абвг), №!039, №1046 | Ученики отвечают на вопросы, рассказывают, что узнали, осуществляют самооценку. | Уметь складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |