Тема. Слово и его лексическое значение. Понимание слова как единства звучания и значения. Толковый словарь.
Цель:
образовательная: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; формирование представления о способах определения лексического значения слова;
развивающая: развивать познавательный интерес, орфографическую зоркость, память, мышление; прививать любовь к русскому языку, обогатить речь учащихся глаголами.
воспитательная: воспитывать трудолюбие, аккуратность, нравственные качества, культуру речи и товарищество.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник «Русский язык» для 2 кл. (Канакина В.П., Горецкий В.Г.) (1 часть), карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний
1).Минутка чистописания
- Наш урок мы начнём с минутки чистописания. Но для начала мы запишем число и классная работа.
- Пропишем букву П, и буквосочетания ПО, ОГ.
- Под классной работой, сначала строки прописываем букву П, пишем красиво и аккуратно, прописываем до конца строки. (Прохожу смотрю, как они пишут)
- Теперь мы пропишем буквосочетание ПО, а затем ОГ.
- Молодцы!
2) Работа по карточкам. Словарная работа.
- Ребята, у каждого из вас на столе есть карточка с кроссвордом, сейчас мы попробуем его разгадать. После того как мы его разгадаем, вы прочитаете ключевое слово и узнаете тему урока.
(Читаю толкование слов из толкового словаря, учащиеся заполняют кроссворд индивидуально)
Группа учащихся средней школы, проходящих в течение года совместно общую программу, или комната, в которой происходят учебные занятия одной группы учащихся. (Класс.)
Главное светило на небосводе, дающее свет, тепло и жизнь. (Солнце.)
Плод, который употребляют в пищу в свежем виде. (Яблоко.)
Слово-приветствие, которое говорят люди при встрече. (Здравствуй.)
Фруктовое дерево, приносящее яблоки. (Яблоня.)
Ключевое слово: слово
- Ребята, какое же ключевое слово получилось?
- Правильно, молодцы!
III. Сообщение темы, целей и задач урока.
-Откройте учебник на странице 41.
- Мы начинаем изучение нового раздела «Слова, слова, слова».
-Прочитайте чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
- И тема нашего урока: «Слово и его лексическое значение. Понимание слова как единства звучания и значения. Толковый словарь.».
IV. Работа по теме урока
Работа с учебником
- Откройте в учебнике страницу 42. Прочитайте рубрику «Обрати внимание».
- Сейчас выполним упражнение 48 на странице 42.
- Посмотрите внимательно на рисунок и скажите, кто и что здесь нарисовано?
- Запишем в тетради несколько слов-названий этих предметов.
- Слова- названия будем записывать в одну строчку, первое слово записываем с большой буквы и с красной строки, между словами ставим запятые. (Деревня, дети, журавли, деревья, дорога, холм.)
- Рассмотрите еще раз рисунок. Что художник изобразил на нем?
-Какие стоят деревья?
Что лежит на земле?
Куда летят журавли?
Кто стоит на холме?
С кем они прощаются?
- Составьте по рисунку небольшое предложение и запишите его.
Упр. 50, стр. 43
- Что изображено на рисунке?
- А что же такое береза? Прочитайте толкование значения этого слова.
- Ребята, а что значит определить лексическое значение слова? (Объяснить, что обозначает данное слово.)
- Как можно ласково назвать слово берёза? (Берёзонька, берёзка)
- Спишите предложение с доски, вставляя пропущенные буквы.
Физкультминутка
Упр.51, стр. 44
- Откройте учебник на стр. 44, упражнение 51. Прочитайте, что необходимо сделать?
- Открываем стр. 138 – ищем значение слова шоссе.
- Кто нашел? Что это такое? (Дорога с твердым покрытием)
- Молодцы! А теперь переходим к упражнению 52. Его вы выполните самостоятельно.
-Что нужно сделать?
- Запишите слово по его значение вместо пропусков. И перепишите в тетрадь 3 предложения.
-Давайте проверим у кого, что получилось. (Дети читают свои предложения)
V. Закрепление материала
Работа по карточке.
Задание 1. Подобрать и записать по два слова на любую из тем.
Задание 2. Найди «лишнее» слово.
VI. Подведение итогов работы.
- Наш урок подошел к концу.
- Что значит определить лексическое значение слова?
- Где узнать, что обозначает незнакомое слово?
- Молодцы, ребята! Вы сегодня были внимательными и активными. Спасибо за работу!
VIII. Домашнее задание
-Открываем дневники и записываем д/з:
Упр.49, с.43
- Прочитайте задания. Всё ли понятно?
- Закрываем тетради, дневник, учебник.
- Спасибо за урок!