Слова, слова, слова…
(внеклассное мероприятие, посвящённое современному состоянию русского языка)
Нравственность человека видна в его отношении к слову.
Л.Н.Толстой
Цель: обратить внимание обучающихся на актуальные проблемы состояния современного русского языка.
Задачи:
1.Побуждать обучающихся к более бережному, обдуманному владению собственным словом (речью).
2.Приобщать обучающихся к красоте и выразительности русского слова, родной речи.
3.Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, чувство гордости за русский язык.
4.Формировать умение пользоваться словарями.
На доске плакат: «Русский тот, кто никогда не забывает, что он русский,
кто знает родной язык, великий русский язык, данный
великому народу».
И.А.Ильин (философ, мыслитель)
« Слово – дело великое, - писал Л.Н.Толстой – великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти ».
Ученик 1. Здравствуйте, дорогие друзья!
Ученик 2. Мир вам, друзья дорогие,
Собрались мы в добрый час.
Встречу тёплую, весёлую
Мы готовили для вас.
Ведущий. Сегодня у нас с вами встреча, которая так и называется «Слова,
слова, слова…»
Надеюсь, встреча будет для вас полезной и поучительной,
поможет вам лучше знать русский язык.
Ученик 3. Словно светлый лесной родник,
По весне устремлённый к морю,
Чист и звучен родной язык.
Он звенит,
Сквозь сердце струится
И зовёт, и зовёт за собой…
Ученик 4. Дал он имя звезде любой,
Зверю каждому,
Каждой птице.
Травам, тропам, ветрам – всему
Подыскал он обозначенье.
Поспевай за его теченьем.
(М.Кильчичаков)
Ученик 5. Мы точно не знаем когда и как люди научились разговаривать.
Это было очень – очень давно.
Ученик 6. В древности понимали значение слова так: что сказано, то
осуществляется. Отсюда возникла вера в магическую силу слова.
Ученик 7. Слова бывают разные: короткие и длинные, плохие и хорошие,
есть хорошо знакомые и незнакомые.
Ведущий: Послушайте внимательно, я прочитаю вам высказывание
В.А.Сухомлинского, о том, какую огромную силу имеет слово.
«СЛОВО - тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать
нежным, благоуханным цветком, и живой водой возвращающей
веру в добро, и острым ножом, и раскалённым железом, и
комьями грязи.
Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое,
необдуманное и бестактное приносит беду.
Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять
смятение и безнадёжность и одухотворить, рассеять сомнения и
повергнуть в уныние, вызвать улыбку и слёзы, породить веру в
человека и зародить неверие, вдохновить на труд и привести в
оцепенение силы души.
Злое, неудачное, бестактное, попусту глупое слово может
оскорбить, огорчить, ошеломить, потрясти человека».
Часто мы произносим слова и не задумываемся, над тем, что
сказали. Надо быть очень осторожными.
Слово может всё!
Ученик 8. Маленький след дорогу рождает.
Море из родника вырастает.
Из камня упругая сталь выходит.
Из слова рождается мудрость в народе.
(Джамбул)
Ведущий: Удивительно, как русский народ за многие века своей жизни
выразил в пословицах своё отношение к миру, к жизни, к людям.
Даже правила речевого общения отразились в народной
мудрости.
- А вы знаете такие пословицы:
- Не велико дело – велико слово.
( Когда слово имеет большое значение.)
- Говорит красиво, да слушать тоскливо.
(Когда слова расходятся с делом.)
- С тобой говорить – решетом воду носить.
(Пустые, бесполезные разговоры.)
- С тобой разговаривать, что мёду напиться.
(Когда с человеком приятно разговаривать.)
А вот есть у меня для вас такое задание:
- Нужно расположить слова пословиц и поговорок в правильном порядке.
( работу выполняют в группах)
Скажи, подумай, потом , сперва.
(Сперва подумай, потом скажи)
Два, хорошо, а, ум, лучше.
(Ум хорошо, а два лучше)
Золото, серебро, молчание, слово.
(Слово - серебро, молчание – золото)
Глаза, души, зеркало.
(Глаза – зеркало души)
- Народ сложил огромное количество пословиц – мудрых, кратких,
выразительных.
Ученик 9. Есть в нашем языке слова,
Что не стареют: буря, ветер,
Вода и солнце, и трава –
Ученик 10. Не в буквах лишь понятья эти,
Их смысл неистребим и светел.
Лишь тем, кто сердцем нем и глух,
Слух этих недоступен дух.
(М.Рыльский)
Ведущий: Очень важно и то, как мы говорим, как общаемся между собой.
Речевой этикет – один из важнейших элементов человеческой
культуры. Мы ещё не знаем человека, но вот он заговорил, и
буквально с первых фраз можно судить о его культуре (или
бескультурье).
- Чтобы убедиться, как некоторые словечки засоряют нашу речь, посмотрим 2 сценки.
«После экзамена»
Сценка №1.
(разыгрывают 2 ученика)
- Привет!
- Привет!
- Всё! Отстрелялся?
- Сдул. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.
- А я тоже не могу врубиться в эту химию. Она говорит: иди, блин, отвечать, а у меня, прикинь, глаза на лоб.
- Ну, похиляли. Кранты.
Сценка №2.
(разыгрывают 2 ученика)
- Здравствуй, Коля!
- Здравствуй, Антон!
- Экзамен сдал?
- Да, всё хорошо. Химия – мой любимый предмет. Я получил «5». А ты как сдал?
- Я получил «4». Но это потому, что недоучил. А куда ты сейчас идёшь?
- Домой.
- Нам по пути. Пошли вместе.
Ведущий: Эти сценки достаточно выразительны: как мыслим – так и
говорим.
К.И.Чуковский говорил: «Чтобы повысить качество своего
языка, нужно повысить качество своего сердца».
Речь должна быть богатой и выразительной, правильной и
красивой, а это возможно только тогда, когда человек постоянно
расширяет свой кругозор, развивает ум и сердце, учится
размышлять, оценивать свои слова и поступки.
Культура слова – это культура чувств, культура человеческих
отношений.
Проблема чистоты речи – это не только ругательство плохими
словами, употребление слов - паразитов, но и много в нашей речи
мусорного языка рекламы.
Вот несколько примеров:
Ученик 11. – Зубы? Наши стоматологи сделают всё, чтобы вы навсегда
забыли о них!
- Как назвать человека, который не помнит о том, что у него
есть зубы.
Ученик 12. «Жигули» по цене завода.
Если я могу купить завод, зачем мне машина за те же деньги?
Ученик 13. Пошив курток из кожи заказчика.(Без комментариев).
Ведущий: Всё это было бы смешно… если бы язык рекламы не вторгался в
повседневную жизнь и не снижал уровень культуры речи.
Что помогает нам обогащать словарный запас? Общение, конечно,
и добрые, умные книги.
Мы россияне, должны любить свой язык, гордиться им, изучать
родной язык.
Наша речь состоит не только из слов и словосочетаний.
Часто в речи встречаются устойчивые словосочетания –
фразеологизмы:
У чёрта на куличках; пускать пыль в глаза (т.е. обмануть)
Употребление фразеологизмов делает речь более яркой и
убедительной.
При их помощи можно сказать коротко о многом.
Ведущий: Я вам предлагаю следующие задания:
1. К предложенным словосочетаниям подберите соответствующие фразеологизмы. Они всем известны.
Очень умный – семи пядей во лбу.
Оказаться в глупом положении - сесть в лужу.
Ничем не проймёшь – как с гуся вода.
Всё нипочём, ничего не страшно – море по колено.
Очень мало – как кот наплакал.
2. Конкурс «Путаница»
В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, его следует
заменить.
- Крокодил в мешке.
(кот)
- Как с совы вода.
(гуся)
- Конское упрямство.
(ослиное)
- Держать ружьё за пазухой.
(камень)
- Знает лиса, чьё мясо съела.
(кошка)
- Выносить стол из избы
(сор)
3.Раскрыть смысл. Что значит?
Во весь дух - быстро
Рукой подать – близко
Прикусить язык – замолчать
Знать на зубок – отлично, превосходно выучить.
МОЛОДЦЫ!
Ученик 14. Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
Ведущий: Надо знать и не забывать слова, слова творящие добро,
облагораживающие мир, человечество.
Ученик 15. Дорожите родным, милым словом:
Многоликим – большим языком!
Нашей жизни ОН, первооснова –
Всем народам планеты знаком!
Ученик 16. Берегите его от цветистых
Иностранных и чуждых нам слов,
Чтоб поток – от наречий ручьистых –
Не затмил Родника – Родников!
Ученик 17. В нём черпайте живящую силу:
Русских говоров, песен, стихов…
Всё, что дорого сердцу,
Чтоб слилось в языке,-
Как Основе Основ!
Ведущий: Для повышения речевой грамотности больше читайте, особенно-
лучшие произведения отечественной и мировой литературы.
Давно и мудро сказано:
«Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо
писал».
Так сколько же слов в русском языке? Обратимся к словарям русского языка. В однотомном “Толковом словаре” С. И. Ожегова около 57 тысяч слов. В четырехтомном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова более 85 тысяч слов. Почти вплоть до середины XX века этот словарь оставался незаменимым пособием для учителей, и всех любителей русского языка. Заглянув в словарь и найдя нужное слово, мы узнаем, что оно обозначает, как пишется, где находится ударение, как оно изменяется. Анатоль Франс, известный французский писатель, сказал о словарях: “Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке.. .Все эти собранные слова - дело плоти, крови и души родины и человечества”.
Попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Иванович Даль. В его “Толковом словаре живого великорусского языка” более 200 тысяч слов. Над своим словарем Даль работал 47 лет! По образованию Даль был хирургом. Он был также известным писателем ( под псевдонимом Казак Луганский ), имел способности к технике. Но главным трудом всей его жизни стало составление словаря. Это научный подвиг ученого. Когда Владимир Иванович готовил свой труд к печати, работать ему приходилось очень много, иногда до обмороков. В. Даль был одновременно и автором словаря, и редактором, и корректором. Ученый-языковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского языка.
Какие есть еще словари?
«Орфографический словарь русского языка» под редакцией С Г Бархударова, С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро (104 тысячи слов). (О правильном написании слов вы узнаете из орфографического словаря)
«Словарь ударений» ( для работников радио и телевидения ) под редакцией Д. Э. Розенталя.
«Русское литературное произношение и ударение”»под редакцией Р. И Аванесова и
С. И. Ожегова. «Толковый словарь» (О значении и употреблении слов вы узнаете из толкового словаря русского языка).
«Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А. И. Молоткова (4000 выражений).
«Словарь синонимов русского языка” под редакцией З.Е. Александравой. (Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов).
“Словарь русских личных имен» под редакцией Н. А. Петровского.
«Словарь иностранных слов» под редакцией И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова и Л. С. Шаумяна (23 тысячи слов иноязычного происхождения). Есть и другие языковые словари.
Привыкайте пользоваться словарями! Их много и задачи у
них разные.
И последнее. Не давайте языку опережать мысли. Подумайте до того как
скажете. Ведь в наших словах и интонациях выражено и
отношение к людям!
Ученик18. Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех,
Он певуч.
Ученик 19. Он как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Ученик 20. Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажешь боль души.
Ученик 21. Изучайте родной язык!
В нём былинное волшебство.
И надежд людских торжество.
Он и в книгах живой родник.
Постигайте, как жизнь его.
(А.Яшин)
Ведущий: И ещё, очень интересный факт.
В своё время М.Ю.Лермонтов призывал ставить ноты над
словами, чтобы сблизить слово и чувство.
(Исполнение песни «Росиночка») Детский хор
Рефлексия «Корзина чувств».
У учеников есть цветочки. Учитель подходит к каждому ребёнку и предлагает положить в воображаемую «корзину чувств» написанное им на цветочке чувство, которое он испытывал занимаясь на уроке. (2-3 «цветочка» взять из корзины и зачитать).
Приложение
Библейская, святоотеческая и народная мудрость о сквернословии и бранных словах
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе (Библия).
Никакая нечистота да не именуется в вас (Библия).
Сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам (Библия).
А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших (Библия).
В собеседниках не должно быть никакой грубости, ибо умных людей обыкновенно украшают скромность и целомудрие (Преподобный Антоний Великий).
Нет ничего разорительнее многословия и зловреднее невоздержанного языка, и ничто так сильно не расстраивает и не истребляет богатство душевное (Преподобный Филофей Синайский).
Бойся Вышнего, не говори лишнего (пословица).
Долг языка – говорить добро (пословица).
Слово слову рознь. Словом Бог мир создал, словом Иуда Господа продал (пословица).
Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет (пословица).
Парень ражий, а язык-то вражий (пословица).
Не в том сила, чтоб города брать, а в том сила, чтоб с языком совладать (пословица).
Все беды человека от его языка (пословица).
К сквернословцу всякая порча липнет (пословица).
18