«Зимний фестиваль знаний 2025»

Слова, слова, слова… (внеклассное мероприятие, посвящённое современному состоянию русского языка) Нравственность человека видна в его отношении к слову. Л.Н.Толстой

«СЛОВО - тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать

нежным, благоуханным цветком, и живой водой возвращающей

веру в добро, и острым ножом, и раскалённым железом, и

комьями грязи.

Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое,

необдуманное и бестактное приносит беду.

Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять

смятение и безнадёжность и одухотворить, рассеять сомнения и

повергнуть в уныние, вызвать улыбку и слёзы, породить веру в

человека и зародить неверие, вдохновить на труд и привести в

оцепенение силы души.

Злое, неудачное, бестактное, попусту глупое слово может

оскорбить, огорчить, ошеломить, потрясти человека».

Часто мы произносим слова и не задумываемся, над тем, что

сказали. Надо быть очень осторожными.

Слово может всё!

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Слова, слова, слова…

(внеклассное мероприятие, посвящённое современному состоянию русского языка)

Нравственность человека видна в его отношении к слову.

Л.Н.Толстой


Цель: обратить внимание обучающихся на актуальные проблемы состояния современного русского языка.


Задачи:

1.Побуждать обучающихся к более бережному, обдуманному владению собственным словом (речью).

2.Приобщать обучающихся к красоте и выразительности русского слова, родной речи.

3.Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, чувство гордости за русский язык.

4.Формировать умение пользоваться словарями.


На доске плакат: «Русский тот, кто никогда не забывает, что он русский,

кто знает родной язык, великий русский язык, данный

великому народу».

И.А.Ильин (философ, мыслитель)


« Слово – дело великое, - писал Л.Н.Толстой – великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти ».




















Ученик 1. Здравствуйте, дорогие друзья!


Ученик 2. Мир вам, друзья дорогие,

Собрались мы в добрый час.

Встречу тёплую, весёлую

Мы готовили для вас.


Ведущий. Сегодня у нас с вами встреча, которая так и называется «Слова,

слова, слова…»

Надеюсь, встреча будет для вас полезной и поучительной,

поможет вам лучше знать русский язык.

Ученик 3. Словно светлый лесной родник,

По весне устремлённый к морю,

Чист и звучен родной язык.

Он звенит,

Сквозь сердце струится

И зовёт, и зовёт за собой…


Ученик 4. Дал он имя звезде любой,

Зверю каждому,

Каждой птице.

Травам, тропам, ветрам – всему

Подыскал он обозначенье.

Поспевай за его теченьем.

(М.Кильчичаков)


Ученик 5. Мы точно не знаем когда и как люди научились разговаривать.

Это было очень – очень давно.


Ученик 6. В древности понимали значение слова так: что сказано, то

осуществляется. Отсюда возникла вера в магическую силу слова.


Ученик 7. Слова бывают разные: короткие и длинные, плохие и хорошие,

есть хорошо знакомые и незнакомые.


Ведущий: Послушайте внимательно, я прочитаю вам высказывание

В.А.Сухомлинского, о том, какую огромную силу имеет слово.

«СЛОВО - тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать

нежным, благоуханным цветком, и живой водой возвращающей

веру в добро, и острым ножом, и раскалённым железом, и

комьями грязи.

Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое,

необдуманное и бестактное приносит беду.

Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять

смятение и безнадёжность и одухотворить, рассеять сомнения и

повергнуть в уныние, вызвать улыбку и слёзы, породить веру в

человека и зародить неверие, вдохновить на труд и привести в

оцепенение силы души.

Злое, неудачное, бестактное, попусту глупое слово может

оскорбить, огорчить, ошеломить, потрясти человека».

Часто мы произносим слова и не задумываемся, над тем, что

сказали. Надо быть очень осторожными.

Слово может всё!


Ученик 8. Маленький след дорогу рождает.

Море из родника вырастает.

Из камня упругая сталь выходит.

Из слова рождается мудрость в народе.

(Джамбул)


Ведущий: Удивительно, как русский народ за многие века своей жизни

выразил в пословицах своё отношение к миру, к жизни, к людям.

Даже правила речевого общения отразились в народной

мудрости.


- А вы знаете такие пословицы:

- Не велико дело – велико слово.


( Когда слово имеет большое значение.)


- Говорит красиво, да слушать тоскливо.


(Когда слова расходятся с делом.)


- С тобой говорить – решетом воду носить.


(Пустые, бесполезные разговоры.)


- С тобой разговаривать, что мёду напиться.


(Когда с человеком приятно разговаривать.)





А вот есть у меня для вас такое задание:

- Нужно расположить слова пословиц и поговорок в правильном порядке.

( работу выполняют в группах)

Скажи, подумай, потом , сперва.

(Сперва подумай, потом скажи)


Два, хорошо, а, ум, лучше.

(Ум хорошо, а два лучше)

Золото, серебро, молчание, слово.

(Слово - серебро, молчание – золото)


Глаза, души, зеркало.

(Глаза – зеркало души)

- Народ сложил огромное количество пословиц – мудрых, кратких,

выразительных.


Ученик 9. Есть в нашем языке слова,

Что не стареют: буря, ветер,

Вода и солнце, и трава –


Ученик 10. Не в буквах лишь понятья эти,

Их смысл неистребим и светел.

Лишь тем, кто сердцем нем и глух,

Слух этих недоступен дух.

(М.Рыльский)


Ведущий: Очень важно и то, как мы говорим, как общаемся между собой.

Речевой этикет – один из важнейших элементов человеческой

культуры. Мы ещё не знаем человека, но вот он заговорил, и

буквально с первых фраз можно судить о его культуре (или

бескультурье).


- Чтобы убедиться, как некоторые словечки засоряют нашу речь, посмотрим 2 сценки.


«После экзамена»


Сценка №1.

(разыгрывают 2 ученика)


- Привет!

- Привет!

- Всё! Отстрелялся?

- Сдул. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.

- А я тоже не могу врубиться в эту химию. Она говорит: иди, блин, отвечать, а у меня, прикинь, глаза на лоб.

- Ну, похиляли. Кранты.

Сценка №2.

(разыгрывают 2 ученика)


- Здравствуй, Коля!

- Здравствуй, Антон!

- Экзамен сдал?

- Да, всё хорошо. Химия – мой любимый предмет. Я получил «5». А ты как сдал?

- Я получил «4». Но это потому, что недоучил. А куда ты сейчас идёшь?

- Домой.

- Нам по пути. Пошли вместе.



Ведущий: Эти сценки достаточно выразительны: как мыслим – так и

говорим.

К.И.Чуковский говорил: «Чтобы повысить качество своего

языка, нужно повысить качество своего сердца».

Речь должна быть богатой и выразительной, правильной и

красивой, а это возможно только тогда, когда человек постоянно

расширяет свой кругозор, развивает ум и сердце, учится

размышлять, оценивать свои слова и поступки.


Культура слова – это культура чувств, культура человеческих

отношений.

Проблема чистоты речи – это не только ругательство плохими

словами, употребление слов - паразитов, но и много в нашей речи

мусорного языка рекламы.


Вот несколько примеров:


Ученик 11. – Зубы? Наши стоматологи сделают всё, чтобы вы навсегда

забыли о них!


- Как назвать человека, который не помнит о том, что у него

есть зубы.


Ученик 12. «Жигули» по цене завода.

Если я могу купить завод, зачем мне машина за те же деньги?


Ученик 13. Пошив курток из кожи заказчика.(Без комментариев).


Ведущий: Всё это было бы смешно… если бы язык рекламы не вторгался в

повседневную жизнь и не снижал уровень культуры речи.

Что помогает нам обогащать словарный запас? Общение, конечно,

и добрые, умные книги.

Мы россияне, должны любить свой язык, гордиться им, изучать

родной язык.

Наша речь состоит не только из слов и словосочетаний.

Часто в речи встречаются устойчивые словосочетания –

фразеологизмы:

У чёрта на куличках; пускать пыль в глаза (т.е. обмануть)

Употребление фразеологизмов делает речь более яркой и

убедительной.

При их помощи можно сказать коротко о многом.


Ведущий: Я вам предлагаю следующие задания:


1. К предложенным словосочетаниям подберите соответствующие фразеологизмы. Они всем известны.

Очень умный семи пядей во лбу.


Оказаться в глупом положении - сесть в лужу.


Ничем не проймёшькак с гуся вода.


Всё нипочём, ничего не страшноморе по колено.


Очень малокак кот наплакал.


2. Конкурс «Путаница»

В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, его следует

заменить.


- Крокодил в мешке.

(кот)

- Как с совы вода.

(гуся)

- Конское упрямство.

(ослиное)

- Держать ружьё за пазухой.

(камень)

- Знает лиса, чьё мясо съела.

(кошка)

- Выносить стол из избы

(сор)


3.Раскрыть смысл. Что значит?

Во весь дух - быстро

Рукой податьблизко

Прикусить языкзамолчать

Знать на зубокотлично, превосходно выучить.


МОЛОДЦЫ!


Ученик 14. Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Своё нутро.

И если ты эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.


Ведущий: Надо знать и не забывать слова, слова творящие добро,

облагораживающие мир, человечество.



Ученик 15. Дорожите родным, милым словом:

Многоликим – большим языком!

Нашей жизни ОН, первооснова –

Всем народам планеты знаком!


Ученик 16. Берегите его от цветистых

Иностранных и чуждых нам слов,

Чтоб поток – от наречий ручьистых –

Не затмил Родника – Родников!


Ученик 17. В нём черпайте живящую силу:

Русских говоров, песен, стихов…

Всё, что дорого сердцу,

Чтоб слилось в языке,-

Как Основе Основ!

Ведущий: Для повышения речевой грамотности больше читайте, особенно-

лучшие произведения отечественной и мировой литературы.

Давно и мудро сказано:

«Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо

писал».


Так сколько же слов в русском языке? Обратимся к словарям русского языка. В однотомном “Толковом словаре” С. И. Ожегова около 57 тысяч слов. В четырехтомном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова более 85 тысяч слов. Почти вплоть до середины XX века этот словарь оставался незаменимым пособием для учителей, и всех любителей русского языка. Заглянув в словарь и найдя нужное слово, мы узнаем, что оно обозначает, как пишется, где находится ударение, как оно изменяется. Анатоль Франс, известный французский писатель, сказал о словарях: “Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке.. .Все эти собранные слова - дело плоти, крови и души родины и человечества”.


Попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Иванович Даль. В его “Толковом словаре живого великорусского языка” более 200 тысяч слов. Над своим словарем Даль работал 47 лет! По образованию Даль был хирургом. Он был также известным писателем ( под псевдонимом Казак Луганский ), имел способности к технике. Но главным трудом всей его жизни стало составление словаря. Это научный подвиг ученого. Когда Владимир Иванович готовил свой труд к печати, работать ему приходилось очень много, иногда до обмороков. В. Даль был одновременно и автором словаря, и редактором, и корректором. Ученый-языковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского языка.


Какие есть еще словари?


  • «Орфографический словарь русского языка» под редакцией С Г Бархударова, С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро (104 тысячи слов). (О правильном написании слов вы узнаете из орфографического словаря)


  • «Словарь ударений» ( для работников радио и телевидения ) под редакцией Д. Э. Розенталя.


  • «Русское литературное произношение и ударение”»под редакцией Р. И Аванесова и


  • С. И. Ожегова. «Толковый словарь» (О значении и употреблении слов вы узнаете из толкового словаря русского языка).


  • «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А. И. Молоткова (4000 выражений).

  • «Словарь синонимов русского языка” под редакцией З.Е. Александравой. (Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов).


  • Словарь русских личных имен» под редакцией Н. А. Петровского.


  • «Словарь иностранных слов» под редакцией И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова и Л. С. Шаумяна (23 тысячи слов иноязычного происхождения). Есть и другие языковые словари.

Привыкайте пользоваться словарями! Их много и задачи у

них разные.

И последнее. Не давайте языку опережать мысли. Подумайте до того как

скажете. Ведь в наших словах и интонациях выражено и

отношение к людям!


Ученик18. Я люблю свой родной язык.

Он понятен для всех,

Он певуч.


Ученик 19. Он как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.


Ученик 20. Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь – выскажешь боль души.


Ученик 21. Изучайте родной язык!

В нём былинное волшебство.

И надежд людских торжество.

Он и в книгах живой родник.

Постигайте, как жизнь его.

(А.Яшин)


Ведущий: И ещё, очень интересный факт.

В своё время М.Ю.Лермонтов призывал ставить ноты над

словами, чтобы сблизить слово и чувство.

(Исполнение песни «Росиночка») Детский хор


Рефлексия «Корзина чувств».

У учеников есть цветочки. Учитель подходит к каждому ребёнку и предлагает положить в воображаемую «корзину чувств» написанное им на цветочке чувство, которое он испытывал занимаясь на уроке. (2-3 «цветочка» взять из корзины и зачитать).

Приложение


Библейская, святоотеческая и народная мудрость о сквернословии и бранных словах


  • Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе (Библия).

  • Никакая нечистота да не именуется в вас (Библия).

  • Сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам (Библия).

  • А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших (Библия).

  • В собеседниках не должно быть никакой грубости, ибо умных людей обыкновенно украшают скромность и целомудрие (Преподобный Антоний Великий).

  • Нет ничего разорительнее многословия и зловреднее невоздержанного языка, и ничто так сильно не расстраивает и не истребляет богатство душевное (Преподобный Филофей Синайский).

  • Бойся Вышнего, не говори лишнего (пословица).

  • Долг языка – говорить добро (пословица).

  • Слово слову рознь. Словом Бог мир создал, словом Иуда Господа продал (пословица).

  • Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет (пословица).

  • Парень ражий, а язык-то вражий (пословица).

  • Не в том сила, чтоб города брать, а в том сила, чтоб с языком совладать (пословица).

  • Все беды человека от его языка (пословица).

  • К сквернословцу всякая порча липнет (пословица).







18


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее