«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Шаблон анализа поэтического текста

Данный материал предназначен для старших школьников и студентов СПО. Рекомендуется на занятиях по анализу лирики разных авторов.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Шаблон анализа поэтического текста


Стихотворение ______ (его название) было написано _______ (имя автора) в ____ году. Оно проникнуто _______ настроением (указать каким именно настроением), так как создавалось в период ________ (обозначить исторические события, которые имели место быть в то время, какие события в личной жизни автора могли повлиять на написание). Эти события глубоко потрясли автора. Он испытал ряд переживаний, связанных с происходящим, которые впоследствии нашли отражение в лирике поэта.

В своем тексте _______ (И.О поэта) рассказал читателю о (об) _________ (обозначить тему). В связи с этим данное стихотворение можно считать ярким образцом ___________ лирики (указать к какому типу лирики относится текст: пейзажная, любовная, философская, исповедальная, лирика, отражающая тему поэта и поэзии, гражданская). Своим стихотворением автор хотел донести до читателя мысль о том, что ________ (обозначить основную мысль). Так же идея произведения прослеживается и в самом названии. На мой взгляд, оно полностью (или не полностью) отражает подлинную суть написанного (если, по вашему мнению, заглавие текста не в полной мере отражает его суть, то необходимо пояснить свою точку зрения, опираясь на содержание произведения!). После прочтения стихотворения мне удалось уловить и то настроение, которое в нём заложено. По моему мнению, поэтический текст полон _______(конкретизировать оттенки настроения, увиденные в тексте). Это помогло мне глубже проникнуть в суть произведения, дало представление о том, с каким чувством автор писал о (об)_________(назвать тему).

Сюжетная линия данного стихотворения заключается в художественном изображении ряда событий__________ (обозначить каких именно событий, рассмотреть через какие образы они показаны). Но главенствующее место отводится всё-таки переживаниям лирического героя о том __________ (конкретизировать переживание). Помимо этого, таящиеся внутри стихотворения переживания, чувства и мысли художника, мастерски помогают передать те образы, которые созданы поэтом. Можно выделить ряд особо ярких образных составляющих: ____________ (перечислить образы в стихотворении). В их создании автор использовал такие изобразительно-выразительные средства как _____________ (перечислить найденные образные средства, указывая при этом примеры из текста стихотворения).

Но, несмотря на всё выше сказанное, главенствующая роль отводится образу лирического героя. В тексте он предстает как ________ (сам автор, говорящий от первого лица; автор, говорящий от лица своих героев (или какого-то конкретного героя), либо автор, играющий какую-либо роль). В моем понимании лирический герой данного текста _______ (указать какой он, полностью его охарактеризовать). При его создании использовались такие выразительные средства как __________ (перечислить все найденные средства и привести примеры из текста в доказательство).

Композиционно поэтический текст разделён на _______ строф (указать количество строф в стихотворении). Каждая строфа представляет собой законченную мысль. В первой строфе авторская мысль заключается в _________. Вторая строфа передает _________. Мысль третьей строфы – _______. (Рассмотреть то количество строф, которое есть в стихотворении!). Содержание и смысл каждого из четверостиший (двустиший, трехстиший, пятистиший и т.д.) соотносится (или не соотносится) друг с другом. Заключительная строфа стихотворения является очень значимой для раскрытия авторского замысла и подытоживает всё сказанное. (Если последняя строфа не является неким выводом, то нужно это указать и пояснить почему так, по вашему мнению).

Рифмовка в данном стихотворении ________ (указать тип рифмовки: парная, перекрёстная, кольцевая, смежная).

Размер данного поэтического текста – ______ (обозначить двусложный (ямб, хорей) или трёхсложный (дактиль, амфибрахий, анапест).

В плане жанровой специфики данный текст можно отнести к _______ (указать жанр). Я сделал (а) такой вывод, так как в стихотворении прослеживаются следующие жанровые характеристики: __________ (перечислить эти характеристики).

В целом стихотворение мне понравилось (не понравилось), так как ______ (описать личные впечатления от прочитанного текста).

По мере необходимости структуру шаблона можно корректировать, исходя из особенностей того или иного стихотворения.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее