«Зимний фестиваль знаний 2025»

Шаблон анализа образа-персонажа эпического произведения

Материал является наглядным примером, показывающим основные особенности анализа художественного образа-персонажа. Может использоваться на занятиях по литературе в СПО и в старших классах школы.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Шаблон характеристики художественного образа-персонажа


Главным (или второстепенным) действующим лицом произведения _________(имя автора) _________(название произведения), на мой взгляд, является ________(имя героя). Я сделал(а) такой вывод, исходя из того, что_________(обозначить степень участия в конфликте).

Уже само имя, данное персонажу автором, указывает на ряд особенностей героя, с которыми предстоит познакомиться читателю. Например, его фамилия (или имя) намекает нам на то, что ____________(обозначить ваши предположения, касаемо героя, исходя из его имени. Если же имя или фамилия не являются «говорящими», то это стоит указать!). В ходе чтения произведения мне удалось не только подтвердить свои предположения, но и углубить знания, касаемо образа __________(имя героя).

Первое, на что хотелось бы обратить внимание – внешность героя. _______(имя автора) описывает её так: «________» (цитата с описанием из текста: рост, телосложение, лицо, руки, манера одеваться и держаться в обществе). По моему мнению, это полностью соответствует (или противоречит) той модели поведения, которой придерживается персонаж. На всём протяжении произведения _______(имя героя) ведёт себя как _______(с чем сравнимо его поведение). Все его поступки прямо-таки кричат о том, что _________(о чём нам говорят его поступки касаемо мировоззрения, характера и пр.). В этом плане очень показательной может являться ситуация, когда герой ____________(описать какой-то поступок героя, в доказательство своей точки зрения). Данный поступок, в моём понимании, совершенно не типичен (или типичен) для человека того времени. Поэтому-то и вызывает (или не вызывает) такой шквал эмоций у других персонажей данного текста. Самым интересным здесь является тот факт, что сам герой объясняет своё поведение тем, что ___________(как объясняет мотивы). В его представлении так поступать абсолютно нормально, ведь совершая то или иное действие, он ________ (обличает общественные пороки, пытается найти свое предназначение и пр.). Подобное поведение персонажа только подтверждает наши представления о его характере и внутреннем состоянии, высказанные выше.

Ещё одним не менее значимым средством характеристики является речь героя. Она полна __________(перечислить особенности речи: обороты, выразительные средства, диалекты, неологизмы и пр.). В обращении с другими он _________(указать, как он разговаривает с другими персонажами: интонация и пр.). Это говорит нам о том, что герой __________(какие свойства личности, качества характера в этом проявляются). Наедине с собой ______(имя героя) __________(как и о чём он говорит с самим собой). Характер и манера общения говорит о том, что данный персонаж _________(сказать о его соц. положении, уровне воспитания и образования, внутреннем состоянии. Указать, соотносится ли это с его образом. Обозначить почему вы так думаете). Обстановка жилища только упрочивает (или противопоставлена) складывающееся мнение об образе, созданном _______(имя автора). Комната (дом, квартира) в которой живёт _______(имя героя) ___________(как и чем обставлена). Это говорит о том, что герой _______(указать качества личности, особенности характера, испытываемые переживания и др., которые отражаются в интерьере).

Создать более полное представление о персонаже также помогает характеристика, даваемая ему другими героями ________(указать жанр произведения). Например, ________(имя персонажа, который дает характеристику) говорит: «__________» (привести цитату из текста). С ним соглашается (или не соглашается) _________(имя другого героя). Он считает, что ________(имя исследуемого персонажа): «___________»(цитата из текста). По моему мнению, они правы (не правы) в оценке _________(имя персонажа), так как ___________(пояснить свою точку зрения).

Совсем иной (или похожей) является характеристика, даваемая герою самим автором. Описывая его, он акцентирует своё внимание на _________(указать, на каких чертах характера, поступках и последствиях этих поступков, автор останавливает своё внимание). Это формирует некую позицию, особую точку зрения, которая заключается в следующем ____________(каково общее отношение автора к своему герою).

Говоря о данном персонаже, мне вспоминается герой произведения _______(автор) ___________(название произведения) – _________(имя героя). На мой взгляд, их схожесть заключается в следующем ___________(перечислить черты). Но в рамках анализируемого произведения, у нашего героя тоже имеются двойники – _________(имя/имена). Их объединяет _________(перечислить). Героем-антиподом же является ___________(имя персонажа). На это указывает ___________(обозначить, в чём заключается противопоставление).

В целом, образ ________(имя героя) мне близок и понятен. Я испытываю к нему симпатию, так как _____________________(объяснить причины симпатии и высказать своё мнение о персонаже в целом. Если герой вам не понравился, то в заключительной части напишите именно об этом и обязательно поясните, почему вы к нему так относитесь!).



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее