Шаблон анализа эпизода эпического произведения
Для выполнения анализа мной был выбран фрагмент из произведения _________(имя автора) ____________(название произведения). В общей структуре произведения он располагается в(во) ____________(указать точное место: том, глава, часть). Эпизод повествует о(об) _____________(кратко пересказать содержание) и помогает читателю _____________(рассказать о роли в общей структуре текста).
Основными действующими лицами внутри данного отрывка можно считать ___________(перечислить действующих лиц, указать их роль в системе персонажей всего произведения). Именно эти персонажи участвуют в разворачивающемся конфликте, который заключается в ____________(сформулировать суть конфликта). Первый из героев – ________(имя). Это _____________(описать внешность, возраст и пр.). Он придерживается точки зрения, суть которой состоит в ________(описать позицию героя). Отстаивая свою позицию, персонаж ___________(как он себя ведёт, как относится к окружающим, как с ними разговаривает). Ему противостоит ________(имя героя). Автор описывает его так: «_________» (цитата с описанием внешности и пр.). __________(имя персонажа) считает, что ___________(в чём заключается его позиция в этом конфликте). В отличие от __________(имя противопоставленного ему героя) он __________(как себя ведёт, как относится к окружающим, как с ними разговаривает и пр.). Весь конфликт, в котором принимают участие данные персонажи, построен автором на __________(сформулировать проблему).
Композиция эпизода неразрывно связана с изображаемым конфликтом. Завязкой можно считать __________(описать отрывок, где, по-вашему, изображена завязка). Кульминационным моментом становится __________(написать, в чём кульминация), а развязка заключается в ___________(описать события, относящиеся к развязке). Помимо этого, сюжет содержит некоторые описательные элементы. Например, ___________(написать, что есть: портрет, пейзаж, интерьер и охарактеризовать.). Автор вводит данную составляющую для того, чтобы ___________(роль этого элемента для всего эпизода).
Всё вышесказанное наталкивает нас на мысль __________(сформулировать основную мысль эпизода в целом).
Таким образом, в умелых руках автора данный эпизод превращается в __________(охарактеризовать место эпизода в сюжетной, образной и идейной структуре текста).
Выполняя данный вид разбора, читателю не обязательно составлять текст сочинения. Как и в предыдущих схемах анализа можно ограничиться лишь краткими ответами на вопросы, входящие в пункты плана.