Семейный час
«Волшебный мир звуков» (развитие фонематического восприятия)
Храпова М.С., учитель-логопед
Цель: повышение педагогической компетентности родителей по вопросам развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста; установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, объединение их в одну команду.
Ход семейного клуба:
1. Теоретический блок (для родителей)
Заседание семейного клуба посвящено развитию фонематического восприятия у детей.
Предоставляем информацию:
Учитель - логопед: Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады вас видеть сегодня здесь, с нами. Сегодня мы поговорим о фонематическом восприятии.
Учитель - логопед: Но сначала я вам предлагаю ответить на вопросы «Да», если вы согласны с моим высказыванием и «нет», если не согласны.
Проводится игра «Да – нет»:
Скажите громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (ДА)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (НЕТ)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (ДА)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (НЕТ)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (ДА)
Мини-лекция (показ слайдов):
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух и фонематическое восприятие, это может помешать овладению процессами чтения и письма. То есть ребенок при чтении и письме может допускать ошибки.
Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик», «удюг» вместо «утюг»)
2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).
3. Замены свистящих звуков С, З, Ц шипящими Ш, Ж, Щ, Ч («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)
4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных (Р, РЬ, Л, ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка»вместо «горка» и т.д.)
Однако следует различать понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».
Фонематический слух – это умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох-вход, нос-сон); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, кит-кот).
Фонематическое восприятие – это звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте.
Выделяют три операции, характерные для фонематического восприятия:
- умение определять наличие или отсутствие звука в слове;
- умение определять место положения звука в слове;
- умение определять последовательность звуков и их количество.
В логопедии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования фонематического слуха и фонематического восприятия. В работе по формированию этих процессов можно выделить следующие этапы:
I этап — узнавание неречевых звуков;
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап — дифференциация слогов;
V этап — дифференциация фонем;
VI этап — развитие навыков элементарного звукового
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома.
2. Практический блок. Совместная деятельность учителя-логопеда, родителей и детей.
Учитель-логопед: Сегодня в нашем детском саду произошло удивительное событие. Утром принесли посылку от Знайки. Он отправил нам подарок, но, чтобы его открыть нужно отгадать зашифрованное тайное слово и для этого надо попасть в страну волшебных звуков Звуколандию на «умную» поляну. Хотите узнать, что отправил нам Знайка? Тогда в путь!
Учитель-логопед: Отправляемся в страну волшебных звуков – Звуколандию. Мы отправимся туда на музыкальном поезде. Становитесь друг за другом.
Выполняется упражнение на развитие слухового внимания, пространственной ориентации: дети с родителями становятся в одну колонну, делая круговые движения руками, подражают вращению колес, одновременно произносят: «чух- чух- чух…». Под звучание медленной или быстрой музыки поезд движется то быстрее, то медленнее; по сигналу останавливается.
Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в стране волшебных звуков (на экране изображение замка), а вот «умная» поляна. Это поляна с волшебными звуками, которые мы с вами попытаемся найти. Попробуем? (Да).
Первое задание «Ну-ка прислушайся, кто что услышит» - учить узнавать «звуки природы».
Детям и родителям предлагается послушать отрывок мелодии, и узнать кто издает данный звук (аудиозаписи природных звуков (шум дождя и леса, журчание воды, шороха листьев, шипение змеи, пение птиц, голоса разных животных). За выполненное задание дети и родители получают первую картинку с изображением аиста.
Второе задание «Похлопаем-потопаем» - дифференциация звуков на фоне звукового и слогового ряда.
Я буду называть разные звуки и слоги, если Вы услышите звук [ш] – хлопайте, а если звук [с] – топайте. За выполненное задание дети и родители получают картинку с изображением заяца.
Третье задание «Эхо». Представим, что находимся на поляне на большом расстоянии и можем слышать только «эхо» друг друга (дети встают на одну сторону зала, а родители на другую сторону). Ребенку необходимо повторить цепочку слогов, которую скажет взрослый (карточка с цепочкой слогов у каждого родителя). Серию слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов): па-ба, та-да, по-бо, ка-га, пу-бу, фа-ва, па-ба-па, та-да-та, ва-фа-ва, по-бо-по, да-та-да и т.д. За выполненное задание дети и родители получают картинку с изображением быка.
Четвертое задание «Чудо-деревья» - развитие умения различать звуки.
На поляне растут два чудо-дерева, вместо листьев картинки. Детям раздаются предметные картинки, уточняя, что на них изображено. Учитель-логопед предлагает детям и родителям украсить одно дерево картинками, в названии которых имеется звук [ш], а другое в названии которых [с].
За выполненное задание дети и родители получают картинку с изображением утки.
Музыкальная физминутка «Веселая разминка».
Пятое задание «Путаница» - исправить ошибки в словах.
Я прочитаю Вам шуточные стихотворения, а Вы найдите в них ошибки.
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» (звери).
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей (грачей).
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это (билета).
Сели в ложку и айда!
Покатили вдоль пруда (лодку).
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села (дочками).
На поляне весной
Вырос зуб молодой (дуб).
На глазах у детворы
Крысу красят маляры (крышу).
За выполненное задание дети и родители получают картинку с изображением кабан.
Шестое задание «Капельки» - развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Ой, ребята, начался дождик. Чтобы он перестал капать, нужно выполнить задание. Капельки капают и поют свои песни по этим картинкам. Отгадайте картинку. Учитель-логопед показывает картинку, родители отхлопывает соответствующий ритм, а дети показывают картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.
За выполненное задание дети и родители получают картинку с изображением астры.
Учитель-логопед: Вот, мы и выполнили все задания. Сейчас узнаем, какое получилось тайное слово.
Дети выкладывают картинки и называют, что на них нарисовано.
Учитель-логопед: В слове «аист» выделите первый звук и выложите соответствующую букву этому звуку и так со всеми картинками (дети выполняют задания). Тайное слово – азбука. Мы отгадали!
Нам пора возвращаться в детский сад, чтобы открыть посылку и узнать, что нам отправил Знайка. Дети и родители возвращаются в детский сад на музыкальном поезде.
Дети и родители выкладывают соответствующие буквы и открывают посылку (подарок – азбука для детей).
Обмен впечатлениями о встрече.
Учитель-логопед: Уважаемые родители! Мы сегодня плодотворно поиграли, убедились, как в игре можно развить фонематический слух и фонематическое восприятие, что очень важно в дальнейшем для обучения ваших детей в школе. В такие игры вы можете дома с удовольствием поиграть со своим ребенком.
Я надеюсь, что вы время провели не зря, если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости развития фонематического слуха для ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку хорошо подготовиться к школе. Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового.


