«Зимний фестиваль знаний 2026»

Семейный час «Волшебный мир звуков» (развитие фонематического восприятия)

Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста; установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, объединение их в одну команду.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Семейный час

«Волшебный мир звуков» (развитие фонематического восприятия)

Храпова М.С., учитель-логопед

Цель: повышение педагогической компетентности родителей по вопросам развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста; установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, объединение их в одну команду.

Ход семейного клуба:

1. Теоретический блок (для родителей)

Заседание семейного клуба посвящено развитию фонематического восприятия у детей.

Предоставляем информацию:

Учитель - логопед: Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады вас видеть сегодня здесь, с нами. Сегодня мы поговорим о фонематическом восприятии.

Учитель - логопед: Но сначала я вам предлагаю ответить на вопросы «Да», если вы согласны с моим высказыванием и «нет», если не согласны.

Проводится игра «Да – нет»:

Скажите громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите? (ДА)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (НЕТ)

Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (ДА)

Дайте мне тогда ответ

Помочь, откажитесь нам? (НЕТ)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (ДА)

Мини-лекция (показ слайдов):

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух и фонематическое восприятие, это может помешать овладению процессами чтения и письма. То есть ребенок при чтении и письме может допускать ошибки.

  • Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик», «удюг» вместо «утюг»)

  • 2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).

  • 3. Замены свистящих звуков С, З, Ц шипящими Ш, Ж, Щ, Ч («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)

  • 4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных (Р, РЬ, Л, ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка»вместо «горка» и т.д.)

Однако следует различать понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».

Фонематический слух – это умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох-вход, нос-сон); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, кит-кот).

Фонематическое восприятие – это звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте.

Выделяют три операции, характерные для фонематического восприятия:

- умение определять наличие или отсутствие звука в слове;

- умение определять место положения звука в слове;

- умение определять последовательность звуков и их количество.

В логопедии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования фонематического слуха и фонематического восприятия. В работе по формированию этих процессов можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков;

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап — дифференциация слогов;

V этап — дифференциация фонем;

VI этап — развитие навыков элементарного звукового

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома.

2. Практический блок. Совместная деятельность учителя-логопеда, родителей и детей.

Учитель-логопед: Сегодня в нашем детском саду произошло удивительное событие. Утром принесли посылку от Знайки. Он отправил нам подарок, но, чтобы его открыть нужно отгадать зашифрованное тайное слово и для этого надо попасть в страну волшебных звуков Звуколандию на «умную» поляну. Хотите узнать, что отправил нам Знайка? Тогда в путь!

Учитель-логопед: Отправляемся в страну волшебных звуков – Звуколандию. Мы отправимся туда на музыкальном поезде. Становитесь друг за другом.

Выполняется упражнение на развитие слухового внимания, пространственной ориентации: дети с родителями становятся в одну колонну, делая круговые движения руками, подражают вращению колес, одновременно произносят: «чух- чух- чух…». Под звучание медленной или быстрой музыки поезд движется то быстрее, то медленнее; по сигналу останавливается.

Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в стране волшебных звуков (на экране изображение замка), а вот «умная» поляна. Это поляна с волшебными звуками, которые мы с вами попытаемся найти. Попробуем? (Да).

Первое задание «Ну-ка прислушайся, кто что услышит» - учить узнавать «звуки природы».

Детям и родителям предлагается послушать отрывок мелодии, и узнать кто издает данный звук (аудиозаписи природных звуков (шум дождя и леса, журчание воды, шороха листьев, шипение змеи, пение птиц, голоса разных животных). За выполненное задание дети и родители получают первую картинку с изображением аиста.

Второе задание «Похлопаем-потопаем» - дифференциация звуков на фоне звукового и слогового ряда.

Я буду называть разные звуки и слоги, если Вы услышите звук [ш] – хлопайте, а если звук [с] – топайте. За выполненное задание дети и родители получают картинку с изображением заяца.

Третье задание «Эхо». Представим, что находимся на поляне на большом расстоянии и можем слышать только «эхо» друг друга (дети встают на одну сторону зала, а родители на другую сторону). Ребенку необходимо повторить цепочку слогов, которую скажет взрослый (карточка с цепочкой слогов у каждого родителя). Серию слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов): па-ба, та-да, по-бо, ка-га, пу-бу, фа-ва, па-ба-па, та-да-та, ва-фа-ва, по-бо-по, да-та-да и т.д. За выполненное задание дети и родители получают картинку с изображением быка.

Четвертое задание «Чудо-деревья» - развитие умения различать звуки.

На поляне растут два чудо-дерева, вместо листьев картинки. Детям раздаются предметные картинки, уточняя, что на них изображено. Учитель-логопед предлагает детям и родителям украсить одно дерево картинками, в названии которых имеется звук [ш], а другое в названии которых [с].

За выполненное задание дети и родители получают картинку с изображением утки.

Музыкальная физминутка «Веселая разминка».

Пятое задание «Путаница» - исправить ошибки в словах.

Я прочитаю Вам шуточные стихотворения, а Вы найдите в них ошибки.

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!» (звери).

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей (грачей).

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это (билета).

Сели в ложку и айда!

Покатили вдоль пруда (лодку).

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села (дочками).

На поляне весной

Вырос зуб молодой (дуб).

На глазах у детворы

Крысу красят маляры (крышу).

За выполненное задание дети и родители получают картинку с изображением кабан.

Шестое задание «Капельки» - развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Ой, ребята, начался дождик. Чтобы он перестал капать, нужно выполнить задание. Капельки капают и поют свои песни по этим картинкам. Отгадайте картинку. Учитель-логопед показывает картинку, родители отхлопывает соответствующий ритм, а дети показывают картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

За выполненное задание дети и родители получают картинку с изображением астры.

Учитель-логопед: Вот, мы и выполнили все задания. Сейчас узнаем, какое получилось тайное слово.

Дети выкладывают картинки и называют, что на них нарисовано.

Учитель-логопед: В слове «аист» выделите первый звук и выложите соответствующую букву этому звуку и так со всеми картинками (дети выполняют задания). Тайное слово – азбука. Мы отгадали!

Нам пора возвращаться в детский сад, чтобы открыть посылку и узнать, что нам отправил Знайка. Дети и родители возвращаются в детский сад на музыкальном поезде.

Дети и родители выкладывают соответствующие буквы и открывают посылку (подарок – азбука для детей).

Обмен впечатлениями о встрече.

Учитель-логопед: Уважаемые родители! Мы сегодня плодотворно поиграли, убедились, как в игре можно развить фонематический слух и фонематическое восприятие, что очень важно в дальнейшем для обучения ваших детей в школе. В такие игры вы можете дома с удовольствием поиграть со своим ребенком.

Я надеюсь, что вы время провели не зря, если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости развития фонематического слуха для ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку хорошо подготовиться к школе. Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее