«Осенний фестиваль знаний 2024»

«Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»

К.И. Чуковский : «Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях!. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…»

С.И. Ожегов так трактует понятие: «САМООБРАЗОВАНИЕ –приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя»

САМООБРАЗОВАНИЕ определяют новые подходы, технологии, формы работы, средства.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Республика Казахстан

Южно-Казахстанская область

Мактааральский район

город Жетысай

КГУ ШГ «Туран»








ТЕМА МАСТЕР-КЛАССА:

«Самообразование

как один из путей повышения профессионального

мастерства педагогов»









Доклад подготовила:

Раимбекова У. К.

Жетысай-2016


Самообразование

как один из путей повышения профессионального

мастерства педагогов


У. К. Раимбекова

Мактааральский район, школа-гимназия «Туран»


Новое время стремительно преподносит новые веяния в образовательную среду. В связи с этим в последнее время широко обсуждается вопрос о компетенции педагога. Какие знания будет преподносить учитель новой формации? Этот вопрос остается открытым во все времена. В Посланиях Президента РК Н. А. Назарбаева народу подчеркнуто ,что "страна, не умеющая развивать знания в ХХI веке , обречена на провал . Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием". Поэтому, решению этих проблем правительство уделяет большое внимание в результате которого система образования совершает мощный рывок в своем развитии . Образование становится смыслом жизни человека , продолжается всю его жизнь . Перемены в обществе , инновационные изменения в образовании заставили думать и работать по-новому. Глобальное преобразование актуализировало проблему самообразования . Системе образования необходимы специалисты с нестандартным подходом. В связи с этим государство вкладывает огромные средства в образование. Нововведения характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Они результат научных поисков учителей , целых коллективов .

К.И. Чуковский : «Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…»

С.И. Ожегов так трактует понятие: «САМООБРАЗОВАНИЕ –приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя»

САМООБРАЗОВАНИЕ определяют новые подходы, технологии, формы работы, средства.

Источники самообразования :Экскурсии, концерты, театр, путешествия, мастер-классы, семинары, курсы повышения квалификации, курсы дистанционного обучения, методическая литература, газеты, журналы, Интернет, видео, аудио информация на различных носителях, телевидение.

Главное в самообразовании МОТИВ!

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию

Конкуренция: Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

Общественное мнение: Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

Материальное стимулирование: Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес: Учиться просто интересно!!! Вправе ли учитель преподавать, если не будет постоянно учиться ?

Результат самообразования: повышение качества преподавания предмета,

разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования, разработка новых форм, методов и приемов обучения

доклады, выступления, разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание комплектов педагогических разработок, разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям, проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме

В век глобализации и быстрых изменений появляются все новые информационные каналы. Непрерывно увеличивается объем научных знаний. Справиться учителю с мощными потоками поступающей информации становится все труднее. Отсюда возникает необходимость объединения интересов и талантов творчески работающих учителей и руководителей. Рождение новой школы – трудоемкий процесс. Обновлению подлежат не только содержание обучения, но и работа методического объединения. Необходимо помнить,что общество формируется личностью учителя. Поэтому необходимо создать все условия для профессионального роста педагога. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении.

Наряду с использованием достижений отечественной педагогики, актуальным для современной системы образования в Казахстане является зарубежный опыт, содержащий конструктивные идеи гуманистически ориентированной педагогики. На основе кембриджского опыта апробируются новые подходы в обучении. Идет процесс внедрения концепции 7 модульных программ в массовую школу, что, несомненно, играет огромную позитивную роль.

Рассмотрим инновационные технологии, которые используются в экономике, бизнесе, но могут быть применимы тогда, когда требуется совершенствование образовательного учреждения. Это образовательный консалтинг и аутсорсинг. В мировом образовательном пространстве технологии очень актуальны.

  Образовательный консалтинг востребован в современном образова-нии. Образовательный консалтинг состоит в том, что методист не рекомендует педагогу решения по различным проблемам, а лишь передает ему свои знания и предоставляет информацию по соответствующей проблематике. Полученные знания помогают учителю самому ориентироваться в новых для него ситуациях и принимать правильные решения. А дистанционная форма обеспечивает оперативность и доступность в любой момент. Методист выступает в роли «модератора» — от «moderator» – наставник, руководитель. Чтобы учитель проявил интерес к предлагаемому проекту, модератору необходимо поработать над предлагаемой им схемой. Работа идёт по следующему принципу: МО должно заинтересовать учителя, руководителя МО- завуч по научной работе и т.д. Тем для научных исследований множество. Не следует «ожидать» тем только сверху. Очень часто приходится слышать от учителей об очереди в конкурсе. В работе не случайно указывается срок, 2-3 года. Поэтому, завучу необходимо действовать опережающим методом, а не от случая к случаю. К этому надо приучать учителей и учеников. Чтобы сделать работу системной, необходимо самому руководителю над этим поработать. Таким образом, генератором идей должен выступить завуч по инновации. Образно можно сказать, если реклама- двигатель торговли, то завучу по научной работе необходимо аккумулировать всем механизмом под названием образование.

Образовательный аутсорсинг – это привлечение внешних ресурсов для оказания методических услуг, помощи, поддержки. Сегодня аутсорсинг в образовании, применяемый наряду с собственными системами методической работы, представляет собой один из наиболее эффективных подходов к формированию системы обучения работников непосредственно в образовательном учреждении. Результат использования образовательного аутсорсинга выражается в преумножении интеллектуального капитала образовательной системы и повышении эффективности его дальнейшего использования. В нашем небольшом городе есть большие возможности на базе педагогического, медицинского колледжей, университета «Сырдария», техникума, училища, детские сады, коррекционные центры, медицинские учреждения ,сам отдел образования. В областных центрах многие школы работают в сотрудничестве с ВУЗами, СУЗами, различными центрами и т.д. Приглашают выступить на методических мостах с предложенными школой темами научных работников с научной точки зрения, методистов отдела образования, коллег из других школ. Необходимый резерв и потенциал в наличии имеются в большом объёме. Дело только за энтузиастами, т.е., нас с Вами. Чтобы успешно решить задачи и цели методического объединения, следует определить функции каждого члена. Работа над единой методической темой способствует сплоченности коллег, а там, где трудится коллектив единомышленников, несомненно, имеют место энтузиазм, качество работы, результативность.

Образовательный аутсорсинг:

Группы ВТК-временные творческие коллективы

Группы ВНИК –временные научно-исследовательские коллективы

Группы наставников ,Группы из разных МО, Экспертная группа

Для того, чтобы бесценный педагогический опыт не пропал, необходимо бережно к нему относиться и оформлять в виде методических «копилок», отчетов, публикаций в прессе.Это и является задачей ВиртМК: организация сетевого взаимодействия, совместный поиск решения проблем, написание коллективных статей, участие в телекоммуникационных мероприятиях, представление опыта работ, возможность организовать методическое пространство для учителей в целях обмена опытом внутри нашего района.

Стабильность данной системы дает возможность применять различные формы методической работы, что делает работу МО интересной и привлекательной для педагогических работников. Очень важно привлекать к этой работе молодых специалистов, которые намного креативнее, обладают оригинальностью идей, нежели как принято было считать.

В методическом арсенале преподавателей должны быть такие формы организации учебной деятельности, как индивидуальная работа с обучающей системой , создание и использование на уроках презентаций , моделирование, компьютерное тестирование , Интернет, разработка WEB –страниц. Успешность профессионального развития учителя новой форма-ции напрямую зависит от поддержки и помощи методического объединения, основная цель которого –стимулирование педагогов к профессиональному совершенствованию. Путь к творчеству лежит через самосовершенствование, осознание себя в педагогическом процессе как творца. Проектируя свой стиль работы,учитель овладевает способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.

К сожалению, не все учителя школ хотят осваивать современные

методики, а лишь из года в год практикуют открытые уроки по отработанной системе. Кроме того, в школах у педагогов есть еще желание не «высовываться» , и ими руководит самая обыкновенная познавательная лень. Поэтому для более эффективной работы руководитель МО должен привлекать учителей к изучению и обобщению опыта работы учителей- новаторов, обсуждать современные новейшие методики, технологии, достижения науки.

Пришло Новое время в образовании и нельзя работать по-старому. Сейчас нужен очень тонкий, деликатный переход от традиционных форм работы к новым.

Хотелось бы обратить внимание, как руководитель МО, на эффективное планирование и целеполагание. План должен быть реально достижимым при имеющихся технических, финансовых, человеческих ресурсах. Не зря говорят: «Правильно спланированное – наполовину сделанное» . В плане свой работы МО должно четко ставить цель, чего в текущем году они хотят достичь.

Чтобы стать успешным человеком, самому учителю надо много учиться, не бояться ломать устоявшиеся стереотипы, овладевать новыми технологиями, самосовершенствоваться. В модернизации образования центральной фигурой является учитель-исследователь, учитель – новатор. Стране нужны гармонически развитые люди, способные создавать материальные и духовные блага.

Сегодня самообразование вошло в "спокойное русло", стало частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом "штатной ситуации " в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений, поэтому развитие школы не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений. Самообразование –это движение вперёд .

Никогда не сомневайтесь в том, что небольшая группа думающих, преданных граждан может изменить мир: наоборот, именно так всегда и происходит (Маргарет Мид).




Список литератур:


  1. С.В. Кулькевич. «Организация и содержание методической работы»

  2. Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана, 2006 г.

  3. Интернет сайт.

  4. Ившина Г.В. Педагогические технологии: научные основы, опыт, перспективы. УМП. 2003г.

  5. Гридасова Н.В. «Влияние ИКТ на активизацию учебно –познаватель-ной деятельности учащихся» Творческая педагогика, 2011г.

  6. Пономарев Б.А. «Психология творчества» М.1984г.

  7. Лепин П.В. Непрерывность образования как основа становления педагогического мастерства. Н.2000г.





























Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее