сл. Родионово-Несветайская, Ростовская область
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Родионово-Несветайская средняя общеобразовательная школа № 7»
Самоанализ
педагогической деятельности
учителя начальных классов
Гуниной Татьяны Ивановны
2014 год
Я, Гунина Татьяна Ивановна, стаж работы - 34 года, образование – высшее. С 25 декабря 2009 года имею высшую квалификационную категорию. Повышение своего профессионального уровня осуществляю на курсах повышения квалификации, в процессе самообразования, изучая методическую литературу, опыт работы учителей-новаторов, общаясь с коллегами на интернет-сайтах, посещая уроки коллег, районные методические объединения. Имею свои страницы на сайтах «Первое сентября» и «Педсовет.ru» где печатаю свои методические материалы. Тема самообразования «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики как условие успешности обучения». Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес.
Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения.
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника.
Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность. Становление личности школьников, прежде всего происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонёк пытливости.
В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа. Прекрасным средством воспитания и обучения является игра. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приёмами процесса познания. Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариативных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации и самопроектирования. В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет. А ещё они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всего класса. Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания. Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово. А сколько прибавляют они и уроку, и ребёнку! Искренней любовью я завоёвываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить.
На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Процесс информатизации образования, который является одновременно основным требованием и результатом развития современного общества, ставит перед каждым учителем новые задачи:
овладеть навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения,
ориентироваться в возросшем потоке информации, уметь ее находить, перерабатывать и использовать,
научить детей пользоваться информацией
Для реализации поставленных задач я овладела основами необходимых знаний и накопила личный опыт по практическому использованию компьютерных технологий, научилась применять их в учебном процессе.
Я понимаю, что невозможно все уроки строить, используя информационные технологии. Да это и не нужно. У обычных рабочих уроков своя специфика, цели другие. Но на большинстве уроков компьютерные технологии - мои главные помощники! На сегодняшний день мною разработаны уроки с использованием программы Power Point.
Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде.
В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признают его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которых является здоровье человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся.
Для укрепления здоровья обучающихся я в начале урока оцениваю и удерживаю внимание на гигиенических условиях в классе: достаточна ли освещённость, не мешает ли посторонний шум, хорошо ли проветрен класс, оптимальна ли температура.
Также провожу первичную экспресс-оценку эмоционально-психологической атмосферы в классе учащихся по следующим показателям: утомлённость, возбуждённость, тревожность, напряжённость, настроенность на урок.
Сохранению зрения, слуха, осанки способствует смена деятельности на уроке, а также проведение физкультминуток. В целях профилактики зрения провожу ежедневно гимнастику для глаз. Активно ввожу в практику своей работы игровые технологии.
Использую на уроках здоровьесберегающую технологию деятельностного метода. Цель: открывать знания интересно, а значит, снижаются нервные перегрузки.
Меняю местоположение ребёнка в классной комнате относительно доски не реже чем один раз в месяц. Это необходимо и для того, чтобы ребята поближе познакомились друг с другом, учились работать в паре, группах.
Кабинет соответствует санитарным нормам: стены окрашены в бирюзовый цвет, доска зеленого цвета, в классе имеются цветы, парты расставлены в соответствии с нормой роста ребенка. Традиционными стали педагогические лектории на родительских собраниях «Здоровье вашего ребёнка», «Здоровый сон и питание – залог успешности».
Результаты мониторинга
По списку в 2009-2010г. – 24ч., 2010 – 2011 г. - 26 чел., в 2011-2012 г.- 26чел., в 2012-2013г. - 26 чел., в 2013-2014г. – 26чел.
По результатам проведенного опроса для выявления жалоб учащихся на нарушение здоровья численность учащихся с неблагоприятной динамикой состояния здоровья уменьшается. Уменьшается количество случаев заболеваний. Заболеваний приобретенных, вызванных и спровоцированных недостатками организации школьного учебного процесса, отсутствием надлежащих санитарно-гигиенических условий для обучения, вызванных перегрузками и неблагоприятными условиями организации образовательного процесса, не наблюдается.
Заболевания | 2009-2010г. 4 класс | 2010- 2011 г 1класс | 2011- 2012 г 2 класс | 2012- 2013 г 3 класс | 2013-2014г. 4 класс |
ОРВИ и ОРЗ | 4 | 14 | 9 | 5 | 3 |
ЛОР-заболевания | - | 8 | 5 | - | - |
Заболевания глаз | - | 4 | - | - | - |
Заболевания ЖКТ | - | 7 | 1 | 1 | - |
Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали высокие показатели качества обучения. В моих классах нет неуспевающих, качество обученности стабильное.
Учебный год | Класс | Учатся на «5» | Учатся на «4» и «5» | % успеваемости | % качества |
2009-2010 | 4кл./24ч. | 3ч. | 17ч. | 100% | 79% |
2010-2011 | 1кл./26ч. | - | - | 100% | 84,6 % |
2011-2012 | 2кл./26ч. | 6ч. | 15ч. | 100% | 81 % |
2012-2013 | 3кл./26ч. | 3ч. | 10ч | 100% | 50% |
2013-2014 | 4кл./26ч. | 4ч. | 8ч. | 100% | 47 % |
Качество обученности по предметным областям
Название предмета | 2009-2010г. | 2010-2011г. | 2011-2012г. | 2012-2013г. | 2013-2014г. | |||||
Обуч. | Кач-во | Обуч. | Кач-во | Обуч. | Кач-во | Обуч. | Кач-во | Обуч. | Кач-во | |
Русский язык | 100% | 79% | 100% | 1 кл. | 100% | 70%% | 100% | 58% | 100% | 54% |
Математика | 100% | 78% | 100% | 1 кл. | 100% | 81% | 100% | 73% | 100% | 73% |
Чтение | 100% | 79% | 100% | 1 кл. | 100% | 89% | 100% | 89% | 100% | 81% |
Окружающий мир | 100% | 96% | 100% | 1 кл. | 100% | 100% | 100% | 92% | 100% | 96% |
На уроках математики активно использую словесные, предметные, схематические, символические модели, что способствует развитию логического, абстрактного мышления.
Динамика качества знаний по математике имеет следующие показатели:
Учебный год | Класс | «5» | «4» | «3» | Успеваемость | Качество |
2009-2010 | 4класс | 4 | 16 | 4 | 100% | 78% |
2010-2011 | 1 класс | - | - | - | 100% | - |
2011-2012 | 2 класс | 5 | 16 | 5 | 100% | 81% |
2012-2013 | 3класс | 4 | 15 | 7 | 100% | 73% |
2013-2014 | 4класс | 4 | 15 | 7 | 100% | 73% |
На уроках русского языка с первых дней обучения уделяю особое внимание звуковому составу слова, орфоэпической и орфографической разминке на каждом уроке. Учу детей овладевать грамотной речью. Уделяю особое внимание на уроке умению мыслить и доказывать свою позицию. Считаю, что вместе с тем каждый ученик имеет право на ошибку. Ведь не ошибается тот, кто не работает.
Динамика качества знаний по русскому языку имеет следующие показатели:
Учебный год | Класс | «5» | «4» | «3» | Успеваемость | Качество |
2009-2010 | 4класс | 7 | 13 | 4 | 100% | 83% |
2010-2011 | 1 класс | - | - | - | 100% | - |
2011-2012 | 2 класс | 7 | 11 | 8 | 100% | 70% |
2012-2013 | 3класс | 4 | 11 | 11 | 100% | 58% |
2013-2014 | 4класс | 5 | 9 | 12 | 100% | 54% |
Результаты министерских контрольных работ:
Учебный год | Класс | Предмет | Успеваемость | Качество |
2013-2014 | 4 кл. | Математика | 100% | 70% |
Русский язык | 100% | 69% |
В учебнике по литературному чтению собраны произведения, имеющие духовно-нравственное содержание. Для развития творческих способностей детей использую на уроках специальные задания, обучающие словесному иллюстрированию, выразительному чтению, инсценированию, творческому пересказу, сочинению. Обращаю внимание на развитие речи младших школьников, для этого даю задания, которые развивают речь читателя (работа над заголовком, планом, всеми видами пересказа), а также задания, которые помогают стать хорошим читателем (работа над беглостью, над осознанностью, правильностью и т.д.)
Динамика качества знаний по литературному чтению:
Учебный год | Класс | «5» | «4» | «3» | Успеваемость | Качество |
2009-2010 | 4класс | 7 | 13 | 4 | 100% | 83% |
2010-2011 | 1 класс | - | - | - | 100% | - |
2011-2012 | 2 класс | 12 | 11 | 3 | 100% | 89% |
2012-2013 | 3класс | 8 | 15 | 3 | 100% | 89% |
2013-2014 | 4класс | 9 | 12 | 5 | 100% | 81% |
Задания в учебнике окружающего мира позволяют организовать индивидуальную работу учащихся, подготовить их к защите творческих работ, учить аргументировать и доказывать свою точку зрения. Упражнения способствуют развитию творческих способностей, интереса к предмету, углубляют формируемые знания, побуждая учащихся применять их в изменённой ситуации.
Динамика качества знаний по окружающему миру:
Учебный год | Класс | «5» | «4» | «3» | Успеваемость | Качество |
2009-2010 | 4класс | 7 | 13 | 4 | 100% | 83% |
2010-2011 | 1 класс | - | - | - | 100% | - |
2011-2012 | 2 класс | 23 | 3 | - | 100% | 100% |
2012-2013 | 3класс | 10 | 13 | 3 | 100% | 92% |
2013-2014 | 4класс | 9 | 16 | 1 | 100% | 96% |
Составить более полную картину о достижении учащихся мне позволяет ведение их портфолио, где фиксируется информация об участии конкретного ученика в различных предметных конкурсах и олимпиадах. На мой взгляд, это важная современная форма оценивания способствует повышению активности и самостоятельности учащихся, постоянному росту учебной мотивации. С 2010-2011 учебном году в практику своей педагогической деятельности ввела систему инновационной оценки-«портфолио». Каждый учащийся 4 класса под моим руководством разработал материал портфолио, где он фиксировал собственную динамику личных достижений. В результате систематической работы по накоплению материала портфолио учащиеся:
умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;
понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;
умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;
активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;
а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
Мои ученики уже три года принимают активное участие в международном конкурсе-игре «Кенгуру», международном конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех».
Результаты конкурсов «Кенгуру» и «Русский медвежонок» за последние три года по школе выглядят так:
Год | «Кенгуру» | «Русский медвежонок – языкознание для всех»
| Число участников
| ||||||
I место | II место | III место | I место | II место | III место |
| |||
2011- 2012 |
|
|
| Радченко Дарья | Кулешов Павел | Харченко Данил | 15ч.
| ||
2012- 2013 |
|
| Середин Глеб |
| Суркова Анна | Середин Глеб | 22 ч.
| ||
2013- 2014 | Харченко Данил | Середин Глеб | Кулешов Павел |
|
|
| 18ч. |
Число участников конкурса «Русский медвежонок-языкознание для всех», 2011-2012 учебный год
Число участников конкурса «Русский медвежонок-языкознание для всех», 2012-2013 учебный год
Число участников конкурса «Кенгуру-2013»
Число участников «Мониторинга-2014» математической подготовки
Ежегодно в начальной школе проводятся предметные олимпиады, где мои ученики показывают очень хорошие результаты.
Результаты школьных предметных олимпиад
Год | Русский язык | Математика
| |||||
I место | II место | III место | I место | II место | III место | ||
2009- 2010 | Родная Юлия | Ужакина Анастасия |
|
| Чихачёва Анастасия |
| |
2011- 2012 | Матвиенко Анастасия | Кулешов Павел |
| Миронов Владислав |
| Туроверова Дарья | |
2013- 2014 | Кулешов Павел |
|
| Харченко Данил | Середин Глеб | Миронов Вдадислав |
Передо мной, как педагогом, ежедневно, ежеурочно стоят вопросы:
Как заинтересовать ребенка учебным предметом?
Как интересно и доступно донести до учащегося новый материал?
Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы?
Я решаю их путем включения учащегося в ситуации творческой частично-поисковой и исследовательской деятельности. Я всегда работаю под девизом: «Учение с увлечением!», потому что понимаю, что через сказку, игру – дорога к сердцу ребенка. Мои учащиеся – «маленькие почемучки», им интересно всё! На протяжении ряда лет осуществлять «учение с увлечением» помогают занятия кружка «Почемучка». Занятия проходят один раз в неделю, с первого класса. Планирование курса происходит совместно с детьми. Устное или письменное анкетирование позволяет мне выявить интересы моих учеников. Обработав результаты, выстраиваю последовательность работы кружка. Если в первом классе занятия носят больше пассивный характер (я сама рассказываю детям о том, почему светит солнце, идет дождь и многое другое), то со второго класса главным принципом построения занятий является не передача знаний от учителя ученику, а поиск – исследование, поиск индивидуальный и коллективный. В результате, формируется личность с новым менталитетом: мои ученики раскрепощены, верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Я отношусь к ним как к равным – на занятиях царит атмосфера сотрудничества, совместного поиска методом проб и ошибок. Я стремлюсь строить обучение так, что успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся. На наших занятиях воплощаются в жизнь и постоянно совершенствуются интенсивные методы нового образования: самостоятельное “строительство” знаний путем творческого поиска решений и открытий. В результате мои ученики создают учебно-познавательные газеты, рукописные журналы, создают свободные тексты, по которым работают на уроках. С помощью этих занятий учащиеся овладевают навыками работы в парах, группах, учатся договариваться, отстаивать свою точку зрения. Коллектив становится дружнее и сплочённее.
Я - классный руководитель. Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности. Методика моей воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности. Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность. Дети моего класса активно участвуют во всех школьных мероприятиях. С первого класса сначала мною, затем учащимися велась летопись класса. Это альбом, в котором вклеены фотографии, грамоты со всех классных, школьных и районных мероприятий.
Любят дети готовить и проводить открытые внеклассные мероприятия:
- 1 класс: «Мы школьниками стали», «День Мойдодыра», «День именинника».
- 2 класс: в конце ноября «День Матери» (приглашаем мам и бабушек на замечательный праздник).
- 3 класс: в конце октября проводим праздник Осени, конкурс рисунков, выставки поделок, тематических и праздничных газет.
- 4 класс: праздник «Новый год», необычные праздники: «Экологический праздник», «День смеха», «День музыки» и т.д., «Прощание с начальной школой» и т.д. Кроме этого, по традиции, каждый год в каждом классе проводим семейные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья!», праздники для мам «8 Марта», для пап «День Защитников Отечества», «Дни именинников», «Здравствуй, школа!», «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики», « Открытие 2 класса, 3 класса. 4 класса», «Прощание с 1 классом» и т.д.
Часто посещаем библиотеку, ходим на экскурсии, в походы, участвуем в смотрах художественной самодеятельности, в конкурсах чтецов, рисунков, песни, стараемся не пропускать ни одно школьное мероприятие, где очень часто занимаем призовые места. Приглашаем на классные часы сотрудников библиотеки, родителей для рассказов и бесед на разные интересующие нас темы. Мои дети любят трудиться, поэтому мы принимаем самое активное участие в общественно полезном труде, в субботниках.
Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить. Вообще я считаю, чем дружнее и сплочённее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. За период обучения в начальной школе было проведено множество внеклассных мероприятий. Всем классом занимались танцами, принимали активное участие во всех спортивных соревнованиях, где занимали только первые места (копии грамот прилагаются). Формы работы использую самые разнообразные: родительские собрания, беседы и консультации, лекции, совместные воспитательные мероприятия, тематические классные часы, экскурсии, спортивные соревнования, турпоходы, содействие родителей в материально-техническом оснащении учебного кабинета.
Результатом воспитательной работы является то, что в классе сложилась благоприятная атмосфера, в классе нет отверженных детей, группировок, которые бы отделились от коллектива. По результатам тестирования 92% детей считают свой класс дружным. По результатам анкетирования родителей, все дети имеют друзей из своего класса, и родители поддерживают их дружбу.
Мнение родительского коллектива о результатах работы класса:
Критерии | 1кл. | 2кл. | 3 кл. | 4 кл |
|
1. Результаты работы классного коллектива признаны положительными
|
90%
|
94% | 95,7% |
100%
| |
2. Одобрение и поддержка родителями работы классного коллектива
|
93% |
96 % | 96,8 % | 100 % |
В индивидуальной работе с учащимися опираюсь на педагогический принцип доступности и посильности обучения. Учитываю индивидуально-психологические особенности учеников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребенка, особенности процессов внимания, мышления, памяти. Использую следующие методы перевоспитания: метод переубеждения, переучивания, реконструирования, поощрения и наказания, самоисправления.
Индивидуальная работа с учащимися.
Группа учащихся | Задачи | Формы реализации |
По отношению к учёбе | ||
Сильные: 6 учащихся. | Развитие познавательных интересов и способностей | Привлечение к олимпиадам, конкурсам, интеллектуальным играм, научно-исследовательской работе |
Способные, но нетрудолюбивые: 5 учащихся | Формирование учебной мотивации. Развитие общеучебных связей | Беседы, работа с родителями, поддержка в успехах, привлечение к проведению классных часов |
Способные, но неусидчивые: 3 учащихся | Формирование учебной мотивации. Развитие общеучебных связей | Постоянный контроль, беседы, опора на родителей
|
Неспособные, но старающиеся: 10 учащихся | Развитие общеучебных навыков. Постоянная поддержка | Оказание помощи в учёбе. Индивидуальный подход |
Не желающие учиться: 3 учащихся | Формирование учебной мотивации | Строгий контроль. Индивидуальный подход |
По отношению к общественной жизни | ||
Очень активные: 10 учащихся | Формирование качеств лидера, воспитание чувства долга и ответственности. Развитие творческих способностей | Привлечение к организации общественных дел в классе. Помощь в организации дел. Сотрудничество и сотворчество |
Пассивные, не желающие принимать участие в общественной жизни: 6 учащихся | Формирование активной жизненной позиции. Привлечение к жизни коллектива | Постараться найти дело по душе. Постоянная поддержка и поощрение. Воспитание через выполнение посильных поручений |
По отношению к морально-этическим проблемам | ||
| Определение проблемы. Выработка задач | Осуществление индивидуального подхода, постоянный контакт с родителями. Поддержка в классном коллективе |
Основное направление своей будущей деятельности вижу в повышении качества образования за счёт максимального использования на уроках исследовательских, информационно-коммуникативных технологий обучения, сохранение и укрепление здоровья обучающихся при помощи здоровьесберегающих технологий.
Я имею активную жизненную позицию. Являюсь активным участником всех мероприятий, проводимых в школе. Активно участвую в общественной жизни школы, в стенах которой я уже более 34 ле. Я ценю опыт своих коллег, дорожу дружбой с людьми, ценю в них порядочность, доброту, милосердие, сострадание и человеческое внимание.