Элективный курс «Русское правописание: орфография и пунктуация»
10 класс
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы элективного курса для 10-11 классов (авт.- сост. С.И. Львова), -3-е изд.-М.: Мнемозина, 2009, допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего
( полного) общего образования по русскому языку.
Количество часов для изучения учебного материала приведено в соответствии с продолжительностью учебного года и программным материалом для учащихся 10 класса- 70 часов
Элективный курс
«Русское правописание: орфография и пунктуация»
10 класс
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | |
план | факт | |||
| Особенности письменного общения | 2 |
|
|
1 | Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. | 1 |
|
|
2 | Речевая ситуация. Формы речевого общения. Формы письменных высказываний. | 1 |
|
|
| Орфография | 33 |
|
|
| Орфография как система правил правописания | 2 |
|
|
3 | Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. | 1 |
|
|
4 | Некоторые сведения из истории русской орфографии. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации. | 1 |
|
|
| Правописание морфем | 18 |
|
|
|
Правописание корней | 6 |
|
|
5.
|
Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. | 1 |
|
|
6
| Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах. | 1 |
|
|
7 | Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и ь в корне после приставок). | 1 |
|
|
8 | Группы корней с чередованием гласных | 1 |
|
|
9 | Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. | 1 |
|
|
10 | Правописание иноязычных словообразовательных элементов. | 1 |
|
|
| Правописание приставок | 3 |
|
|
11 | Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания. | 1 |
|
|
12 | Приставки на з/с- фонетический принцип написания. | 1 |
|
|
13 | Все остальные приставки( русские и иноязычные по происхождению)- морфологический принцип написания. | 1 |
|
|
| Правописание суффиксов | 6 |
|
|
14 | .Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. | 1 |
|
|
15 | Типичные суффиксы имен существительных и их написание. | 1 |
|
|
16 | Типичные суффиксы прилагательных и их написание | 1 |
|
|
17 | Типичные суффиксы глагола и их написание. | 1 |
|
|
18 | Образование причастий с помощью специальных суффиксов. | 1 |
|
|
19 | Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов. | 1 |
|
|
| Правописание окончаний | 3 |
|
|
20 | Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.. | 1 |
|
|
21 | Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. | 1 |
|
|
22 | Орфографические правила, требующие различения морфем, в состав которых входят орфограммы. | 1 |
|
|
| Слитные, дефисные и раздельные написания. | 11 |
|
|
23 | Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания. | 1 |
|
|
24 | Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. | 1 |
|
|
25 | Грамматико- семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи. | 1 |
|
|
26 | Грамматико- орфографические отличия приставки и предлога. | 1 |
|
|
27 | Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. | 1 |
|
|
28 | Особенности написания производных предлогов. | 1 |
|
|
29 | Смысловые,грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных сочетаний слов. |
|
|
|
30 | Образование и написание сложных слов ( имена сущ., прилагательные, наречия). | 1 |
|
|
31 | Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний. | 1 |
|
|
32 | Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. | 1 |
|
|
33 | Работа со словарем «Слитно или раздельно?» | 1 |
|
|
| Написание строчных и прописных букв | 2 |
|
|
34 | Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. | 1 |
|
|
35 | Работа со словарем «Строчная или прописная ?» | 1 |
|
|
| Речевой этикет в письменном общении | 2 |
|
|
36 | Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой этикет в частной и деловой переписке. | 1 |
|
|
37 | Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях. | 1 |
|
|
| Пунктуация | 32 |
|
|
| Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания. | 3 |
|
|
38
| Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основные назначение пунктуации- расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. | 1 |
|
|
39 | Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. | 1 |
|
|
40 |
Разделы русской пунктуации. | 1 |
|
|
|
Знаки препинания в конце предложения. | 1 |
|
|
41 |
Предложения и его основные признаки. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения. | 1 |
|
|
| Знаки препинания внутри простого предложения | 13 |
|
|
42 | Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении | 1 |
|
|
43 | Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами. | 1 |
|
|
44 | .Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися и повторяющимися союзами. | 1 |
|
|
45 | Однородные и неоднородные определения. | 1 |
|
|
46 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. | 1 |
|
|
47 | Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Приложения. | 1 |
|
|
48 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и дееприч. оборотом. | 1 |
|
|
49 | Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями. | 1 |
|
|
50 | . Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных знаков препинания. | 1 |
|
|
51 | Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ. | 1 |
|
|
52 | Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. | 1 |
|
|
53 | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. | 1 |
|
|
54 | Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительных слов. | 1 |
|
|
| Знаки препинания между частями сложного предложения. | 8 |
|
|
55 | Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. |
|
|
|
56 | Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. | 1 |
|
|
57 | Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки. | 1 |
|
|
58 | Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. | 1 |
|
|
59 | Семантико- интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 |
|
|
60 | Грамматико- интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей. | 1 |
|
|
61 | Знаки препинания при сочетании союзов. | 1 |
|
|
62 | Сочетание знаков препинания | 1 |
|
|
| Знаки препинания при передачи чужой речи | 3 |
|
|
63 | Прямая и косвенная речь | 1 |
|
|
64 | Оформление на письме прямой речи и диалога. | 1 |
|
|
65 | Разные способы оформления на письме цитат. | 1 |
|
|
| Знаки препинания в связном тексте | 4 |
|
|
66 | Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью. | 1 |
|
|
67 | Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. | 1 |
|
|
68 | Авторские знаки | 1 |
|
|
69 | Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста. | 1 |
|
|
70 | Резервный урок. Итоговое повторение | 1 |
|
|
ИТОГО |
| 70 |
|
|