«Осенний фестиваль знаний 2024»

Россия - наша Родина

Актуализировать и расширить знания о Родине, сформировать целостное предствавление о многонациональном русском народе их традициях и обычаях

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

МАОУ СОШ №5 г. Калининград
















Тема урока: Россия – наша Родина.

Обществознание Класс - 5



















Учитель: Чайка Н.В.

учитель истории, обществознания










2021


Технологическая карта урока

Предмет «Обществознание » ВПМ «Основы православной культуры» Класс 5

На изучение темы по программе отводится 2 часа.

Базовый учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н, изд-во Просвещение, 2016 г

При изучении данной темы возможно использовать межпредметные связи с такими предметами как история, музыка, география, литература, т. К в ходе урока используется литературное чтение: Николай Роленков "К Родине", Николай Рубцов "Доволен я буквально всем..." Музыка: В. Локтев «Песня о России», «Ты, река ль, моя реченька», С. Рахманинов «Концерт №3», Гимна Российской Федерации, «С чего начинается Родина» ( М. Бернес).

География: политическая и географическая карты России, исторические биографии – рубрика «Жил на свете человек»



Тема урока: Россия – наша Родина.

Цель урока: актуализировать и расширять представления о Родине, формировать ценности многонационального российского

общества, чувства гордости, за свою Родину.

Задачи урока:

Цели:

 формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе;

 развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России;

 воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи.

Обучающие:

- актуализировать и расширить знания, понятия и представления, учащихся о многообразии и единстве духовных традиций народов России;

- актуализировать представления школьников о значении культурных традиций в жизни человека, семьи, общества. познакомить обучающихся с понятием многонациональности;

- сформировать у обучающихся понятия о Родине, Отечестве, патриотизме, материальном и духовном мире;

-- формировать начальные представления о российских национальных традициях;



Воспитательные:

- создание эмоционально-положительной основы для формирования патриотических чувств: любви и преданности Родине.

- воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине;


Развивающие:

- учить овладевать навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний, развивать коммуникативные и речевые действия учащихся.

- способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.


Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося):

Предметные. Учащиеся узнают о роли духовных традиций народов России, о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества.

Метапредметные. П. Самостоятельное выделение и формулирование цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме; извлечение необходимой информации, построение логических рассуждений.

Р. Способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова; умение структурировать знания.

К. Изложение своего мнения; способность работать в команде; готовность слушать собеседника и вести диалог.

Личностные.

- Проявление творческого отношения к процессу обучения;

- формирование познавательной потребности;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- воспитание стремления к творчеству и сотворчеству.


Информационно-образовательная среда: видеоклип на песню В.Баснера «С чего начинается Родина», презентация, пословицы и поговорки, раздаточный материал , учебник «Обществознание» 5 класс УМК под ред. Л.Н.Боголюбова. М., «Просвещение»



Используемая литература:

1. Учебник под ред. Л.Н.Боглюбова. «Обществознание» 5 класс УМК М., «Просвещение»


2. Учебник А. В. Кураев «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2012 год

3. Клюшник Л.В. Наша Родина – Россия / Л.В.Клюшник – Москва: РОСМЭН, 2015

4. Электронные ресурсы, видео- и аудиоматериалы:

5. Песня «Моя Россия». Автор музыки и композитор Георгий Струве. Стихи, слова песни написала Нина Соловьёва.

5. Плакат «РОДИНА – МАТЬ ЗОВЕТ! И.М. Тоидзе




Тип урока урок «открытия» нового знания.

Необходимое оборудование компьютер, проектор, ЭОР используемые на уроке - презентация к уроку, литературный ряд



























Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1.

Организационный момент

Создает эмоциональный настрой на урок

Здравствуйте, ребята! Проверьте учебные принадлежности.

Поднимает руки класс –

Это «раз».

Повернулась голова –

Это «два».

Руки вниз, вперед смотри –

Это «три».

Руки в стороны пошире

Развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать –

Это «пять».

Всем ребятам тихо сесть –

Это «шесть».






Настраиваются на урок, проверяют готовность начать работу;

определяют эмоциональную и психологическую готовность к уроку.




















Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

2.

Знакомство с новым разделом учебника.


- Ребята, с сегодняшнего дня мы начинаем изучать новую главу нашего учебника. Возьмите в руки учебник, прочитайте название. Как вы думаете, о чем пойдет разговор на наших уроках?

-О чем мы узнаем?

- На какие вопросы должны будем ответить?



Дети знакомятся с новой главой учебника.







Учащиеся рассматривают учебник, отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение в отношении нового раздела.

Беседа


Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).





Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).





3

Мотивация учебной деятельности.


- Прочитайте слова К.Г. Паустовского )«Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». Как вы понимаете эти слова?

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш первый урок раздела? Как вы понимаете тему урока?

- Что такое Родина? Давайте посмотрим видеоклип.

- Когда вам говорят слово родина, что вы представляете? Запишите свои ответы в виде схемы.


- Попробуйте сформулировать определение слова «Родина».

Индивидуальное задание одному учащемуся – найти определение слова в толковом словаре С.И. Ожегова; второму найти значение слова в этимологическом словаре.



- В каких значениях может использовать слово «родина»?



Учащиеся читают высказывание, высказывают свое мнение.


Учащиеся высказывают свои предположения.



Тема урока «Наша Родина Россия






















- о Родине


- Белоствольное дерево – символ Руси. Белый – цвет чистоты, ясности, света.

Для русского человека нет дерева милее и роднее. И, наверное, не только потому, что она растет в нашей стране повсюду, от Заполярья до южных границ. Возможно, потому, что она вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе?


Уметь слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).



















Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).





- с родного дома

- с родных и близких людей

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).


4

Работа по теме урока.


1. Работа по карте России)

Посмотрите на карту России. Как велика и необъятна наша страна! Она протянулась от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря до Тихого океана. Когда на Дальнем Востоке встает солнце, мы уже ложимся спать.  Когда на севере страны наступают холода, на юге - плещется теплое море, цветут каштаны. Каждый уголок России славится своей природой, художественными промыслами, людьми, которые там живут.

- Послушайте, что такое Родина для Константина Дмитриевича Ушинского (великого русского педагога).

Приложение 1

.
















2. Работа с пословицами

- О любви к Родной земле рассказывают нам и народные пословицы.

- Поработайте в группе, попробуйте составить эти пословицы, соединив части линиями. Работа с раздаточным материалом


Нет ничего на свете краше,

Родимая сторона — мать,

Всякому мила

Чужбина — калина,

На чужбине родная землица

Береги землю родимую,

...во сне снится.

...Родина — малина.

...как мать любимую.

...своя сторона.

...чем родина наша.

...а чужая — ма­чеха.


Малая родина. У каждого человека есть место, где он родился, вырос, учился – это малая родина. Родина связана с домом, семьей человека.

- Наша общая Родина – страна Россия.

Беседа


Велика наша страна – Россия. Она огромна и прекрасна. Наша страна особенная. Она состоит из отдельных субъектов.

Найдите в учебнике, каким термином автор называет эти части нашего

государства.

- Запишите в тетрадь определение субъекта РФ. Субъект РФ – это государственное образование в составе федерации.

Это означает, что каждый субъект РФ вносит посильный вклад в развитие и процветание государства, заботится о его настоящем и будущем. Каждый имеет свои законы, в которых отражены его полномочия, права и обязанности, но все законы, принимаемые в субъектах РФ не могут противоречить Основному Закону государства – Конституции РФ. У каждого равные права с другими.

Субъекты РФ имеют право иметь свою территорию, свои органы власти и управления, свой герб, обучать детей на родном языке







- Как вы понимаете, что это означает? Используйте при ответе учебник.





Из-за чего называется Российская Федерация. Она имеет свои символы, традиции, обычаи









Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).


Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)



Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).






3. Символы России (слайд 6)
- Наша страна огромна. Как у каждого государства у России есть своя символика.

Назовите символы России.

а)- Герб. Рассмотрите его.

- Что вы знаете о гербе?

Приложение 2

б)- Российский флаг.

Рассмотрите его.

Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос: белого, синего и красного цветов.

Что они обозначают?

Приложение 3





- Что вы можете сказать о гимне?

Приложение 4




Какой город нашей Родины является самым главным и почему?

– Что вы можете сказать о территории наше Родины?

Приложение 5



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(под песню «Зарядка)







Герб, гимн, флаг.

Двуглавый Орёл – символ вечности России, символ глубокого уважения к своим историческим корням и национальной истории.




Белый цвет - мир, чистота, непорочность, совершенство;

Синий - цвет веры и верности, постоянства;

Красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество



Гимн – главная песня страны. Мы – россияне – должны знать его, подпевать, показывая этим уважение к нашей стране и нашему правительству.

Столица – Москва.



Россия – самая большая в мире страна

















Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД



Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)







4.Многонациональная Россия

Самое главное богатство страны – это её люди. Великое счастье, когда люди веселятся, радуются жизни.

- Люди, каких национальностей живут в нашей стране?


В России живёт 145 млн. человек (это седьмое место в мире по численности населения). Здесь представители более 150 национальностей, большая часть которых русские. Нашу страну называют многонациональной страной



Но что же их объединяет в одно государство?












На нашей территории живут русские, украинцы, армяне, грузины, белорусы, татары, чуваши, мордва, евреи и т.д.






Объединяет все национальности единая Родина, общая земля, общая история, общие законы, но важнее всего единая культура, патриотизм Приложение6

Дети работают с текстом







Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД































Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).






-



-










-





Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД



















Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).





Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД





5. Рефлексия










6. Домашнее задание.


Вопросы для рефлексии.

- что нового вы открыли для себя на уроке?

- о чем бы вы рассказали своим родителям, друзьям?

- какие знания вы могли бы применять в своей жизни?

- какое задание вам больше всего понравилось выполнять на уроке?

- какие трудности возникали при выполнении заданий?





п. 11 Два варианта творческого задания (на выбор ученика):

- подготовить сообщение об известном человеке, прославившем Россию;

- нарисовать рисунок своей малой Родины.





Урок закончен. Спасибо всем за работу

Ответы учащихся












Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).


Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).





Приложение 1

« Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила нас своему языку; как мать защищает и бережет от всяких врагов… Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна и Родина»

Приложение 2

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёх угольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Двуглавый орёл – древний символ царских династий. В России впервые появился в 1497 г. при Иване III. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.



Приложение 3

Государственный флаг России (с 1991 г.) - прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине горизонтальными полосами: белой, синей, красной. Верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная. Считается, что белый цвет – выражает чистоту устремлений, синий – обозначает волю к миру, красный – готовность не жалеть свое крови при защите Родины.



Приложение 4

Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства. Музыка – Георгия Александрова, новый текст – Сергея Михалкова. Утверждён Указом президента Российской Федерации от 30 декабря 2000 года. Он звучит в особо важных случаях. Например, при вступлении в должность президента РФ, во время проведения воинских парадов, в честь победа наших спортсменов на соревнованиях. Гимн слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.


Приложение 5

Россия – самая большая в мире страна, её площадь – более 17 млн. км2 Большую часть необъятных российских просторов занимают широкие равнины – Восточно-Европейская и Западно-Сибирская. Слайд 14. Есть и горы: Уральские – одни из старейших в мире, низкие и поросшие зелёными елями; слайд 15: Кавказские – молодые, высокие, с заснеженными вершинами; слайд 16: горы полуострова Камчатки и Курильских островов куполообразные, с ровными склонами, среди них много вулканов, более полусотни – действующие. На юге России омывается ласковым южным Чёрным морем, на севере – суровыми морями Ледовитого океана, с осени по весну покрытыми льдами, на востоке – Беринговым, Охотским, Японским, на западе – Балтийским.

Слайд 9-16

Великие реки России протекают в Сибири, самая длинная из них носит женское имя Лена. Немного отстаёт по длине Обь с Иртышом, а самая большая из европейских рек – Волга.

На Юго-Востоке Сибири находится и глубочайшее в мире зеро Байкал. Вода в нём славится своей чистотой, озеро окружено горами тайгой, богатой редкими видами зверей, птиц и рыб.

На огромной территории нашей страны можно побывать и в смешанных лесах средней полосы России; и в безлесной северной тундре, где зимой температура может опускаться до-500 С и даже до -600 с; и в сибирских или дальневосточной тайге – густым лесом из огромных елей, лиственниц, кедров; и на альпийских лугах Северного Кавказа; и в прикаспийских пустынях; слайд 19: кубанских степях; субтропиках Черноморского побережья, где много курортов.


Прочитайте и прокомментируйте отрывок документа, можно ли считать автора письма патриотом и почему? Приложение6

До сих пор хранит штурман Черноморского пароходства Дмитрий Никитин письмо из сорок пятого года, письмо отца, которому не суждено было увидеть своего ребенка... «Будущему сыну Дмитрию или дочери Светлане. Я прошу тебя, мой дорогой ребенок, извини меня за то, что я не смог воспитать тебя, ибо любовь к Родине — самое высокое, несравнимое чувство, которому отдал я свою жизнь». Эти слова торопливой рукой вывел солдат, знавший, что отправляется в свой последний бой...
По Р. С. Поярковой. Чувство Родины, 1987


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее