«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Романтический мир ранней лирики А.Блока. Блок и символизм

Цель: раскрыть своеобразие романтического мира ранней лирики А.Блока и выявить художественные средства его создания, сформировать представления об особенностях блоковской поэтики, углубить знания о символизме как художественном направлении, совершенствовать навыки анализа поэтического текста; развивать образную эмоциональную сферу личности учащихся; воспитывать чувство любви к поэтическому слову, чувства прекрасного.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

А.А. Блок. Романтический мир раннего Блока. Блок и символизм.


Цель: раскрыть своеобразие романтического мира ранней лирики А.Блока и выявить художественные средства его создания, сформировать представления об особенностях блоковской поэтики, углубить знания о символизме как художественном направлении, совершенствовать навыки анализа поэтического текста; развивать образную эмоциональную сферу личности учащихся; воспитывать чувство любви к поэтическому слову, чувства прекрасного.


Оборудование: портрет А.А.Блока, фотография«Блок и Менделеева»,

мультимедийная презентация «Романтический мир ранней

поэзии А.А.Блока», слайд «Фото Казанского Собора»,

музыкальный фрагмент Шуберта «Аве Мария», иллюстрация

И.Глазунова»Вхожу я в тёмные храмы», учебник литературы

для 11класса под редакцией В.П. Журавлёва, М.«Просвещение»,

2016 год.


Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков.


ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности учащихся

Вступительное слово учителя.

Работа с эпиграфом

Блок есть первая величина в ослепительно ярком созвездии

русских талантов

М.Рыльский


II. Актуализация опорных знаний учащихся и обновление читательского личностного опыта

1. Беседа


III.Формирование новых знаний

1.Вступительное слово учителя

2..Инсценировка

3 .Мультимедийная презентация «Романтический мир ранней поэзии Блока»

4 .Работа по теории литературы.

5. Анализ стихотворений и выразительное чтение

6. Работа с иллюстрацией И.Глазунова


IV.Применение полученных знаний.Рефлексия.

1.Работа с кластером. 2.Ответ на проблемный вопрос «Микрофон


Vбъяснение домашнего задания.

VI. Мотивировка оценок


1Мотивировка учебной деятельности

Вступительное слово учителя


«Был Пушкин и был Блок… Всё остальное между!»- эти слова Владислава Ходасевича как нельзя ярко отражают значение самого удивительного поэта,

который своим творчеством завершил поэтические искания всего 19 века и открыл путь поэзии века нового, соединив новое искусство. Это имя- Александр Блок.

И сегодня нам предстоит знакомство с ранним творчеством поэта, при жизни ставшим легендой. В чём же загадочность, своеобразие блоковской

поэзии нам и предстоит сегодня открыть.

Итак, запишите в тетрадях дату. Тему нашего урока.

Прочитайте эпиграф.

Сегодня на уроке на примере творчества величайшего поэта Серебряного века А.Блока мы поговорим об изысканной форме откровения в чувствах.

Мы прикоснёмся к удивительной эпохе, не только насладимся музыкальность стихов, но и постараемся почувствовать те глубинные процессы, которые происходили в душе гения и человека. Свои наблюдения проведём путём анализа стихотворений поэта.


Целеполагание

___ Сформулируйте самостоятельно определение направлений в исследовании

темы сегодняшнего урока.


II.Актуализация опорных знаний учащихся и обновление читательского

Личностного опыта

Учитель


__Мы уже знакомы с поэзией Серебряного века, с её новыми направлениями и течениями.

__Ярким представителем какого направления в литературе был Александр Блок?

(Символизма)

Учитель

__М.Рыльский сказал, что «Блок есть первая величина в ослепительно ярком созвездии русских талантов»

_Что является особенностью символизма?


(в основе символизма лежали 3 незыблемых элемента: символические образы, мистическое содержание, и идея параллельного существования)

Религиозные искания ,поэтика многоплановости, намёки, иносказания, разработка звукописи как особого поэтического приёма)

В творчестве Блока нашли отражение философские идеи В.Соловьёва)


___В чём же сущность этого философского течения?

(философские идеи Соловьёва стали основой поэтов-символистов. Его мистическое учение о Душе мира-Софии, Вечной Женственности, живое общение с которой должно внести гармонию в хаос материального мира.)


Учитель

Центральный цикл первого сборника поэта—«Стихи о Прекрасной Даме»


Вспомните, что обозначает литературоведческий термин «цикл»?

(Лит.цикл – это группа произведений, составленных самим автором и представляет собой единое целое)


Учитель


В этом сборнике нашла отражение любовь молодого поэта к своей будущей жене Любови Менделеевой. Живой отклик у поэта-романтика получила мысль

философа Соловьёва о том, что сама любовь к миру открыта через любовь к творчеству.


III Формирование новых знаний


Ученик читает «Мы встречались с тобой на закате»


Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я люблю твоё белое платье,

Утончённость мечты разлюбив.


Были странны безмолвные встречи.

Впереди – на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.


Приближений, сближений, сгораний –

Не приемлет лазурная тишь…

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.


Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Всё померкло, прошло, отошло…

Белый стан, голоса панихиды

И твоё золотое весло.


Учитель


В начале века Блока полностью охватили две силы: любовь и поэзия. Они были неразделимы. А по иронии судьбы его возлюбленную тоже звали Любовь.

Я предлагаю нам вместе с героями отправиться по страницам этого необычайно прекрасного романа и постараться постичь тайну поэтики божественно таинственной любви. Помогут нам в этом Тамара и Богдан.


Инсценировка


Поэт.


Бегут неверные дневные тени,

Высок и внятен колокольный зов.

Озарены церковные ступени,

Их камень жив – и ждёт твоих шагов.

Ты здесь пройдёшь, холодный камень тронешь,

Одетый страшной святостью веков.

И, может быть, цветок весны уронишь

Здесь, в этой мгле, у строгих образов.


Растут невнятно розовые тени,

Высок и внятен колокольный зов,

Ложится мгла на старые ступени…

Я озарён – я жду твоих шагов.


Редактору журнала « Северные цветы» Брюсову. Посылаю вам «Стихи о Прекрасной Даме».Заглавие ко всему отделу моих стихов я бы хотел поместить такое: « О Вечно Женственном». В сущности, это и есть тема моих стихов.


Прекрасная Дама


В сумерки октябрьского дня я шла по Невскому к Казанскому собору и встретила Блока…


Поэт


Сначала пошли в Казанский собор, а потом в Исакиевский . В соборе почти никого не было. Нас поразила высота, громада, торжество, сумрак.


Прекрасная Дама



Мы сидели в стемневшем уже соборе на каменной скамье под окном, близ моей Казанской. То, что мы были тут вместе, это было больше всякого объяснения. Мне казалось, что я давно отдаю свою душу.


Поэт


Помните эти сумерки? Я ждал час, два, три. Иногда вас совсем не было. Но, боже мой, если вы были! Тогда вдруг звенела и стучала , захлопываясь, эта дрянная мещанская, скаредная мне дверь подъезда. Сбегал свет от тусклой жёлтой лампы. Показывалась ваша фигура – Ваши линии, так знакомые во всех мелочах…»

«Стихи о Прекрасной Даме» - ранняя утренняя заря, тесны и туманы, с которыми борется душа. Чтобы получить право на жизнь. Одиночество, мгла, тишина - закрытая книга бытия, которая пленяет неподступностью. Там всё будущее – за семью печатями.

Мне странно. Что вы находите мои стихи непонятными… В непонятности меня, конечно, обвиняют почти все.



Учитель


Блок в поиске формы, ритма, мелодики стиха. Реальный мир представляетя ему

как бы сквозь призму волшебного зеркала. Вполне реальные события и места

действия заволакиваются волшебной дымкой фантазии поэта. Он искусственно уходит от реальности в красивость фантазии.

В ходе подготовки к уроку Новиков Илья провёл мини-исследование поэтики раннего Блока на примере цикла «Стихи о Прекрасной Даме»


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее