А.А. Блок. Романтический мир раннего Блока. Блок и символизм.
Цель: раскрыть своеобразие романтического мира ранней лирики А.Блока и выявить художественные средства его создания, сформировать представления об особенностях блоковской поэтики, углубить знания о символизме как художественном направлении, совершенствовать навыки анализа поэтического текста; развивать образную эмоциональную сферу личности учащихся; воспитывать чувство любви к поэтическому слову, чувства прекрасного.
Оборудование: портрет А.А.Блока, фотография«Блок и Менделеева»,
мультимедийная презентация «Романтический мир ранней
поэзии А.А.Блока», слайд «Фото Казанского Собора»,
музыкальный фрагмент Шуберта «Аве Мария», иллюстрация
И.Глазунова»Вхожу я в тёмные храмы», учебник литературы
для 11класса под редакцией В.П. Журавлёва, М.«Просвещение»,
2016 год.
Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности учащихся
Вступительное слово учителя.
Работа с эпиграфом
Блок есть первая величина в ослепительно ярком созвездии
русских талантов
М.Рыльский
II. Актуализация опорных знаний учащихся и обновление читательского личностного опыта
1. Беседа
III.Формирование новых знаний
1.Вступительное слово учителя
2..Инсценировка
3 .Мультимедийная презентация «Романтический мир ранней поэзии Блока»
4 .Работа по теории литературы.
5. Анализ стихотворений и выразительное чтение
6. Работа с иллюстрацией И.Глазунова
IV.Применение полученных знаний.Рефлексия.
1.Работа с кластером. 2.Ответ на проблемный вопрос «Микрофон
V.Объяснение домашнего задания.
VI. Мотивировка оценок
1Мотивировка учебной деятельности
Вступительное слово учителя
«Был Пушкин и был Блок… Всё остальное между!»- эти слова Владислава Ходасевича как нельзя ярко отражают значение самого удивительного поэта,
который своим творчеством завершил поэтические искания всего 19 века и открыл путь поэзии века нового, соединив новое искусство. Это имя- Александр Блок.
И сегодня нам предстоит знакомство с ранним творчеством поэта, при жизни ставшим легендой. В чём же загадочность, своеобразие блоковской
поэзии нам и предстоит сегодня открыть.
Итак, запишите в тетрадях дату. Тему нашего урока.
Прочитайте эпиграф.
Сегодня на уроке на примере творчества величайшего поэта Серебряного века А.Блока мы поговорим об изысканной форме откровения в чувствах.
Мы прикоснёмся к удивительной эпохе, не только насладимся музыкальность стихов, но и постараемся почувствовать те глубинные процессы, которые происходили в душе гения и человека. Свои наблюдения проведём путём анализа стихотворений поэта.
Целеполагание
___ Сформулируйте самостоятельно определение направлений в исследовании
темы сегодняшнего урока.
II.Актуализация опорных знаний учащихся и обновление читательского
Личностного опыта
Учитель
__Мы уже знакомы с поэзией Серебряного века, с её новыми направлениями и течениями.
__Ярким представителем какого направления в литературе был Александр Блок?
(Символизма)
Учитель
__М.Рыльский сказал, что «Блок есть первая величина в ослепительно ярком созвездии русских талантов»
_Что является особенностью символизма?
(в основе символизма лежали 3 незыблемых элемента: символические образы, мистическое содержание, и идея параллельного существования)
Религиозные искания ,поэтика многоплановости, намёки, иносказания, разработка звукописи как особого поэтического приёма)
В творчестве Блока нашли отражение философские идеи В.Соловьёва)
___В чём же сущность этого философского течения?
(философские идеи Соловьёва стали основой поэтов-символистов. Его мистическое учение о Душе мира-Софии, Вечной Женственности, живое общение с которой должно внести гармонию в хаос материального мира.)
Учитель
Центральный цикл первого сборника поэта—«Стихи о Прекрасной Даме»
Вспомните, что обозначает литературоведческий термин «цикл»?
(Лит.цикл – это группа произведений, составленных самим автором и представляет собой единое целое)
Учитель
В этом сборнике нашла отражение любовь молодого поэта к своей будущей жене Любови Менделеевой. Живой отклик у поэта-романтика получила мысль
философа Соловьёва о том, что сама любовь к миру открыта через любовь к творчеству.
III Формирование новых знаний
Ученик читает «Мы встречались с тобой на закате»
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив.
Я люблю твоё белое платье,
Утончённость мечты разлюбив.
Были странны безмолвные встречи.
Впереди – на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.
Приближений, сближений, сгораний –
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.
Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло…
Белый стан, голоса панихиды
И твоё золотое весло.
Учитель
В начале века Блока полностью охватили две силы: любовь и поэзия. Они были неразделимы. А по иронии судьбы его возлюбленную тоже звали Любовь.
Я предлагаю нам вместе с героями отправиться по страницам этого необычайно прекрасного романа и постараться постичь тайну поэтики божественно таинственной любви. Помогут нам в этом Тамара и Богдан.
Инсценировка
Поэт.
Бегут неверные дневные тени,
Высок и внятен колокольный зов.
Озарены церковные ступени,
Их камень жив – и ждёт твоих шагов.
Ты здесь пройдёшь, холодный камень тронешь,
Одетый страшной святостью веков.
И, может быть, цветок весны уронишь
Здесь, в этой мгле, у строгих образов.
Растут невнятно розовые тени,
Высок и внятен колокольный зов,
Ложится мгла на старые ступени…
Я озарён – я жду твоих шагов.
Редактору журнала « Северные цветы» Брюсову. Посылаю вам «Стихи о Прекрасной Даме».Заглавие ко всему отделу моих стихов я бы хотел поместить такое: « О Вечно Женственном». В сущности, это и есть тема моих стихов.
Прекрасная Дама
В сумерки октябрьского дня я шла по Невскому к Казанскому собору и встретила Блока…
Поэт
Сначала пошли в Казанский собор, а потом в Исакиевский . В соборе почти никого не было. Нас поразила высота, громада, торжество, сумрак.
Прекрасная Дама
Мы сидели в стемневшем уже соборе на каменной скамье под окном, близ моей Казанской. То, что мы были тут вместе, это было больше всякого объяснения. Мне казалось, что я давно отдаю свою душу.
Поэт
Помните эти сумерки? Я ждал час, два, три. Иногда вас совсем не было. Но, боже мой, если вы были! Тогда вдруг звенела и стучала , захлопываясь, эта дрянная мещанская, скаредная мне дверь подъезда. Сбегал свет от тусклой жёлтой лампы. Показывалась ваша фигура – Ваши линии, так знакомые во всех мелочах…»
«Стихи о Прекрасной Даме» - ранняя утренняя заря, тесны и туманы, с которыми борется душа. Чтобы получить право на жизнь. Одиночество, мгла, тишина - закрытая книга бытия, которая пленяет неподступностью. Там всё будущее – за семью печатями.
Мне странно. Что вы находите мои стихи непонятными… В непонятности меня, конечно, обвиняют почти все.
Учитель
Блок в поиске формы, ритма, мелодики стиха. Реальный мир представляетя ему
как бы сквозь призму волшебного зеркала. Вполне реальные события и места
действия заволакиваются волшебной дымкой фантазии поэта. Он искусственно уходит от реальности в красивость фантазии.
В ходе подготовки к уроку Новиков Илья провёл мини-исследование поэтики раннего Блока на примере цикла «Стихи о Прекрасной Даме»