10
РОЛЬ ПРЕДМЕТА «САМОПОЗНАНИЕ» В РАЗВИТИИ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
И НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ.
О.А. Белоусова
Заместитель директора по УВР, учитель самопознания
Окжетпесской средней школы
Акмолинская область, Бурабайский район
Шагает XXI век! Сегодня просвещение представляет собой не только сумму знаний, но и предполагает развитие духовных и нравственных качеств детей. Жизнь и нравственность наших детей – этому дорогая цена, очень! А как скоро мы это поймем? Милосердие и достоинство стремительно покидают наше общество.
Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает привитие любви к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Но, есть ли что-нибудь важнее, чем дети? В детские годы закладывается счастье всей жизни. Счастье – это несколько преувеличено, оно коротко и проходяще, скажу осторожнее – Уровень Душевного Комфорта.
Сегодня надо решить, какими путями идти по жизни самому, а, будучи педагогом, чему и как учить детей?
Для решения этой проблемы и разработана программа нравственного воспитания школьников по предмету «Самопознание», которую я бы назвала удивительной программой. Стержень программы – предмет «Самопознание» – призван стать своеобразным компасом подрастающего поколения в современном мире.
Вот уже третий год шагает по всей стране самопознание. Конечно, плоды ведения этого предмета мы увидим ярко и ощутимо через несколько лет. А сегодня я могу с уверенностью сказать, те основы нравственности, которые закладывает этот предмет, те уроки любви, которыми переполнен этот предмет - это на всю жизнь.
Невольно вспоминаю слова В.А. Сухомлинского: «Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребёнка».
Как художник над ярким пятном
Мы дерзаем над детской душой,
Властны ль мы, изменить что-то в нем,
Чтоб ребенок остался собой?
Что же такое урок «Самопознание» для меня и моих учеников? Это уроки элементарной человечности, и моя роль как учителя заключена в том, чтобы раскрыть позитивный потенциал ребенка, снять напряжение, вселить веру в себя, помочь ребенку остаться один на один с собственной душой и разобраться в себе. На уроках воздействую на способности ребенка не оценками, а проявлением чистой, искренней любовью и учу его замечательным человеческим качествам: доброте, справедливости, щедрости, нежности, милосердию… без которых не может состояться гармонично развитый человек.
В книге «Этика жизни» Сара Алпыскызы Назарбаева пишет: «Сама жизнь подсказывает, что следует отходить от устаревших, давно покрывшихся пылью представлений о ребенке и о самих себе, педагогах. А для этого их нужно учить жить духовно, учить «алгебре» любви и милосердию».
Один мудрец сказал:
« Учитель должен познать себя, чтобы научить других познать…»
- Какие ценности должен научить познать? (свободное высказывание участников конференции).
(На слайде появляются слова: добро, дружба, сердечность, достоинство, любовь, уважение, забота, честность, справедливость, порядочность). Именно этими качествами и должен обладать учитель самопознания.
Может ли учитель вселить уверенность и надежду в своего ученика, изменить в лучшую сторону? Может, и именно такой педагог – учитель самопознания. И если говорить о культуре педагога на любом уроке, я сегодня говорю: «Примите ребёнка таким, какой он есть. В переосмыслении роли учителя мне помог предмет самопознание. Помните, учитель не только урокодатель, а нечто такое прекрасное - друг, наставник, который поймет и поможет найти выход из любой ситуации. Будьте рядом с ребенком, попробуйте пойти на риск: подарите такое, что останется на всю жизнь - свою любовь.
Прочтите историю Тедди Стелларда, и пусть эта история поможет каждому стать настоящим Учителем с большой буквы. (история прилагается).
По отношению к содержанию образования рефлексия педагога проявляется в планировании и конструировании образовательного процесса; выборе стратегий и методов организации. И здесь учителю не обойтись без собственной системы. Моя методическая система включает:
УМК
Планирование работы (календарное и поурочное)
Создание авторской творческой мастерской
Разработка и создание авторских пособий, учебно-методических материалов
Участие в семинарах
Проведение открытых уроков
Самообразование
Исследовательская деятельность
Инновационная деятельность
Применение педагогических технологий
Я использую такие технологии как:
воспитательная технология,
технология совместного творчества (ТСТВ),
технология индивидуальной педагогической поддержки,
технология ролевой игры,
технология «Ситуационный классный час»,
технология группового и коллективного взаимодействия,
технология «Галерейная прогулка» и другие
Уроки самопознания очень сильно отличаются от других уроков своим педагогическим инструментарием.
Среди них можно выделить:
Круг радости
Минутку тишины, Наедине с собой
Совместное чтение произведений
Решение ситуаций
Игры, релаксационные упражнения.
Круг от сердца к – сердцу.
Эти упражнения выполняются с любовью, хорошим настроением, позитивом, что ведет за собой снятие тревожности. Занятия самопознания превратились в занятия преодоления детских страхов, как следствие воспитания нравственных качеств.
«Круг Радости» – создает своеобразную эмоциональную атмосферу. Ребенок чувствует себя принятым в знакомый ему большой дружеский круг одноклассников.
Эта методика сразу нашла положительный отклик в душах ребят. Так мы передавали частичку своего тепла, добра, веселья, ласки, заботы, импульсы удачи и успеха, приветствовали друг друга. В итоге ребята сами стали придумывать ритуал круга радости. Когда я начинаю урок, сердце детей и меня наполняется спокойствием, любовью:
Посмотри! Посмотри! Что у меня есть!!!
Ну же, сложи вот так ладошки лодочкой... Смотри, что я тебе даю... Прячь скорее, прячь!
- А теперь можешь подсмотреть... Приоткрой один пальчик... Там свет! И тепло! Это кусочек солнца!!!
- Я несла его для тебя... Оно будет тебя согревать и освещать тебе путь!
- Прислони ладошку к своему сердцу и положи бережно его в само сердце...
Пусть оно всегда будет с тобой...
Это чудесно, когда и солнце и свою любовь я могу дарить детям. А они в свою очередь отдают мне свою. Все упражнения для проведения Круга радости вошли в брошюру.
Мои ученики очень полюбили «Минутку тишины», «Наедине с собой» Данные упражнения помогают ребенку снять стресс, настроиться на следующий урок, расслабиться, заглянуть в себя. Мы закрываем глаза и красивые представления меняют мир ребенка. Я подбираю красивую релаксационную музыку, создаю слайды с видами природы, моря.
Мы часто проводим тренинг «Мое сердечко». В моём маленьком сердечке хватит места всему живому на Земле: всем людям, с кем я живу, каждому цветочку, всем животным, я никого и никогда обижу. Вот оно, какое моё «маленькое» сердечко, но такое большое. Душа отогревается, раскрывается.
Упражнения для «Минуток тишины» я также систематизировала в брошюру.
Мы говорим о доброте. Что такое доброта? В словаре Ожегова доброта- это отзывчивость, доброе отношение к людям, ко всему окружающему.
Как говорят про доброго человека? (Человек с добрым сердцем. Человек с доброй душой). Но многие дети не знают, что такое душа. А что же такое душа? И я придумала им сказку. Внутри каждого человека есть здание, где живёт душа. У одного человека - жалкая ветхая лачуга, а у другого - светлый дворец. И человек сам строит это здание. Душу, мы не сможем потрогать, увидеть, это не орган, не сердце. Это, что-то чистое светлое, когда рождается человек. Душа, как волшебная птица - прозрачная. И если человек живёт, делает добро другим - у него светлая душа, - её можно обозначить розовым цветом. Есть синяя – холодная душа, ничего хорошего никому не делает. Но есть чёрная душа - это зло, обман, лицемерие, неуважение. У таких людей, душа как птица в клетке. Я бы очень хотела, чтобы у моих учеников душа была светлая, добрая, открытая.
А потом урок превращается в сказку.
Тихим летним вечером сидели на крылечке бабушка Настя и ее внучка Катя. И вот какую сказку рассказала бабушка…
Жила-была на земле девушка по имени Любовь… Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
– Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
– Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место, к трем соснам, что стояли на краю леса.… Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.
– Вот, выбирай, – сказал дедушка-волшебник. Одну – зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.
– Они все прекрасны, – сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
– Твоя правда, – ответил волшебник, – они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной, как небо – синие, у другой, как изумруд – зеленые, у третьей, как яхонт – серые, у четвертой, как темный бархат – черные, у пятой, как незабудки – голубые.
Задумалась Любовь.… Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…
– Вот и вся сказка, – закончила бабушка и спросила: – Ну, а ты внучка, кого бы выбрала себе в подружки?
И Катя задумалась…
Еще один инструментарий, о котором я рассказала выше - это совместное чтение сказок, рассказов, легенд помогает мне день ото дня делать моих учеников добрее, милосерднее, отличать плохое и хорошее. На уроке самопознания на примерах литературных произведений дети учатся, что смелый человек - это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Рассказ «Трусиха».
Каждый ребенок рассказал вслух о том, чего он боится. А затем они рисовали свои страхи, и, не стесняясь, показывали рисунки, рассказали о страхе. Подобные беседы помогли тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.
Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Изучая произведения, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, щедрость души, великодушие, совесть, честь, смелость, освобождаясь от сомнений, переживаний, стараются подражать самым лучшим чертам героев.
В кабинете самопознания, сидя за столом в кругу, мы говорим о чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях, обсуждаем проблемы детей. Произведения проходят через душу и сердце детей. Это
Шаль с кистями.
Старик в станционном буфете.
Красные санки
Вишневая ветка
Стакан молока и многие другие
Эти рассказы - рассказы о счастье, о красоте человеческой души, о дружбе, любви помогают на примере героев воспитать в моих учениках самые лучшие человеческие качества.
В 5 классе, читая притчу «Пустая лодка», дети поняли, что когда поднимается гнев или обида на кого-то надо просто сказать себе: «Это пустая лодка!», затем направить взгляд внутрь самого себя, к своему сердцу. И все будет хорошо. Гнев уляжется, сердце успокоится и конфликт исчерпан.
На первых уроках мы создаем образ совершенства. Ребёнок составляет свой цветочек нравственности и стремится придерживаться в дальнейшем этих аспектов:
будьте счастливы именно сегодня. Счастье не является результатом внешних обстоятельств, оно заключено внутри нас;
забывайте о собственных неприятностях, делайте добро другим, этим вы в первую очередь помогаете себе;
Это наша «тропинка нравственности», по которой мы будем шагать каждый день, становясь счастливее и жизнерадостнее, красивее, мудрее и добрее.
С детьми я провожу упражнение «Образ совершенства».
Дети слушают вальс и с закрытыми глазками представляют, что они в сказочном дворце, танцуют в зале, где много света, радости. Они запоминают этот образ и хотят быть всегда такими радостными, красивыми, совершенными, а в дальнейшем каждый из них станет властелином своей судьбы, своей жизни.
Во всех классах включены темы «Родственные узы», «Семейные ценности». Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Народная мудрость, характеризуя человека, большое значение придавала влиянию на него той семейной обстановки, в которой он вырос. Если о человеке говорят «он из хорошей семьи», это значит, что человек этот трудолюбив, честен, доброжелателен, на него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью. Скажите, пожалуйста, в какой семье будет согласие мир и лад, хорошо детям, спокойно старикам? Именно на уроках самопознания мы вместе с детьми познаем основу семейного лада и дружбы - любовь, терпение и прощение. Но только 100 раз любовь, 100 раз терпение и 100 раз прощение. Надо учить детей прощать обиды другим людям ради себя самого. Уметь прощать и самому просить прощение, кого обидел. Именно упражнение «Прощение» на уроках самопознания очищает душу и сердце ребенка. Во время упражнения дети плачут, а через слезы идет очищение души. Я показала видеоролик «Почитай отца и мать», где дети поняли, что необходимо к своим ближним относится с любовью и терпением.
Ученики к уроку самопознания приготовили презентации о своих семьях с фотографиями, красивой музыкой. И с какой любовью и гордостью они показывали свои проекты на уроках.
Большая тревога бывает на душе, когда человек не живет в ладу со своей совестью. Трудно уснуть ночью от переживаний. Совесть – это способ, которым душа учит человека исправляться и поступать красиво. А когда человек часто поступает без души и бессердечно и не думает исправляться, то говорят, что он потерял свою совесть.
И опять на помощь приходит урок самопознания, с замечательными произведениями, герои которых помогают нам в дальнейшем жить по - совести, по справедливости, не совершать ошибок. Произведение «Про ласточку», «Настоящая дружба», «Про ножик». Многие рассказы я нахожу сама и систематизировала в брошюру «Рассказы о нравственности».
Урок включает и творческий вид деятельности. Ученикам предлагаю создать рецепт хорошего настроения, открыть формулу успеха, составить правила поведения на природе, ответить на письмо сверстника, дать добрый совет одноклассникам и. т. д. В творческой деятельности на уроках самопознания я узнаю очень много о ребенке, о его положительных качествах – ответственности, доброте, вежливости, честности, милосердия, дружелюбии. Эти качества помогают им творить добрые дела, проявлять уважение к людям и окружающему миру и заботится о них. Дети учатся размышлять над жизненными ситуациями, учатся общению, дружбе, взаимопониманию, учат творить добро и быть честными.
Упражнение «Яблоки». На дереве висят яблоки. Ученики по одному выходят, срывая их, читают предложения и заканчивают их.
Упражнение «Ассоциации». Дети делятся на группы и создают ромашку. Раздаются сердцевинки цветов с надписями: семья, добро, дружба, любовь, мама. А также белые лепестки, на которых участники команд пишут соответствующие ассоциации.
Мной систематизирован богатый материал по формированию нравственных качеств учащихся: тренинги, деловые и ролевые игры, разминки, минутки тишины, упражнения для проведения круга радости. Собрана фонотека к урокам и слайдовые презентации. Часто использую видеоролики на нравственные темы.Оформлены портфолио учащихся.
По традиции с 7 по 12 февраля во всех школах района прошла Декада, посвященная нравственно - духовному развитию под названием «Все начинается с любви».
В нашей школе Декада началась с общешкольного Круга радости, где ребята смогли подарить друг другу лучики Солнца, улыбки, которые привели школьников в волшебную страну «Самопознание».
Уроки самопознания – это уроки творчества. Творчество возжигает огни, активизирует психическую энергию человека. Во время Декады прошел День презентаций детских работ «Сад моей души».
Солнечным теплом, любовью и счастьем пронизаны стихи, детские рисунки, сочинения, открытки о доброте, дружбе, милосердии, которые были представлены на выставке, а затем вошли в портфолио учеников.
Очень необычно мы начали день 12 февраля - это единый «День добрых пожеланий», где дети, учителя, родители, смогли друг с другом обменяться флаерами, подарить добрые пожелания. Я как учитель самопознания подарила сердечки каждому классу, каждому учителю, всему техническому персоналу школы. Как отмечают ученики и педагоги: «День начался радостно и закончился легко! Весь день было прекрасное настроение от добрых слов».
В этот же день во всех классах прошёл первый урок «Самопознания» по теме «Неиссякаемый родник любви», где учащиеся с особой теплотой говорили о Казахстанской МАМЕ, о Саре Алпысовне Назарбаевой - авторе нового образовательного предмета.
В кабинете самопознания мы с детьми оформили Древо Пожеланий, где на сердечках учащиеся смогли разместить свои пожелания всем, кто посетил кабинет самопознания во время проведения декады.
Слайд №32 Декада завершилась большим Кругом «От сердца к сердцу», где учащимся были подарены флаеры с прекрасными словами:
Помни:
Попробуй не наступить, а уступить.
Не унизить, а возвысить.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не кричать, а выслушать.
Попробуй – и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согревает сердце, старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку.
Проведение данной декады глубоко затронуло души учеников, учителей, родителей. Пусть эта невидимая ниточка - любовь, доброта, нежность, забота - соединяет людские сердца и делает их добрее.
В этом учебном году мы с Викторией Антонович написали проект «Приемы уроков самопознания - действенный фактор в снятии школьной тревожности». По итогам исследовательской деятельности были разработаны памятки для учителя, родителя для снятия тревожности ученика, систематизированы игры, релаксационные упражнения для снятия детской тревожности. Памятки для учителя мы будем рекомендовать для использования учителями нашего района с целью создания благоприятного климата на уроках и создания комфорта в общении.
Третий год в Бурабайском районе работает постоянно действующий семинар учителей самопознания «Путь добра и любви», руководителем которого являюсь я. Главная задача ПДС - поиск форм, методов, приемов по формированию самостоятельной личности ребенка, способной к самопознанию, саморазвитию. Работа в рамках ПДС по повышению мастерства учителей проходит через проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий. Мы проводим теоретические и практические семинары, где учителя отрабатывают методы, приемы, делятся открытиями и находками с коллегами. Я хочу с гордостью назвать наших лучших педагогов - это Качан Наталья Николаевна, Тюкачева Любовь Васильевна, Мазурец Алена Николаевна, Бойко Олеся Николаевна, Юрченко Наталья Анатольевна, Афанасьева Татьяна Юрьевна и многие другие. По итогам работы ПДС творческая группа педагогов самопознания формирует электронную базу «В помощь учителю самопознания района».
В рамках работы ПДС большая работа проводится по совершенствованию методики проведения урока самопознания. Начни урок как песню! Каждый урок стараемся сделать своеобразным произведением искусства, и эти 45 минут урока становятся счастьем общения с учениками. Педагоги района печатают свои материалы на страницах журнала «Самопознание», на сайте ОО Бурабайского района, на учительских сайтах, в районных газетах «Луч» и «Бурабай». Это Тюкачева Л.В., Белоусова О.А., Джуматаева А.Б.
Три года! Как это мало по времени, но как много уже изменилось. За время ведения данного предмета повысились такие показатели уровня воспитанности учащихся как: гуманность, отношение к людям, обществу, доброта и отзывчивость, щедрость, отношение к труду и учению, уменьшилось количество конфликтных ситуаций на других уроках. Повысился общекультурный уровень учащихся. И, конечно, все это повлияло на рост качества знаний.
Предмет «Самопознание» позволил педагогам, родителям взглянуть на проблему воспитания и формирования личности по-новому, показал, как это сделать лучше и эффективнее.
А стихотворение «Урок доброты», которое родилось у меня, и есть тот измеритель внедрения уроков самопознания:
Урок доброты
В нем лучами сплелись,
Чтобы сердце согреть -
Надежда и жизнь
Тепло от уроков
Входит в наши сердца
Раскрыться, понять нам другого пора
Иду я к себе, познаю я себя
Дорога моя совсем нелегка,
Но знаю, пути, что уроки дают
В душе моей садом вишневым цветут
Разобрался в себе и другому помог
И сразу на сердце растаял ледок.
Вот если бы каждый на нашей Земле
Учился заботе и доброте
Душа превратится в букет из цветов
И щедро раздаст аромат лепестков.
Если бы у меня была возможность сказать, что-то самое важное каждому человеку на планете, я бы сказала: "Цените то, что имеете"
... Никогда не знаете, какой поцелуй станет последним,
какой упрёк больше не будет высказан, какой разговор больше никогда не повторится. Никогда не знаете, чем закончится очередная история в вашей жизни, но пока она длится, цените каждый момент, каждую секунду, каждый миг...
Список использованной литературы:
1.Формирование толерантности у подростков.
2. Вилюнанс В.К. «Психологические механизмы мотивации человека».
3.Зюзько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя. М., Просвещение, 1995.
4. Козлов И.И. Как относиться к себе и к людям. М., Новая школа, 1999г.
5. Бабушкина сказка. (Детская роман-газета 1999 (19) №1 А. Глебов)