РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Хабибуллина Альбина Халитовна, воспитатель МАДОУ Детский сад №82
albina[email protected]
В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою;
пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе».Бэкон Фрэнсис. Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой закладывается позитивное, бережное отношение к природе.
Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о силе медведя или рождении бабочки?
Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах, связь человека с природой.
Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка.
Экологическая сказка – уникальный метод воспитания. Они дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.
Именно экологические сказки вызывают эмоциональную отзывчивость, любознательность, сопереживание, вдохновляют детей на воображения и фантазии. Полученные знания у детей вызывают отклик и понимание им экологических проблем.
По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, - «Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев, сказка дает нравственное воспитание, а также реальные представления о природе».
Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.
При создании экологических сказок, необходимо учитывать специфику детского возраста. В сказках растения, деревья, горы и животные разговаривают, совершают плохие и хорошие поступки, вызывающие у маленьких слушателей сочувствие, гнев, досаду, нежность и радость.
В младшем возрасте, читая сказку «Репка», какие понятия мы можем дать детям? Правильно, овощная культура. Чтобы репка выросла, нужна почва, вода, семя, тепло и свет, а ещё? Да, уход за репкой.
Рассказывая сказку «Заюшкина избушка» знакомим детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.
Дети узнают о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей.
Авторы эко сказок в интересной сказочной форме дают детям представления:
о закономерностях природы;
о природных явлениях;
о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде;
об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.
Сказки могут быть авторскими или составленные совместно с детьми.
Принципы составления экосказок:
- содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;
- в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.)
- главное – вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано.
Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего большого мира.
При этом очень важно выразительно, ярко, образно, эмоционально описывать в сказке возникновения познавательной потребности и интересов у главных героев. Тогда ребенок, сопереживая герою, сам проникается к описываемым событиям.
После чтения сказок или вовремя:
- Детям могут даваться задания:
придумать конец, нарисовать, сконструировать модель чего – либо и т. д.
Проходит обсуждение текста.
Дети самостоятельно или с помощью взрослого придумывают свои сказки
Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическомуобразованию детей и может входить в другие: экологические занятия, опытно-эксперементальная деятельность, беседы, наблюдения, театрализованная деятельность.
Экологические сказки очень полезны для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Для младшего дошкольного возраста воспитатель сам придумывает и обыгрывает сказку, давая малышам элементарные экологические представления. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно придумать сказки на заданные темы, в том числе и опираясь на схемы и мнемотаблицы.
Характерная особенность экологических сказок заключается в том, что экологическое содержание всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям.
Сказки способствуют более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений и формированию у детей осознанной природоохранной деятельности и навыков рационального природопользования.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к её познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных её формах и проявлениях, выражать своё эмоциональное отношение к ней.
Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И оттого, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть отношение к окружающей природной среде подростка в школе и во взрослой жизни.
Литература:
1. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: - «Линка-пресс», 2002.-200с.
2. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.-с.80-83.
3. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Прометей; Книголюб, 2003.-104с.
4. Экологические сказки./ Сост. Фадеева Г.А.- Волгоград: Учитель, 2004.-57с.
5. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие./ Под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: АРКТИ, 2003.-72с.