Родительское собрание на тему «Слова-паразиты в речи младших школьников»
СЛАЙД 1
Почему я взяла именно эту тему? Потому дети в своей речи употребляют слова-паразиты, а что страшнее в их речи можно услышать матерные слова. Конечно слова-паразиты есть в речи каждого человека, но хочется чтобы ребенок еще в таком возрасте, следит за своей речью и старался исключить слова-паразиты из своего лексикона. Этому и посвящена наша тема собрания.
СЛАЙД 2
И начать собрание хочется со стихотворения со словом — паразитом.
Мы нынче как бы все глупеем
Все стали как бы забывать,
Что как бы даже не умеем
Без «как бы» пару слов связать.
Добро бы было как бы в дело,
Пусть даже как бы наугад.
А то ведь как бы не умело.
И чаще как бы невпопад.
СЛАЙД 3
Существует мнение, что большинство школьников в своей речи употребляют «слова-паразиты». Мешают ли эти слова – паразиты людям или может помогают? Как говорится: "Свободой слова хотят воспользоваться, в первую очередь, слова-паразиты".
СЛАЙД 4
Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов.
СЛАЙД 5
В лингвистической литературе есть целый ряд терминов, определяющих слова-паразиты: «вредные слова», «незнаменательная лексика», «лишние слова» (О. Б. Сиротина), «вставные элементы» (Т.А.Ладыженская), «слова-заменители» (Е.А.Земская), «упаковочный материал» (Л.В.Щерба). Самое распространённое определение слов-паразитов, данное филологами: слова и звуки, засоряющие устную речь.
СЛАЙД 6
Какие же причины возникновения слов-паразитов?
- повышение эмоциональности речи, взволнованность;
- снятие психологического напряжения (эмоциональная разрядка);
- демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;
- демонстрация принадлежности говорящего к «своим»;
- недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
-намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
- быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
- мода на некоторые слова.
СЛАЙД 7
Не только в речи детей встречаются слова-паразиты, но и в речи учителей, такого типа «внимание», «совершенное верно», «представьте себе». Но взрослым проще наблюдать за своей речью и исправлять ее, чем детям.
СЛАЙД 8
Синтаксически большинство «слов-паразитов» являются вводными словами. Существуют так называемые звуки-паразиты: «паузы хезитации» или «меканье», то есть заполнение пауз, возникающих при производстве спонтанной речи, продолжительными звуками («э-э…», «м-м…», «а-а…»), имеющее целью подобрать уместное слово, а также поисковые слова, часто выполняющие риторическую функцию.
СЛАЙД 9
Словами — паразитами явлляются не только слова, но и частицы (ну, вот, типа, так, просто); вводные единицы (вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, так сказать, стало быть, понимаешь, собственно говоря, слушай, конечно, наверное, вероятно, кажется); местоимения (это, это самое, как его, там).
СЛАЙД 10
Слова-паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи. Также считается, что привычка произносить слова-паразиты – это удел людей с маленьким словарным запасом. Но чаще всего это не так. Существует много людей с богатейшим словарным запасом, имеющих привычку вставлять в свою речь слова-паразиты. Поэтому: от паразитов речи не застрахован никто – ни ботаник, ни механик. СЛАЙД 11 Вашему вниманию на слайде предложены рекомендации по устранению слов-паразитов. С этими рекомендациями вы можете ознакомится при помощи памяток, которые находятся у вас на партах. СЛАЙД 12 Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. СЛАЙД 13 И возвращаясь к проблеме собрания, хочется добавить, что в речи наших некоторых детей, помимо слов-паразитов проскальзывают матерные слова. Для этого нужно следить не только за речью своих детей, но и за своей речью. Так как правило, дети берут пример с нас. Давайте говорить грамотно!Давайте беречь наш язык!
|
|
|
|
|
|
|
|
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: 1). Для борьбы со словами-паразитами надо чаще выступать публично. Сначала записать свой монолог или публичное выступление на диктофон. Прослушав запись, вы сможете понять, какие слова-паразиты используете. Дальше переходите к практике. 2). Попросить своих близких прерывать вас, как только вы произнесете слово-паразит. Так вы научитесь контролировать себя и формулировать фразы без засоряющих речь слов. 3). Прочитайте любой отрывок текста, а потом попытайтесь его пересказать. Прослушайте, есть ли слова паразиты, если да – пересказываем заново. И так до тех пор, пока пересказ не станет чистым и свободным. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: 1). Для борьбы со словами-паразитами надо чаще выступать публично. Сначала записать свой монолог или публичное выступление на диктофон. Прослушав запись, вы сможете понять, какие слова-паразиты используете. Дальше переходите к практике. 2). Попросить своих близких прерывать вас, как только вы произнесете слово-паразит. Так вы научитесь контролировать себя и формулировать фразы без засоряющих речь слов. 3). Прочитайте любой отрывок текста, а потом попытайтесь его пересказать. Прослушайте, есть ли слова паразиты, если да – пересказываем заново. И так до тех пор, пока пересказ не станет чистым и свободным. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: 1). Для борьбы со словами-паразитами надо чаще выступать публично. Сначала записать свой монолог или публичное выступление на диктофон. Прослушав запись, вы сможете понять, какие слова-паразиты используете. Дальше переходите к практике. 2). Попросить своих близких прерывать вас, как только вы произнесете слово-паразит. Так вы научитесь контролировать себя и формулировать фразы без засоряющих речь слов. 3). Прочитайте любой отрывок текста, а потом попытайтесь его пересказать. Прослушайте, есть ли слова паразиты, если да – пересказываем заново. И так до тех пор, пока пересказ не станет чистым и свободным.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|