«Зимний фестиваль знаний 2025»

Родительское собрание на тему "Слова- паразиты в речи младшего школьника"

Родительское собрание на тему "Слова- паразиты в речи младшего школьника

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Родительское собрание на тему «Слова-паразиты в речи младших школьников»


СЛАЙД 1

Почему я взяла именно эту тему? Потому дети в своей речи употребляют слова-паразиты, а что страшнее в их речи можно услышать матерные слова. Конечно слова-паразиты есть в речи каждого человека, но хочется чтобы ребенок еще в таком возрасте, следит за своей речью и старался исключить слова-паразиты из своего лексикона. Этому и посвящена наша тема собрания.

СЛАЙД 2

И начать собрание хочется со стихотворения со словом — паразитом.

Мы нынче как бы все глупеем

Все стали как бы забывать,

Что как бы даже не умеем

Без «как бы» пару слов связать.

Добро бы было как бы в дело,

Пусть даже как бы наугад.

А то ведь как бы не умело.

И чаще как бы невпопад.

СЛАЙД 3

Существует мнение, что большинство школьников в своей речи употребляют «слова-паразиты». Мешают ли эти слова – паразиты людям или может помогают? Как говорится: "Свободой слова хотят воспользоваться, в первую очередь, слова-паразиты".

СЛАЙД 4

Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов.

СЛАЙД 5

В лингвистической литературе есть целый ряд терминов, определяющих слова-паразиты: «вредные слова», «незнаменательная лексика», «лишние слова» (О. Б. Сиротина), «вставные элементы» (Т.А.Ладыженская), «слова-заменители» (Е.А.Земская), «упаковочный материал» (Л.В.Щерба). Самое распространённое определение слов-паразитов, данное филологами: слова и звуки, засоряющие устную речь.

СЛАЙД 6

Какие же причины возникновения слов-паразитов?

- повышение эмоциональности речи, взволнованность;

- снятие психологического напряжения (эмоциональная разрядка);

- демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;

- демонстрация принадлежности говорящего к «своим»;

- недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);

-намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

- быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

- мода на некоторые слова.

СЛАЙД 7

Не только в речи детей встречаются слова-паразиты, но и в речи учителей, такого типа «внимание», «совершенное верно», «представьте себе». Но взрослым проще наблюдать за своей речью и исправлять ее, чем детям.

СЛАЙД 8

Синтаксически большинство «слов-паразитов» являются вводными словами. Существуют так называемые звуки-паразиты: «паузы хезитации» или «меканье», то есть заполнение пауз, возникающих при производстве спонтанной речи, продолжительными звуками («э-э…», «м-м…», «а-а…»), имеющее целью подобрать уместное слово, а также поисковые слова, часто выполняющие риторическую функцию.

СЛАЙД 9

Словами — паразитами явлляются не только слова, но и частицы (ну, вот, типа, так, просто); вводные единицы (вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, так сказать, стало быть, понимаешь, собственно говоря, слушай, конечно, наверное, вероятно, кажется); местоимения (это, это самое, как его, там).

СЛАЙД 10

Слова-паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи. Также считается, что привычка произносить слова-паразиты – это удел людей с маленьким словарным запасом. Но чаще всего это не так. Существует много людей с богатейшим словарным запасом, имеющих привычку вставлять в свою речь слова-паразиты. Поэтому: от паразитов речи не застрахован никто – ни ботаник, ни механик.

СЛАЙД 11

Вашему вниманию на слайде предложены рекомендации по устранению слов-паразитов. С этими рекомендациями вы можете ознакомится при помощи памяток, которые находятся у вас на партах.

СЛАЙД 12

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

СЛАЙД 13

И возвращаясь к проблеме собрания, хочется добавить, что в речи наших некоторых детей, помимо слов-паразитов проскальзывают матерные слова. Для этого нужно следить не только за речью своих детей, но и за своей речью. Так как правило, дети берут пример с нас. Давайте говорить грамотно!Давайте беречь наш язык!









РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:


1). Для борьбы со словами-паразитами надо чаще выступать публично.

Сначала записать свой монолог или публичное выступление на диктофон. Прослушав запись, вы сможете понять, какие слова-паразиты используете. Дальше переходите к практике.

2). Попросить своих близких прерывать вас, как только вы произнесете слово-паразит. Так вы научитесь контролировать себя и формулировать фразы без засоряющих речь слов.

3). Прочитайте любой отрывок текста, а потом попытайтесь его пересказать. Прослушайте, есть ли слова паразиты, если да – пересказываем заново. И так до тех пор, пока пересказ не станет чистым и свободным.


РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:


1). Для борьбы со словами-паразитами надо чаще выступать публично.

Сначала записать свой монолог или публичное выступление на диктофон. Прослушав запись, вы сможете понять, какие слова-паразиты используете. Дальше переходите к практике.

2). Попросить своих близких прерывать вас, как только вы произнесете слово-паразит. Так вы научитесь контролировать себя и формулировать фразы без засоряющих речь слов.

3). Прочитайте любой отрывок текста, а потом попытайтесь его пересказать. Прослушайте, есть ли слова паразиты, если да – пересказываем заново. И так до тех пор, пока пересказ не станет чистым и свободным.


РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:


1). Для борьбы со словами-паразитами надо чаще выступать публично.

Сначала записать свой монолог или публичное выступление на диктофон. Прослушав запись, вы сможете понять, какие слова-паразиты используете. Дальше переходите к практике.

2). Попросить своих близких прерывать вас, как только вы произнесете слово-паразит. Так вы научитесь контролировать себя и формулировать фразы без засоряющих речь слов.

3). Прочитайте любой отрывок текста, а потом попытайтесь его пересказать. Прослушайте, есть ли слова паразиты, если да – пересказываем заново. И так до тех пор, пока пересказ не станет чистым и свободным.





















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее