«Речь педагога как фактор развития речи
детей дошкольного возраста»
Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную, красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образцом для подражания у своих воспитанников. При этом следует помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления о речи вообще. Поэтому к ней предъявляются высокие требования: содержательность, точность, логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова воспитателя его делам. Важно также умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимика, пантомимические движения). Остановимся на требованиях, предъявляемых к речи педагога.
Требования к речи педагога
Правильность речи, то есть ее соответствие принятым литературно-языковым нормам. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.
Хорошая дикция и правильное литературное произношение - это то, чем должен владеть воспитатель. Образцом правильного произношения считается так называемая «московская» речь, для которой характерно «аканье».
Точность речи - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Ясность речи, то есть ее доступность пониманию слушающего. Понятие ясности речи наиболее метко отражено в высказывании римского учителя красноречия Квинтилиана: "Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять".
Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога. Еще одним необходимых качеством речи педагога является его умение грамотно и ясно формулировать вопросы для детей.
В практике проведения занятий часто ставятся лишние, ненужные для намеченного программного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы. Например, рассматривая с детьми картину Саврасова "Грачи прилетели”, воспитательница спрашивает: "Дети, подумайте, почему так красиво изобразил художник прилёт грачей?” Очень часто, проводя занятие с детьми, воспитатели ставят слишком общие, а потому и малопонятные для детей вопросы. Например, в итоговой беседе о весне воспитательница спрашивает: "Дети, вспомните, чем была интересна весна в своём начале?”. Такой вопрос недопустим по своей общей расплывчатой формулировке. Доступность вопроса напрямую зависит от его формулировки. Небрежное, неправильное построение вопроса делает его малопонятным. Например: "Милиционер следит, чтобы машины ехали при каком свете светофора?”. Этот вопрос следовало бы разделить на два: "При каком свете светофора машины могут ехать?” и "Кто следит, чтобы машины ехали правильно?”. Большое значение для ясности понимания вопроса имеет краткость формулировки. Например, на занятии по пересказу воспитательница говорит: "Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое метель?”. Подобное многословие затемняет смысл вопроса, утомляет внимание и слух, и дети молчат или отвечают неправильно. Словесное нагромождение содержит и такой вопрос: "Кто мне скажет, откуда видно и почему вы думаете, что наступила весна?”. Еще одним очень важным требованием к вопросам является их целенаправленность и последовательность в постановке. Воспитатель должен помнить, что цель постановки вопросов — усвоение детьми намеченного программного материала. Поэтому вопросы нужно задавать не обо всём, что нарисовано на картинке, не обо всём, что можно сказать на данную тему, а об основном, главном. Вопросы должны быть целенаправленными. Также педагогически неверно пользоваться вопросом в отрицательной формулировке. Например: "Ты не знаешь, как называется этот цветок?”, или "Вы не знаете, кто живёт у нас в аквариуме?”, или "Не можешь сказать, что бывает после весны?”. Такая формулировка вопроса косвенно внушает ребёнку отрицательный ответ и не мобилизует его на активную работу мысли и языка.
Логичность речи, то есть ее соответствие законам логики. Как правило, небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. Так, Н. Г. Чернышевский писал: "Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют о запутанности мыслей".
Воспитатель в общении с детьми должен учитывать, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Простота речи, то есть ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности. Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз, детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание.
Так, Л. Н. Толстой писал: "Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания".
Богатство речи, то есть разнообразие используемых в ней языковых средств. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.
Но к использованию новых слов необходимо подходить крайне осторожно. Следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, постепенно, но регулярно вводить новые слова, объяснять их значение, а также расширять употребление уже имеющихся в словарном запасе слов.
Сжатость речи, то есть отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений. Так, М.Горький писал: "Если пишешь многословно, - это значит, что сам плохо понимаешь, что говоришь". При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. Делая замечание, с малышами надо разговаривать более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми. "Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д., — говорит воспитатель младшим детям. Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: "Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд людей, которые стирают нам скатерти”.
Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости. Так, В.Г. Белинский писал: "Употреблять иностранные слова, когда есть равносильные им русские слова, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус".
Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Остановимся подробнее на словах-паразитах. Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию, «режут слух». Слова-паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты,как правило, их не замечает. Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э.Мошковской:
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира. Если человек употребляет слово-паразит:
«просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно и никаких сложностей!
«на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.
«Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.
«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.
Таким образом, задача воспитателя- следить за чистотой своей речи, а также учить детей на лучших образцах родного языка - произведениях художественной литературы и фольклора.
Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность. Так, Л.Н. Толстой писал: "Язык должен быть живой". Живым язык делают красочные эпитеты, метафоры, сравнения, а также фразеологизмы, на которых мы остановимся подробнее.
Фразеологизм — лексически устойчивое и целостное по своему значению словосочетание, готовая речевая единица. Фразеологизмы придают речи эмоциональность, образность, лаконичность. Например, чтобы охарактеризовать времяпрепровождение человека, можно сказать: «Он привык бездельничать, праздно проводить время» и «Он привык бить баклуши». Сравним: в первом случае высказывание многословно, во втором — лаконично, эмоционально, прицельно точно. В разговорной речи мы часто употребляем такие выражения, как «огород городить», «как пить дать», «остаться с носом», «медвежья услуга», «держать камень за пазухой» и т. п. Подобные конструкции ярко выражают национальное своеобразие языка, обогащают речь, делают ее особенно выразительной, экспрессивной.
Благозвучие речи, то есть ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. Так, А.П. Чехов писал: "Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их".
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Интонационная выразительность речи — немаловажный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель старается разговаривать с детьми, используя многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету. Осмыслению того, о чем говорит воспитатель, способствуют и логические ударения, и паузы, и сила голоса. Немаловажно, как разговаривает педагог с детьми — быстро, умеренно или медленно. Речь убыстренная («строчит, как из пулемета») малышами воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят. Равномерный, монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание, и, следовательно, сказанное может быть не понято или не дослушано. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Недопустима бесстрастно-равнодушная растянутая речь.
Голос — профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть. Характерная ошибка многих педагогов — стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды,— это утомляет и взрослого, и детей.
Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей — ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного.
Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Итак, чтобы добиться от детей хорошей, правильной речи, воспитателю следует не только давать речевой образец детям, но и проверять, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения). Также необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей). Нужно систематически контролировать речь детей, прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.
Также необходимо каждодневно прививать детям речевой этикет: учить говорить спокойно, без крика, отвечать по одному, не перебивать говорящего, быть сдержанным, уметь терпеливо выслушать других. Такое речевое поведение воспитатель должен показывать детям своим личным примером и всегда помнить о своей гражданской ответственности перед обществом. Ведь дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Поэтому повышение общей и речевой культуры педагога - это залог высокой речевой культуры народа в целом.
Литература:
1. Голикова О.Ю. Практикум по развитию общения педагогов / О.Ю. Голикова, Н.К. Елизарова: Дошкольная педагогика.- 2018. - № 8 (49). - С.53-58.
2. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста / Е.А. Смирнова // Воспитатель. - 2018. - № 1. - С. 58-65
3. Смирнова Е.О. Агрессивные дети / Е.О. Смирнова, Г.А. Хузеева // Дошкольное воспитание. - 2013.- № 4.- С.63-71.
4. Ушачева Ю.В. Повышение уровня коммуникативной культуры сотрудников ДОУ / Ю.В. Ушачева // Управление ДОУ. - 2018 - № 4. - С. 29-33.
5. Формановская Н.И. Речевой этикет и вежливость. / Н.И. Формановская // Дошкольное воспитание. - 1990. - №№ 1-10.
6. Щербинина Ю. «Слово ласковое - мастер дивных див». / Ю. Щербинина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 5. - С. 40-46
7. Журнал «Дошкольное воспитание» Л. Островская «Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь?»