РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ КРУГЛОСУТОЧНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС УО) адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется образовательной организацией в том числе и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС УО – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования.
Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
-развитие творческих способностей обучающихся; развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности;
-создание условий для развития индивидуальности ребенка;
-формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности;
-создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
-приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:
коррекционно-развивающее;
нравственное;
спортивно- оздоровительное;
общекультурное;
социальное.
Формы организации внеурочной деятельностью:
- прогулки
- спортивные мероприятия, спорт.часы и утренняя зарядка (ежедневно)
- дни здоровья
- операция «Чистюлька» и «Чистый двор»
-праздники (общешкольные и классные)
- конкурсы рисунков и поделок
-экскурсии
-беседы
-летний оздоровительный лагерь
-общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками
-самообслуживание и элементарный бытовой труд
Планирование внеурочной деятельности
В нашей образовательной организации внеурочная деятельность осуществляется через организацию деятельности учреждения, работающего в круглосуточном режиме, т.е направления внеурочной деятельности реализуются до уроков, на подъеме, во время проведения режимных моментов, каждый день после обеда, после сон.часа. Дети после уроков успевают отдохнуть, поспать, погулять и с ними педагоги проводят занятия (библиотечные, воспитательские коррекционные часы, спортивные часы, праздники, внеклассные и внешкольные мероприятия, и т.д.). Во время режимных моментов реализуется спортивно-оздоровительное направление (утренняя зарядка, утренний и вечерний туалет-привитие санитарно-гигиенических навыков, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и т.д.), общекультурное направление.
Занятия проводятся в игровых комнатах школы-интерната, библиотеке, актовом зале, холлах школы-интерната. Занятия спортивно-оздоровительного направления в хорошую погоду проводятся на свежем воздухе, при необходимости используется спортивный зал, зал ЛФК, холлы школы.
Перечень мероприятий, выбор форм и методов организации внеурочной деятельности составляется и подбирается с учетом коррекционно-развивающих задач и социальной адаптации обучающихся и осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы и возможностей здоровья. Ориентировка в первую очередь на коррекцию и социальную адаптацию.
Поэтому при составлении Программы внеурочной деятельности мы учитывали:
• индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
• возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее
реализации.
Чтобы организовать внеурочную деятельность, мы определили оптимальную для нашей образовательной организации модель внеурочной деятельности - Модель «школы полного дня».
Преимущества этой модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в школе-интернате, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Во внеурочной деятельности принимают участие все педагогические работники (учителя, социальный педагог, педагог -психолог, учитель - дефектолог, учитель-логопед, воспитатели, медицинские работники, тьютор и другие). Координирующую роль выполняют, как правило, воспитатели группы, которые решают следующие задачи:
организуют в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
организуют систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
организуют социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Стандарт предполагает минимальный уровень личностных достижений обучающихся, он может быть скорректирован под конкретного ребенка.
На данный момент по второму варианту у нас обучается 9 воспитанников.
ИЗ НИХ:
Все дети с умеренной умственной отсталостью,
два ребенка- с синдромом Дауна,
семь ребят- это дети-инвалиды,
у двоих детей речь сформирована, но в общении используют отдельные слова, обращенную речь понимают.
Одна девочка- безречевая (произносит отдельные звуки),
один ребенок- может подражать обращенную речь,
еще у одного ребенка все слова представлены в виде звуков (би-би, трактор- та),
два ребенка с ДЦП.
Обучая и воспитывая данную категорию детей, мы пришли к выводу:
Необучаемых детей нет, но возможности к обучению у них разные.