«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Реализация проекта "Народные праздники"

Актуальность.

В настоящее время назрела необходимость обращения к истокам народной культуры. Традиции, существовавшие в старину, забылись новым поколением. Поэтому важно познакомить с ними детей, приобщить к истокам народной культуры.

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство с народными праздниками, исследование современного знания обычаев русского народа среди четвероклассников.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Реализация проекта «Народные праздники»

Учитель начальных классов

МБОУ Бобровская СОШ №1

Целых Надежда Михайловна

Tselyh.nadia@yandex.ru

Актуальность.


В настоящее время назрела необходимость обращения к истокам народной культуры. Традиции, существовавшие в старину, забылись новым поколением. Поэтому важно познакомить с ними детей, приобщить к истокам народной культуры.

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство с народными праздниками, исследование современного знания обычаев русского народа среди четвероклассников;

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

  2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

  3. Развивать воображение, творческие и актерские способности.

  4. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

  5. Дать знания о том, что жизнь предков была тесно связана с природой и строилась на основе народного календаря;

  6. Расширять знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках; о труде и быте крестьян

  7. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Ожидаемый результат: У детей значительно расширятся знания о народных традициях, обычаях, обрядах, народной культуре, праздниках, о том, что жизнь предков строилась на основе народного календаря.

Методы и приёмы:
1. Сбор информации;
2. Работа с литературой;
3. Обработка собранной информации;
4. Творческая работа.

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный: определение направлений работы, изучение различных видов источников информации для проекта;

2 этап – исследовательский: поиск накопление и систематизация информации о народных праздниках, традициях их празднования;

3 этап – творческий: участие в мероприятии «Рождественские Святки, колядки», разучивание колядок, народных игр, гаданий, подготовка костюмов и атрибутов к празднику.

4 этап – защита проекта: подготовка презентации проекта, создание печатного проекта, подготовка выступления.

Участники проекта: учащиеся 4 «В» класса МКОУ Бобровская СОШ № 1 и учитель начальных классов Целых Н.М.

Результат проекта:

  • Участие в проекте всех учащихся класса и их родителей.

  • Организация на территории школьного учреждения народного праздника.

  • Повышение патриотического сознания и интереса к народным праздникам у всех участников проекта.

  • Привлечение внимания к этой проблеме других людей

Описание проекта.

1 этап. Подготовительный

Задачи: определение направлений работы, изучение различных видов источников информации для проекта.

Ребята определили направления работы. Они выясняли,, что основными источниками получения информации будут: Интернет, школьная библиотека, городская библиотека, помощь взрослых, особенно, бабушек и дедушек, так как они многое знают о народных праздниках и традициях.

2 этап. Исследовательский

Задачи: накопить и систематизировать информации о народных праздниках, традициях их празднования.

Ребята нашли колядки, информацию о праздниках, сценку для инсценирования « Ожидание Коляды» и распределили роли.

В каждой стране есть общие для всех государственные праздники, но у каждого народа есть свои праздники, которые пришли из глубины веков.

Народные праздники России взаимосвязаны с миром природы, с ее оживанием, расцветанием, сажанием и собиранием щедрого урожая. Все без исключения народные праздники России наполнены традициями, ритуалами, обрядами.

Обычаи, обряды, само проведение праздников передавались из века в век, от старших к младшим, как великая драгоценность, общее богатство, в них русский человек раскрывал свой характер, свою душу, красоту, культуру.

Праздник считался обязательным для всех членов деревенской общины. Праздник предполагал полную свободу от всякой работы. Характерной чертой праздника было многолюдье.

В старину на Руси было много различных праздников, большинство из которых были связаны с сезонными изменениями в природе и трудом людей. Издавна год (время, годное для жизни) образно представлялся на Руси в виде круга-колеса, которое движется по ходу солнца. Круг этот делили на 2 половины – зиму и лето.

Лето – пора выращивания урожая, сбора плодов и ягод, сенокос. Самый главный праздник лета – Иван Купала.

Осень – пора сбора урожая, грибов, орехов и ягод – клюквы, брусники. Начинали играть свадьбы. Главный праздник осени – Осенины.

Наступает зима – время вечерних посиделок и работ по дому. Зимой ткали, шили одежду, вышивали, плели лапти, запасали дрова. Главные зимние праздники – Рождество Христово (традиционный праздник)Коляда, Святки, Масленица.

Вот и весна – время весеннего сева. Главный праздник – Радоница. Водили хороводы, проводили девичьи обряды. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, — Пасха.

Праздники великие: Рождество, Троица, Масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полупраздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и другие. К праздникам, не связанным с церковной традицией, относились святки, Масленица, заветные праздники — в память о каком-либо деревенском событии, чаще трагическом, в надежде умилостивить природу, божество, а также различные мужские, женские и молодежные праздники

Рождество Христово — это один из главных церковных праздников.

С  Рождества (7 января) по Крещение (19 января) на Руси  праздновались Святки.
Зимние святки начинались с колядования. Молодежь рядилась и обходила все дома в деревне со святочными песнями. Коляда и Овсень - мифологические персонажи песен - должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.


Пожалуй, самым веселым праздником на Руси можно назвать Масленицу.


Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая. Масленицу справляют целую неделю перед Великим постом. Причем каждый день Масленичной недели был посвящен особым ритуалам.

Понедельник - встреча. Встречали Масленицу. Наряжали ее чучело и возили по улице. Начинали выпекать первые блины.

Вторник - заигрыш. Устраивались различные игры и забавы. Молодежь каталась с гор и ходила по утрам в гости на блины. Женихи присматривали невест, заигрывали с девушками.

Среда - лакомка. Тещи приглашали зятьев к себе на блины.

Четверг - перелом, разгул, широкий четверг. В этот день по обычаю устраивались кулачные бои или "стенка на стенку".

Пятница - тещины вечерки. Зятья зовут на блины своих тещ, стараются угостить их как можно лучше.

Суббота - золовкины посиделки. Молодая невестка одаривает золовок подарками, приглашает в гости родню мужа.

Воскресенье - проводы и целовальник.


22 марта, в день весеннего равноденствия, не было такого уголка в России, где не пеклись жаворонки, чувильки и другие печенья в форме птиц, закличками и печеными жаворонками призывали приход весны.

Иван Купала - это главный летний праздник народного календаря. Он отмечается 7 июля. В старину наши предки шли купаться в реки, пруды, озера. Считалось, что вода избавляет от всего злого, вредного, нечистого. Затем разводили костры, устраивали хороводы, собирали лечебные растения.

В Купальскую ночь искали заветный цветок – папоротник, который цвел в эту ночь всего 3 минуты и на нем распускалось три цветка.


3 этап – творческий: участие в мероприятии «Рождественские Святки, колядки», разучивание колядок, народных игр, гаданий, подготовка костюмов и атрибутов к празднику.

Учащиеся хорошо подготовились к мероприятию.

Первая группа подготовила рисунки о народном празднике.

Вторая-разучила колядки, третья - рассказала историю празднования этого праздника и его традиции.

Четвёртая группа разучила и провела с ребятами игры, в которые традиционно играл наш народ на Колядки.(Приложение №1.Описание игр.)

Пятая группа показала сценку «Ожидание Коляды». Все ребята, с помощью родителей, активно и творчески подошли к процессу.

Праздник получился ярким и запоминающимся



Мы провели анкетирование учащихся 4 классов, с целью выяснения знаний о народных сезонных праздниках и их традициях.

Были заданы вопросы:

1.Какие народные праздники вы знаете?

2. Когда они празднуются?

3. Что вы знаете о традициях этих праздников?

В результате анкетирования получились следующие результаты:



Самым известным народным праздником является Масленица

О традициях народных праздников ребята знают немного.



О времени празднования не знает практически никто из опрошенных

В своём классе мы тоже провели анкетирование до праздничного мероприятия и после него.

Выводы

Работая над проектом мы осознали для себя, что малая Родина, это не только ее география, история, экономика, но и обычаи, традиции, обряды, что принято называть, - духовная жизнь народа.

Народные сезонные праздники зависят от времени года.

Чтобы полюбить свой народ, чтобы понять смысл вековых традиций и обычаев надо изучать ее истоки.

Если мы не будем изучать и почитать традиции своих предков, то через несколько десятков лет просто потеряем свою культуру, а значит и уважение других народов.

Приложение1.

Игра «Золотые ворота»

Из участников игры выбираются двое. Они будут «солнцем» и «луной» («месяцем»). Затем «солнце» и «месяц» становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Дети, изображающие «ворота», говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят»  того, кто остался в них. Чтобы не быть пойманным, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива.

Попавшегося спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Игрок выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и игра продолжается до последнего. Когда все распределены, группы устраивают перетягивание каната.



Игра«Сиди, Яша»



Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза.

Все идут по кругу и поют:

-Сиди, сиди, Яша под ореховым кустом,

Грызи, грызи, Яша, орешки калёные,

Ядра золочёные.

Далее говорят, хлопая в ладоши:

-Где твоя невеста, и в чём она одета?

-Как её зовут и откуда привезут?

Яша в это время крутится на месте, по окончании идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в середину. Необходимо узнать, кто перед ним, назвать имя.



Игра  «Веселые музыканты»



Под любую мелодию из двух частей дети играют на музыкальных инструментах (погремушках, румбах, колокольчиках и др.) Водящий дирижирует. С окончанием первой части дети, положив инструменты на пол, бегут по кругу. Водящий становится в общий круг и бежит вместе с детьми. По окончанию музыки играющие быстро разбирают инструменты. Дирижером становится тот, кому инструмента не досталось.



Игра «Ручеек»



Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра.



Игра «Гори-гори ясно» («Горелки»)



Гори-гори ясно

Чтобы не погасло

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят.

Дети берутся за руки, образуя пары. Пары стоят одна за другой "ручейком".

Впереди "ручейка", в нескольких шагах, стоит ведущий с платком в руках. По окончанию песни дети, стоящие последней парой размыкают руки и разбегаются вдоль "ручейка".

Бегут поодиночке к ведущему стараясь выхватить платок. Первый, кому это удалось сделать, остаётся с платком в роли ведущего, а двое остальных (бывший ведущий и тот, кто не успел выхватить платок) образуют пару и становятся первыми в ручейке. Игра продолжается со следующей парой детей.









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее