Реализация проекта «Народные праздники»
Учитель начальных классов
МБОУ Бобровская СОШ №1
Целых Надежда Михайловна
Tselyh.nadia@yandex.ru
Актуальность.
В настоящее время назрела необходимость обращения к истокам народной культуры. Традиции, существовавшие в старину, забылись новым поколением. Поэтому важно познакомить с ними детей, приобщить к истокам народной культуры.
Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство с народными праздниками, исследование современного знания обычаев русского народа среди четвероклассников;
Задачи проекта:
Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
Развивать воображение, творческие и актерские способности.
Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
Дать знания о том, что жизнь предков была тесно связана с природой и строилась на основе народного календаря;
Расширять знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках; о труде и быте крестьян
Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.
Ожидаемый результат: У детей значительно расширятся знания о народных традициях, обычаях, обрядах, народной культуре, праздниках, о том, что жизнь предков строилась на основе народного календаря.
Методы и приёмы:
1. Сбор информации;
2. Работа с литературой;
3. Обработка собранной информации;
4. Творческая работа.
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный: определение направлений работы, изучение различных видов источников информации для проекта;
2 этап – исследовательский: поиск накопление и систематизация информации о народных праздниках, традициях их празднования;
3 этап – творческий: участие в мероприятии «Рождественские Святки, колядки», разучивание колядок, народных игр, гаданий, подготовка костюмов и атрибутов к празднику.
4 этап – защита проекта: подготовка презентации проекта, создание печатного проекта, подготовка выступления.
Участники проекта: учащиеся 4 «В» класса МКОУ Бобровская СОШ № 1 и учитель начальных классов Целых Н.М.
Результат проекта:
Участие в проекте всех учащихся класса и их родителей.
Организация на территории школьного учреждения народного праздника.
Повышение патриотического сознания и интереса к народным праздникам у всех участников проекта.
Привлечение внимания к этой проблеме других людей
Описание проекта.
1 этап. Подготовительный
Задачи: определение направлений работы, изучение различных видов источников информации для проекта.
Ребята определили направления работы. Они выясняли,, что основными источниками получения информации будут: Интернет, школьная библиотека, городская библиотека, помощь взрослых, особенно, бабушек и дедушек, так как они многое знают о народных праздниках и традициях.
2 этап. Исследовательский
Задачи: накопить и систематизировать информации о народных праздниках, традициях их празднования.
Ребята нашли колядки, информацию о праздниках, сценку для инсценирования « Ожидание Коляды» и распределили роли.
В каждой стране есть общие для всех государственные праздники, но у каждого народа есть свои праздники, которые пришли из глубины веков.
Народные праздники России взаимосвязаны с миром природы, с ее оживанием, расцветанием, сажанием и собиранием щедрого урожая. Все без исключения народные праздники России наполнены традициями, ритуалами, обрядами.
Обычаи, обряды, само проведение праздников передавались из века в век, от старших к младшим, как великая драгоценность, общее богатство, в них русский человек раскрывал свой характер, свою душу, красоту, культуру.
Праздник считался обязательным для всех членов деревенской общины. Праздник предполагал полную свободу от всякой работы. Характерной чертой праздника было многолюдье.
В старину на Руси было много различных праздников, большинство из которых были связаны с сезонными изменениями в природе и трудом людей. Издавна год (время, годное для жизни) образно представлялся на Руси в виде круга-колеса, которое движется по ходу солнца. Круг этот делили на 2 половины – зиму и лето.
Лето – пора выращивания урожая, сбора плодов и ягод, сенокос. Самый главный праздник лета – Иван Купала.
Осень – пора сбора урожая, грибов, орехов и ягод – клюквы, брусники. Начинали играть свадьбы. Главный праздник осени – Осенины.
Наступает зима – время вечерних посиделок и работ по дому. Зимой ткали, шили одежду, вышивали, плели лапти, запасали дрова. Главные зимние праздники – Рождество Христово (традиционный праздник)Коляда, Святки, Масленица.
Вот и весна – время весеннего сева. Главный праздник – Радоница. Водили хороводы, проводили девичьи обряды. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, — Пасха.
Праздники великие: Рождество, Троица, Масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полупраздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и другие. К праздникам, не связанным с церковной традицией, относились святки, Масленица, заветные праздники — в память о каком-либо деревенском событии, чаще трагическом, в надежде умилостивить природу, божество, а также различные мужские, женские и молодежные праздники
Рождество Христово — это один из главных церковных праздников.
С Рождества (7 января) по Крещение (19 января) на Руси праздновались Святки.
Зимние святки начинались с колядования. Молодежь рядилась и обходила все дома в деревне со святочными песнями. Коляда и Овсень - мифологические персонажи песен - должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.
Пожалуй, самым веселым праздником на Руси можно назвать Масленицу.
Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая. Масленицу справляют целую неделю перед Великим постом. Причем каждый день Масленичной недели был посвящен особым ритуалам.
Понедельник - встреча. Встречали Масленицу. Наряжали ее чучело и возили по улице. Начинали выпекать первые блины.
Вторник - заигрыш. Устраивались различные игры и забавы. Молодежь каталась с гор и ходила по утрам в гости на блины. Женихи присматривали невест, заигрывали с девушками.
Среда - лакомка. Тещи приглашали зятьев к себе на блины.
Четверг - перелом, разгул, широкий четверг. В этот день по обычаю устраивались кулачные бои или "стенка на стенку".
Пятница - тещины вечерки. Зятья зовут на блины своих тещ, стараются угостить их как можно лучше.
Суббота - золовкины посиделки. Молодая невестка одаривает золовок подарками, приглашает в гости родню мужа.
Воскресенье - проводы и целовальник.
22 марта, в день весеннего равноденствия, не было такого уголка в России, где не пеклись жаворонки, чувильки и другие печенья в форме птиц, закличками и печеными жаворонками призывали приход весны.
Иван Купала - это главный летний праздник народного календаря. Он отмечается 7 июля. В старину наши предки шли купаться в реки, пруды, озера. Считалось, что вода избавляет от всего злого, вредного, нечистого. Затем разводили костры, устраивали хороводы, собирали лечебные растения.
В Купальскую ночь искали заветный цветок – папоротник, который цвел в эту ночь всего 3 минуты и на нем распускалось три цветка.
3 этап – творческий: участие в мероприятии «Рождественские Святки, колядки», разучивание колядок, народных игр, гаданий, подготовка костюмов и атрибутов к празднику.
Учащиеся хорошо подготовились к мероприятию.
Первая группа подготовила рисунки о народном празднике.
Вторая-разучила колядки, третья - рассказала историю празднования этого праздника и его традиции.
Четвёртая группа разучила и провела с ребятами игры, в которые традиционно играл наш народ на Колядки.(Приложение №1.Описание игр.)
Пятая группа показала сценку «Ожидание Коляды». Все ребята, с помощью родителей, активно и творчески подошли к процессу.
Праздник получился ярким и запоминающимся
Мы провели анкетирование учащихся 4 классов, с целью выяснения знаний о народных сезонных праздниках и их традициях.
Были заданы вопросы:
1.Какие народные праздники вы знаете?
2. Когда они празднуются?
3. Что вы знаете о традициях этих праздников?
В результате анкетирования получились следующие результаты:
Самым известным народным праздником является Масленица
О традициях народных праздников ребята знают немного.
О времени празднования не знает практически никто из опрошенных
В своём классе мы тоже провели анкетирование до праздничного мероприятия и после него.
Выводы
Работая над проектом мы осознали для себя, что малая Родина, это не только ее география, история, экономика, но и обычаи, традиции, обряды, что принято называть, - духовная жизнь народа.
Народные сезонные праздники зависят от времени года.
Чтобы полюбить свой народ, чтобы понять смысл вековых традиций и обычаев надо изучать ее истоки.
Если мы не будем изучать и почитать традиции своих предков, то через несколько десятков лет просто потеряем свою культуру, а значит и уважение других народов.
Приложение1.
Игра «Золотые ворота»
Из участников игры выбираются двое. Они будут «солнцем» и «луной» («месяцем»). Затем «солнце» и «месяц» становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Дети, изображающие «ворота», говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто остался в них. Чтобы не быть пойманным, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива.
Попавшегося спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Игрок выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и игра продолжается до последнего. Когда все распределены, группы устраивают перетягивание каната.
Игра«Сиди, Яша»
Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза.
Все идут по кругу и поют:
-Сиди, сиди, Яша под ореховым кустом,
Грызи, грызи, Яша, орешки калёные,
Ядра золочёные.
Далее говорят, хлопая в ладоши:
-Где твоя невеста, и в чём она одета?
-Как её зовут и откуда привезут?
Яша в это время крутится на месте, по окончании идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в середину. Необходимо узнать, кто перед ним, назвать имя.
Игра «Веселые музыканты»
Под любую мелодию из двух частей дети играют на музыкальных инструментах (погремушках, румбах, колокольчиках и др.) Водящий дирижирует. С окончанием первой части дети, положив инструменты на пол, бегут по кругу. Водящий становится в общий круг и бежит вместе с детьми. По окончанию музыки играющие быстро разбирают инструменты. Дирижером становится тот, кому инструмента не досталось.
Игра «Ручеек»
Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра.
Игра «Гори-гори ясно» («Горелки»)
Гори-гори ясно
Чтобы не погасло
Глянь на небо
Птички летят
Колокольчики звенят.
Дети берутся за руки, образуя пары. Пары стоят одна за другой "ручейком".
Впереди "ручейка", в нескольких шагах, стоит ведущий с платком в руках. По окончанию песни дети, стоящие последней парой размыкают руки и разбегаются вдоль "ручейка".
Бегут поодиночке к ведущему стараясь выхватить платок. Первый, кому это удалось сделать, остаётся с платком в роли ведущего, а двое остальных (бывший ведущий и тот, кто не успел выхватить платок) образуют пару и становятся первыми в ручейке. Игра продолжается со следующей парой детей.