Тема: «Мыло-фокусник».
Цель: развитие творческого мышления через поиск истины, через исследовательскую деятельность, через познание окружающего мира.
Задачи:
Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (хозяйственное, туалетное, жидкое, твердое и мягкое, аромат и пенообразование, скользкое при намокании);
Уточнить знания о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;
Познакомить с необычным способом использования мыла (рисование на бумаге и на ткани);
Обогатить словарный запас: «хозяйственное мыло», «жидкое мыло», «терка», «лаборатория», «эксперимент», «исследование».
Развивать память, мышление, воображение.
Материал: мыло разного цвета и разных форм, чашка с водой, бумажные полотенца для рук на каждого ребенка, гуашь разных цветов, небольшие кусочки мыла на каждого ребенка, лоскутки однотонной темной ткани на каждого ребенка, листы белой бумаги на каждого ребенка, стаканчики-непроливайки на каждого ребенка; терки на каждого ребенка, жидкое мыло 2-3 бутылочки, ложки, хозяйственное мыло, трубочки, блокнот с карточками (1 страница – глаз и изображение мыла разной консистенции и разных форм, 2 страница – нос и изображение оберток разного фруктового мыла, 3 страница – рука и изображение пены, рисунка снежинки мылом на ткани, отпечатка пузырей).
НОД
Орг. момент.
Профессор: Дети, я теперь не воспитатель, а профессор Чудакова. Приглашаю вас к себе в гости. Надевайте халаты.
Профессор: Вы знаете, что такое «лаборатория»? (место, где ученые исследуют разные предметы, вещества, делают опыты, чтобы получить знания о них)
Профессор: Отгадайте загадку:
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
Профессор: Для чего нужно нам мыло?
Дети: Стирают, моют руки, пускают мыльные пузыри.
Профессор: Зачем мыть руки с мылом?
Дети: Мыло убивает вредные микробы, чтобы не болеть.
Профессор: В моей лаборатории мы будем изучать мыло.
Приглашаю вас в кабинет. Садитесь.
Кабинет № 1. Знак «Глаз».
Профессор: Вспомните, что означает этот символ? (мы можем увидеть).
На столе мыло разной формы и цвета.
Профессор: Что вы видите?
Дети: Мыло.
Профессор: Возьмите мыло.
Профессор: Вы видите, какой оно формы?
Дети: Мыло на столе разное: квадратное, овальное, круглое, как лошадка, елочка, арбузик, прямоугольное.
Профессор: Какого цвета мыло?
Дети: Розовое, оранжевое, зеленое, коричневое, белое, желтое, голубое.
Профессор: Вспомните, что означает этот символ? (можем понюхать мыло).
Понюхайте мыло. Что вы чувствуете? (Мыло пахнет). Какое мыло имеет неприятный запах? Как оно называется? (Хозяйственное).
Профессор: Итак, мы увидели, что мыло может быть разным по цвету и по форме. Мыло имеет запах, оно ароматное, душистое, пахнет.
Засиделись мы немножко.
Чтобы косточки размять,
Предлагаю вам попрыгать,
С пузырями поиграть.
Физминутка «Лови пузырики!»
Профессор: Дети подойдите к этому столу.
Возьмите мыло в руки. Какое оно на ощупь?
Дети: Твердое, гладкое.
Профессор: Проверьте, постучите. Твердое?
Дети: Да.
Профессор: Помните, мы хотели узнать, может ли мыло быть мягким? Какой опыт мы сделали?
Профессор: Вот эти чашки. Прошло время, потрогайте, каким стало мыло?
Дети: Мягким.
Профессор: Давайте опустим мыло в таз с водой и достанем снова.
(Дети опускают мыло в воду, затем берут его опять в руки. Мыло выскальзывает, дети опять берут его)
Мойся, мыло,
Не ленись!
Не выскальзывай,
Не злись!
Ты зачем опять упало?
Будем мыть тебя сначала.
Профессор: Что же происходит с мылом?
Дети: Оно стало скользким, мокрым, на руках появляется пена.
Профессор: Давайте оставим большие куски мыла в тазе. А вечером проверим, что будет.
Профессор: Можно ли нам дальше путешествовать с мыльными руками? Почему? Помойте руки в чистом тазу. Вытрите их салфетками.
Физминутка «Мыльные пузыри»
- Ребята, мы сейчас превратимся в пузыри. Давайте скажем волшебные слова: Раз-два-три, все мы мыльные пузыри.
- Пузырики любят летать. По сигналу «Полетели» вы полетите за мной.
- У пузыриков есть дом. По сигналу «Пора домой!» вы займете место за этим столом.
Кабинет «Рука»
Профессор: Вспомните, что означает это символ? (потрогать руками, с помощью рук)
(На столе лежат кусочки мыла, лоскуток однотонной темной ткани)
Профессор: Возьмите лоскуток ткани и кусочек мыла. Что мы можем с этим сделать? (Предположения детей)
Профессор: Проведите мылом по ткани. Что происходит, что вы видите?
Дети: Остается белая линия, появился белый след.
Профессор: Что можно делать с тканью и мылом?
Дети: Мылом можно рисовать на ткани.
Профессор: Ребята, есть такая профессия швея. Швея шьет одежду. Но сначала она делает выкройку на ткани, рисует кусочком мыла.
Профессор: Хотите сделать самый настоящий фокус с мылом? Возьмите стаканы и подуйте в трубочки. Что у вас получается?
Дети: Пузыри! Пена!
Профессор: Встаньте, возьмёмся за руки, как эти дружные пузырьки на стаканах, и превратимся в один крепкий, веселый пузырь.
Раздувайся, пузырь раздувайся большой!
Оставайся таким и не лопайся!
Профессор: вот и подошло к концу наше путешествие по лаборатории. Теперь мы все знаем о мыле. Вспомнить все о мыле поможет наш друг Компьютер. (Профессор показывает детям страницы блокнота, а дети рассказывают)
Литература
Нищеева С.Н. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. – СПб.: Детство-пресс, 2013. вып.1, вып.2
Нищеева С.Н. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. СПб.: Детство-пресс, 2013.
Опыт работы Боковой Н.А. Волшебное мыло // http://doshkolnik.ru/okr-mir/7581-milo.html
Опыт работы Жерносек Н.А. Чудо чудное – это мыло! // http://festival.1september.ru/articles/537538/