Развлекательно-познавательный утренник «Арбузник» (посвящен Золотой осени)
Автор: учитель начальных классов «МБОУ СОШ № 2 г. Брянска» Бондаревская Наталья Викторовна.
Цели и задачи:
1) создать атмосферу праздника для детей;
2) воспитывать любви к прекрасному, к природе;
3) развивать эстетического вкуса, чувства дружбы, взаимопомощи, умение развлекаться, веселиться;
4) дать детям знания о происхождении, эволюции и пользе арбуза;
5) воспитывать умение действовать по инструкции в коллективе, находить общий язык со сверстниками.
Ход праздника:
Учитель:
Добрый день, гости дорогие! Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались на нашем веселом празднике.
В любом времени года есть свои прелести, но особенно хороша осень: буйство ярких красок; леса, одетые в багрец и золото; аппетитные кисти рябины; урожаи ягод, грибов, овощей.
Вот и сегодня мы познакомимся с героем очень хорошо нам известным и любимым, но я уверена, что очень многого вы о нём не знаете. Итак, ребята, представляю вам главного виновника сегодняшнего торжества.
1.Сам он гладок да пузат,
Полосат его халат.
Воробью наверняка
Не проклюнуть толстяка.
Догадались о чем речь? …Верно. Это арбуз! Именно арбузу посвящен наш праздник и называется он "Арбузник".
На "Арбузнике" сегодня
Прославляем мы арбуз.
Мы надеемся, он будет
Замечательным на вкус.
Учитель: Ну, что ж, Арбузник можно открывать
Программу нашу начинать.
Учитель: А сейчас хочу получить ответ: хотите играть или нет? (Да)
Мы хотим арбузы есть? ( ДА)
Смекалка, юмор у вас есть? ( ДА)
Ну, тогда пора играть? ( ДА)
Настроение поднимать? ( ДА)
Коль согласье есть в народе
То, к игре мы переходим.
- Деление детей на команды. Объявление жюри.
Задание 1. «Приветствие»
В течение 1-2 минут необходимо выбрать капитана и придумать название, связанное с осенью (учитывается находчивость и юмор).
В это время звучит русская народная песня «Калинка-малинка».
Команды озвучивают свое название.
Учитель: Вы знаете, что осень – пора уборки урожая. А в какой именно день нужно картошку копать, лук убирать, капусту срезать это вы знаете? Наши далекие предки знали и использовали для этого особый календарь.
1 сентября. День Святой Феклы. На Святую Феклу – копай свеклу.
13 сентября. Святой Куприян – картофель копай.
17 сентября. На Луку лук дергали.
21 сентября. На Святого Никиту срезали репу.
23 сентября. Святой Петр и Павел – рябинники. Сбор урожая рябины. В этот день кисти рябины вешали под крышу каждого дома. Девушки плели рябиновые бусы, венки. Часть ягод оставляли дроздам да снегирям. Хороший календарь был у крестьян.
- А какие загадки народ сочинял про овощи! Проверим команды, по силам ли им народная мудрость.
Задание 2. «Смекалистые»
За каждую верно отгаданную загадку команда получает жетон.
В землю – крошка,
А из земли – лепешка. (Репа.)
На одном быке 7 шкур. (Лук.)
Над землей трава,
Под землей – алая голова. (Свекла.)
Маленький, горький, луку брат,
К пище приправа, а на микробов – управа. (Чеснок.)
Под листочком, у оградки,
Лягушонок спит на грядке:
Весь зеленый, прыщеватый,
А животик беловатый. (Огурец.)
Золотист он и усат.
В ста карманах сто ребят. (Колос.)
Красный Макар по полю скакал и в борщ попал. (Перец.)
Круглая, а не месяц,
Белая, а не мука,
Горькая, а не полынь. (Редька.)
Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картофель.)
Стоит матрешка на одной ножке,
Закутана, запутана. (Капуста.)
Учитель: Хорошо ребята знают овощи. А смогут ли они найти их с завязанными глазами?
Задание 3. «Золушка» (конкурс капитанов)
Капитанам с завязанными глазами на ощупь необходимо выбрать только овощи и переложить их в другую корзину: чей капитан будет быстрее.
Звучит русская народная мелодия «Коробейники» (Ой, полным-полна коробушка…)
Подведение итогов конкурса. Победитель получает жетон.
Под музыку выходят две группы детей по 3 человека (по 3 девочки и по 3 мальчика).
Девочка 1. Встанем, девицы, рядком
Да частушки пропоем!
Мальчик 1. Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем!
Хором. Пропоем мы вам частушки
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики!
Мальчики. Девочки –беляночки,
Где вы набелилися?
Девочки. Мы вчера коров доили,
Молоком умылися!
Мальчик 2. Вы послушайте, девчата,
Нескладушку буду петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!
Мальчик 3. На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой сидит корова
Надевает сапоги!
Девочка 2. Ты куда, Павлуша, едешь?
Ведь телега без колес!
А Павлуша отвечает…
Мальчик 1. Заготавливать овес!
Девочка 3. Уж я топну ногой,
Да притопну ногой.
Выходи ко мне, Максим,
Попляши-ка со мной!
Мальчик 2. Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку.
Стану русскую плясать,
А потом в присядку!
Дети танцуют: мальчики присели, девочки вокруг.
Исполнители частушек кланяются и убегают цепочкой.
Учитель: У нас разговор об осени, а красавицы Осени с нами нет. Но я думаю, это можно исправить, проявив выдумку и фантазию.
Задание 4. «Модельеры»
Командам выдается все необходимое, чтобы сделать костюм и одну из участниц одеть в этот наряд. (По 3 человека от команд.)
А пока участники команд готовятся, мы с вами поиграем.
Пугало
Каждый изображает пугало.
Если я скажу слово воробей – вы машите руками.
Ворона – хлопаете в ладоши
Синица – топаете ногами
Скворец – приветствуете гостей. Смотрите не перепутайте.
Песня: «Разноцветная осень»
Под музыку П.И. Чайковского входит девочка в костюме осени (длинное платье, венки из цветов) со свитой.
Осень.
Здравствуйте, друзья!
Хожу я по равнинам
Тихой, светлой сказкой,
Расписываю рощи
Солнечной краской.
Учитель: Милости просим к нам в гости.
Осень: Познакомьтесь с моей свитой. Догадайтесь, кто это.
Сентябрь.
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к нам пришел?
Октябрь.
Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Смолкли птичьи голоса.
Медведь в спячку завалился…
Что за месяц к нам явился?
Ноябрь.
Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек,
Мерзнет в поле озимь ржи…
Что за месяц подскажи?
Учитель: Хорошая у тебя, Осень, свита. Помогите же выбрать нам лучший осенний наряд, над которым кудесничали участники комнд.
Подведение итогов творческого конкурса.
Осень: Вижу я, что здесь собрались умные, веселые, находчивые ребята. Об осени много знаете, любите ее, почитаете. Нравится мне у вас. Спасибо за прием!
Со мною поиграйте,
Загадку отгадайте,
Если отгадаете –
Сюрприз получаете.
Кафтан на нем зеленый,
А сердце – как кумач,
На вкус, как сахар сладок,
А сам похож на мяч. (Арбуз.)
Учитель: Пока жюри подводят итоги, мы с вами потанцуем.
Танец «Буги-буги»
Свита выкатывает несколько небольших арбузов в платочках с рожицей.
Учитель: Спасибо за сладкий сюрприз. Настает торжественный момент. Право первому разрезать арбуз достается команде-победительнице. (Подводятся итоги игры.)
-Выступление жюри.
Учитель: Мы благодарим участников, гостей и приглашаем всех к столу отведать лакомство.
Под мелодии русских народных песен и танцев проводится последний шуточный конкурс «Счастливый ломтик». У кого в кусочке арбуза больше семечек, тот и счастливчик, можно загадать желание.
Наш праздник не прошел даром. Пусть он будет началом дружбы между родителями, детьми и школой. Давайте споем вместе песню о дружбе.
«Дружба крепкая»
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит -
Вот что значит настоящий,
Верный друг!
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит -
Вот что значит настоящий,
Верный друг!
Мы поссоримся - и помиримся,
"Не разлить водой!" - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь -
Вот что значит настоящий,
Верный друг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь -
Вот что значит настоящий,
Верный друг.
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то
В трудную минуту -
Вот что значит настоящий,
Верный друг.
Нужным быть кому-то
В трудную минуту -
Вот что значит настоящий,
Верный друг.