Развивающие игры на занятиях по коррекции речи
Развивающие игры представляют собой наборы задач постепенно возрастающей сложности очень широкого диапазона. Эти игры нацелены на развитие мышления, речи, всех видов памяти (зрительной, слуховой, тактильной), на развитие умения понимать поставленную задачу, т.е. на то, что надо сделать, как сделать, развитие настойчивости в достижении цели, творческих мыслительных способностей детей. Их нельзя, конечно, называть играми в подлинном смысле слова. Это скорее обучение с использованием игровых элементов. Нельзя перегружать детей занятиями, не учитывать их индивидуальные способности.
Главная особенность развивающих игр заключается в том, что они дают возможность переходить от простого к сложному—благодаря самостоятельности и индивидуальным способностям детей.
Основные структурные компоненты занятий с детьми по развитию речи,
1. Познавательный интерес.
2. Элементы фонетической гимнастики.
3. Элементы психогимнастики (мимика, жесты).
4. Пластические этюды (движение корпуса тела, рук, ног).
5. Мелкая моторика (рисование, аппликация, лепка, конструирование).
6. Пальчиковая гимнастика.
7. Творческие способности (воображение, фантазия, перевоплощение, драматизация).
Тема: "Подводное царство".
1. Элементы фонетической гимнастики
Игры и упражнения для 5—6-летних детей направлены не только на закрепление и дифференциацию определенных звуков, но и на совершенствование фонематических восприятий: умение слышать и различать определенные звуки, подбирать слова-рифмы, различать произношение тех звуков, которые чаще смешиваются детьми этого возраста (лак—мак, речка—печка).
Для выработки четкой дикции и закрепления правильного произношения определенных звуков используются чистоговорки, скороговорки, некоторые стихи, потешки, рассчитанные на то, чтобы поупражнять детей не только в правильном произношении звуков, но и в четком произнесении фраз. Они также служат для развития голосового аппарата.
2. "Лучший рассказчик"
Цель: учить детей произносить чистоговорки с различной громкостью и интонацией (тихо, вполголоса, громко).
3. "Звук заблудился"
Цель: учить детей находить несоответствия в тексте, называть нужные слова и четко произносить звуки.
4. "Подводный разговор"
Цель: учить завершать слова недостающим заданным слогом.
5. "Рыбалка"
Цель: учить ловить "удочкой" рыб с заданным звуком (с, к). "Я поймал карасика". Первый звук в слове "карасик"—к.
6. Чистоговорка "Сорока сороке"
Цель: учить произносить чистоговорки с разной степенью громкости, с использованием средств выразительности.
7. Стихи
Цель: тренировать память детей стихами по изучаемой теме.
Психогимнастика - это метод, позволяющий участникам игрового занятия проявить себя и пообщаться друг с другом посредством мимики, жестов, движений.
Невербальные средства общения включают в себя: движения и жесты; мимику (координированные движения мышц лица, отражающие состояния, чувства, эмоции); позы; контакт глаз.
1. "Золотая рыбка"
Цель: развивать мимическую и пантомимическую выразительность детей, стимулировать воображение, память.
По считалке выбирается "золотая рыбка". Она не может разговаривать, на вопросы отвечает жестами. Дети совместно с педагогом задают вопросы, а ребенок-"рыбка" отвечает на них, соблюдая правила игры.
2. "Рассказывает музыка"
Цель: рассказать детям о том, что музыка может передавать образы животных, птиц, их повадки.
3. "Карась и щука"
Цель: учить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальными средствами общения, познакомить с изображением различных эмоциональных состояний (радость, грусть, испуг, злость, удивление).
4. "Угадай, кто я"
Цель: учить детей входить в образ различных предметов, передавать характерные особенности морских обитателей с помощью жестов, позы, движений (каждый ребенок придумывает, кого из водных обитателей будет изображать, остальные дети стремятся отгадать).
5. "Поиграем"
Цель: учить детей различать неречевые средства общения и пользоваться ими в процессе межличностного взаимодействия (называются понятия, дети отвечают жестами).
Использование пластических этюдов, подвижных игр, психогимнастики и т.д. направлено на решение следующих задач:
• воспитание устойчивого интереса к процессу выполнения физических упражнений;
• формирование мышечно-двигательных навыков;
• воспитание двигательных качеств;
• развитие психоэмоциональной сферы;
• формирование навыка произвольного расслабления;
• развитие пространственной ориентировки.
Подвижная игра "Щука и рыбки"
Цель: учить детей представлять образы данных персонажей, стараться как можно лучше, выразительнее передать их, бегать легко и ритмично (выбирается "щука", остальные—"рыбки"). По сигналу "щука" дети разбегаются, а водящий их ловит, дотрагиваясь рукой).
"Щука":
3. Игра-соревнование "Не намочи ноги" (по дощечкам перебираться через болото), "Ловкая рыбка—лучший пловец (кто быстрее доплывет до берега).
Цель: поддерживать интерес к играм с элементами эстафеты, развивать наблюдательность, выдержку, упражнять в быстрых движениях.
4. "Рыбак и рыбки"
Цель: упражнять детей в беге с увертыванием, развивать быструю двигательную реакцию.
Пальцы учат говорить. Давно была установлена связь между уровнем развития речи и уровнем развития тонкой моторики Необходимость развития активных движений пальцев получила научное обоснование. В развивающем обучении используются авторские разработки, придумываются новые пальчиковые игры. В процессе занятий целесообразно применять специально подобранные игровые упражнения на развитие тонких движений пальцев рук по каждой изучаемой теме.
Цель пальчиковых игр: развитие ловкости, точности, переключаемости тонких движений.
Многим детям с ОНР первоначально необходима механическая помощь. У них нужно формировать координацию, силу тонких движений, навык выполнения действий с мелкими предметами. Формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических им-гтупьсое от рук, пальцев.
Основная цель—развитие у детей элементов пространственного и логического мышления, графических навыков, подготовка к письму. Именно с этой целью даются упражнения, развивающие мелкие мышцы пальцев. Принимая во внимание, что у детей с ОНР грубо нарушены пространственные, зрительные и слуховые представления, необходимо вести большую коррекционную работу.
1. -Улитка".
Цель: учить рисовать домик улитки круговым безотрывочным движением руки, путем соединения точек в единую кривую линию.
Мозаика "Подводное царство"
Цель: развитие наглядно-образного
мышления, произвольного внимания, зрительной памяти, тонких движений пальцев рук.
3. "Помоги лягушкам достичь цели"
Цель: учить соединять листья кувшинки парами.
4. "Кит", "Крокодил"
Цель: учить обводить контуры предмета, закрашивать цветными карандашами ровным полем.
Выкладывание контурных рисунков и узоров по теме с помощью тесьмы, проволоки, геометрических форм.
5. Работа с карандашом
Рисунки по трафарету, по точкам, усвоение движений (обводка, штриховка, тушевка), занимательные задания с карандашом по незаконченным рисункам ("Дорисуй!").
6. Конструирование рыб, лягушек из бумаги ("оригами")
Выкладывание картины "Подводное царство" из трафаретов его обитателей. Рисование волн безотрывочным движением руки.
7. Сказка про двух лягушат (графическая речь)
Реализация творческих способностей основана на использовании человеком различных методов творческого мышления. Самое простое из них—метод проб и ошибок ("А что если сделать так?", "Подумай, догадайся, прими свое решение"). Стимулирование познавательной деятельности включает в себя следующие элементы: терпимость к странным идеям; поддержание способностей к творчеству, фантазии; умение радоваться успехам; сочувствие неудачам; недопустимость неодобрительной оценки.
Если целенаправленно учить детей применять различные аналогии, сравнения, то можно повысить эффективность творчества, мышления.
Игра "Кто что делает?"
Цель: учить устанавливать прямые аналогии, стимулировать творческое мышление.
2. Игра "На что похоже?"
Цель: учить устанавливать аналогии по цвету, форме, величине, комплексную аналогию.
3. Стихотворение "Букет".
Цель: установление сходства-различия.
4. "Волшебные превращения"
Цель: развивать воображение, интонационный слух, способности к имитации, художественно-творческие способности; учить понимать друг друга, себя; оценивать свои личные качества.


