Урок по литературе
«Развитие речи. Устное описание Снежной королевы.»
( серия уроков: урок № 3)
5 класс
Из опыта работы
Ткачевой Елены Петровны, учителя русского языка и литературы
ГОУ ЛНР «Ровеньковская школа № 8 им. С. В. Полуянова»
Ровеньки
2024
Урок № 3
Тема : Развитие речи. Устное описание Снежной королевы
Цель. Научить находить в тексте описание внешности персонажа, учить составлять план портретной характеристики и по плану саму характеристику, показать разницу между внешней и внутренней красотой ; развивать речь, навыки образного , логического, ассоциативного мышления ; воспитывать ответственность за свои поступки , внимание к другим , настоящую доброту.
Оборудование : портрет писателя ; иллюстративный материал ; рисунки, выполненные учащимися ; учебник литературы для 5 класса школ с русским языком обучения ( авторы Коровина В. Я., Журавлев В. П. , Коровин В. И ., М. "Просвещение " 2016 )
Тип урока : урок - портрет с элементами исследования и анализа текста.
Ход урока
Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока. ( 1 мин. )
Запись темы
Сегодня на уроке мы будем учиться анализировать текст, составлять план портретной характеристики и по плану саму характеристику, поговорим о внешней и внутренней красоте человека.
Дорогие друзья ! Сейчас мы с вами перенесемся в прекрасный мир сказки Х. К. Андерсена " Снежная Королева ". Героиня , о которой мы с вами будем говорить , может появиться в виде большой снежинки, а может превратиться в ослепительно белую женщину, укутанную в тончайший тюль из снега.
- Догадались ли вы о ком идет речь ? ( О Снежной Королеве )
Работа над литературным портретом ( 3 мин. )
Текстовые описания Снежной королевы
Найдите эпизод появления Снежной королевы. Зачитайте ( Вечером , когда Кай был дома .... будто большая птица мелькнула на улице мимо окна)
- Что сказано о Снежной королеве ? Кого она напоминала ? (Большую прекрасную снежинку )
Ассоциативная работа. ( 3 мин. )
- Что возникает в вашем воображении, когда вы слышите слово "снежинка" ? ( Красивые , изящные , будто резные с точными линиями геометрические фигуры, которые напоминают звезды). - С чем ассоциируются снежинки ? ( С зимой, метелью, морозом, инеем и т. п ) - Символом чего являются снежинки ? ( Холода, равнодушия, отчужденности , одиночества)
Проблемный вопрос
- Как вы понимаете слова : "Глаза блестели , как две звезды, но не было в них ни покоя, ни тепла ? "( Глаза очень красивые, блестящие как звезды, но в них отсутствуют человеческое тепло, доброта)
Работа с иллюстрациями ( 5 мин. ) Перед вами портреты - иллюстрации Снежной королевы.
Опишите ее глаза - зеркало души. Каковы глаза Снежной королевы на всех портретах-иллюстрациях ?
Какому портрету можно дать характеристику : равнодушная, ледяная, суровая, роскошно - холодная ?
Какими словами можно охарактеризовать все портреты - иллюстрации ( Прекрасная , но бездушная, бессердечная )
Найдите второе описание Снежной королевы. ( 3 мин. )
Зачитайте.
- Что чувствовал Кай после поцелуя Снежной королевы ? (Холод, который проник Каю в самое сердце. Ему казалось, что вот - вот он умрет. Но только на мгновение - дальше, наоборот, стало легче) - Подумайте, почему все в Снежной королеве мальчику казалось совершенством ? ( Когда Каю попал зеркальный осколок в глаз и в сердце, ему начинала нравиться именно эта "мертвая" красота )
Обратите внимание на одежду Снежной королевы ( иллюстрации, слайды ). Автор укутывает ее в тончайшую белую шаль, сотканную из миллионов звездных снежинок, одевает в меховую шапку и шубу. - А какую одежду "сшили" бы вы для героини сказки ?
Творческая защита костюмов Снежной королевы ( 4 мин. ) ( Вариант ответа : Я одела Снежную королеву в роскошное вечернее платье. На фоне ярко - ослепительной белизны подчеркнута четкость, симметричность, заостренность линий и углов. Платье очень экстравагантное. На первый взгляд, белые и голубые цвета, серебряная, инкрустированная хрусталем и жемчугом бижутерия создают образ ослепительной красоты, чистоты, гармоничности. Но со временем начинает веять холодом, ледяным спокойствием ).
В пятом рассказе есть также упоминание о Снежной королеве. О ее появлении узнаем из рассказа голубей : проехала мимо гнезда и дыханием заморозила маленьких голуб ят ( 1 мин. ) - Как этот поступок характеризует героиню сказки ? ( Снежная Королева отталкивает от себя, наводит страх )
Найдите четвертое описание Снежной Королевы. ( 4 мин. ) Зачитайте.
В царстве Снежной Королевы все устроено с математической точностью. Посреди самой большой пустынной снежной залы на троне сидит Снежная Королева. Она очень красива. Но ее сердце - частица зла.
- Как вы считаете, почему ?
С какой целью Х. К. Андерсен использует прилагательные пустынные, ослепительно холодные , блестящие ?
( Чтобы подчеркнуть впечатление пустоты и холода не только в чертогах , но и в душе Снежной Королевы ).
Коллективное заполнение таблицы по содержанию прочитанного ( Учитель помогает составить план и текстовую портретную характеристику ) ( 10 мин. )
План | Тестовая портретная характеристика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка внешности героини автором ( 2 мин.)
Чувствуем ли мы в литературном портрете Снежной Королевы авторское отношение к героине ? Какое оно ?
( Варианты ответа : Да. Автор будто увлекается ее блестящей внешностью, но постоянно подчеркивает отсутствие в ее портрете теплота, доброты - это холодная, ледяная красота. Автор противопоставляет ее настоящей человеческой красоте., которая полна человечности, спокойствия, тепла, доброжелательности ).
Устная собственная оценка внешности Снежной Королевы
Микрофон ( 2 мин. )
Каково ваше мнение относительно внешности Снежной Королевы ?
(Вариант ответа : Снежная Королева внешне поистине прекрасна, но она холодна, безразлична и бездушна, ее поцелуй и дыхание способны заморозить чувства и само сердце. )
Работа с рисунками учеников ( 3 мин.)
Творческая группа учащихся оформила к уроку выставку рисунков , на которых изображена Снежная Королева.
- Какие из них, по вашему мнению, более удачно передают образ главной героини Х. К. Андерсена ?
Обоснуйте свой выбор.
Мозговой штурм ( 4 мин. )
- Каких людей можно назвать Снежной Королевой ? (равнодушных, властолюбивых, эгоистичных, самовлюбленных).
Почему блестящая внешность Снежной Королевы не соответствует ее внутреннему состоянию ?
- Как вы понимаете понятие "внутренняя красота" ?
- Что , по вашему мнению, важнее : внешняя красота или внутренняя ? Почему?
( Варианты ответов : Есть такие понятия как внутренняя красота и внешняя красота человека. То, что мы видим в любом человеке : красивое лицо, глаза, очаровательную улыбку - называем внешней красотой. Но этого не достаточно, чтобы сказать, что человек хороший, прекрасный. Красота определяется поступками человека, чертами его характера, такими как милосердие, доброта, человечность, уважение, вежливость, искренность, сострадание, желание прийти на помощь, умение пожертвовать собой ради другого. Именно это называют внутренней красотой.
Снежная Королева очень красивая , но ее красота холодная, мертвая ).
Домашнее задание ( 1 мин. )
1.Пересказ описаний портрета Снежной Королевы с собственной оценкой ее внешности и поступков.
2. Нарисовать карту путешествия Герды.