Развитие речи детей путем активизации мелкой и общей моторики.
Сайкина Любовь Александровна – воспитатель, первая категория, высшее образование
КГКП «Ясли-сада» «Балдаурен» отдела образования Щербактинского района, управления образования Павлодарской области
Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением, – глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотёком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочёты произношения.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии.
Ни для кого не секрет, что сейчас наблюдается неуклонный рост числа детей с нарушениями речи, недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. У большинства таких детей не выявляется грубых патологий, но зачастую их проблемы на первый взгляд кажутся неразрешимыми. Стоит отметить, что в последнее время растет число различных реабилитационных центров, коррекционных классов, но существующие методы коррекции в процессе обучения во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты.
На современном этапе развития общества в рамках обновления содержания образования, его гуманизации актуальным является поиск эффективных методов коррекционного воздействия, требуется разработка комплексного системного подхода к коррекции речевых нарушений и сопутствующих им нарушений психического и соматического развития ребенка.
В идеале при преодолении различных патологий необходимы как традиционные, общепринятые методы, так и нетрадиционные, которые помогают наиболее полно и качественно корректировать нарушения, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии. Базовыми, безусловно, являются традиционные педагогические методы, но с обязательным включением и нетрадиционных, которые отличает доступность, простота, эффективность. Личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики. Использование нетрадиционных методов в комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребенка память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию, а в условиях работы целостного организма – соматическое состояние.
После тщательного изучения специальной литературы были определены основные направления работы по развитию речи:
1.развитие артикуляционного аппарата;
2.развитие дыхательной системы;
3.развитие тактильных (осязательных) ощущений;
4.релаксация;
5.развитие мелкой моторики;
6.развитие координации движений (взаимосвязь двигательного анализатора со слуховым, зрительным, речедвигательным);
7.активизация мозговой деятельности.
На основе этого был разработан комплекс мер, позволяющий более глубоко воздействовать на речевую функцию ребенка. В этот комплекс входят:
1.Артикуляционная гимнастика.
2.Дыхательная гимнастика.
3.Упражнения на развитие тактильных ощущений.
4.Упражнения, способствующие расслаблению мышц.
5.Упражнения по развитию ручного праксиса.
6.Пальчиковые и координационно-подвижные игры.
7. Массаж (методика профессора Ауглина).
Казалось бы, все эти методы давно изучены и широко применяются на практике. Что же здесь нового? – спросите вы. Но, как известно, все новое – это хорошо забытое старое, стоит лишь взглянуть на него с иной, необычной стороны. Педагогическая наука не стоит на месте, все эти методы постоянно совершенствуются и развиваются.
Цель созданного комплекса - коррекция речевых нарушений, речевого развития в целом, которая заключается в общеукрепляющем воздействии на неречевые и речевые функциональные системы ребенка.
Рассмотрим каждый метод в отдельности.
1. Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика направлена не на развитие определенной группы недостающих или неправильно работающих мышц, а на целостный двигательный комплекс.
Произношение звуков речи - это сложный двигательный процесс. Еще с младенчества ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Обычно используют комплексы артикуляционных упражнений, чтобы выработать у ребенка определенную статическую позу артикуляционного аппарата. Рациональнее использовать дифференцированную артикуляционную гимнастику, упражнения которой направлены на закрепление работы определенных групп мышц. Но дело в том, что данной методикой пользуются логопеды, причем исключительно в индивидуальной форме. При работе же с группой или подгруппой детей данная методика нерациональна. В этом случае основной акцент делается на развитие подвижности речевых органов.
Формирование любого двигательного навыка приобретается путем тренировки, поэтому проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут (можно выполнять на занятиях в виде физминутки и во время игровой деятельности). Не нужно брать более 2-3 упражнений за раз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз, причем статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо идти от простых упражнений к более сложным. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см).
В результате многократных гимнастических движений выполнение их становится четким, координированным, привычным для ребенка. Движения могут производиться в произвольном темпе.
Вначале взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, затем показывает выполнение этого упражнения.
Когда упражнение делают дети, взрослый контролирует их выполнение.
Наибольший эффект от гимнастики наступает тогда, когда она выполняется в игровой форме, эмоционально.
В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям можно использовать нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше подбодрить.
2. Дыхательная гимнастика.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
3. Развитие тактильных (осязательных) ощущений.
С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата. Для этого используются следующие упражнения:
1) выкладывание узора с помощью мелких предметов (рис, горох фасоль. Пуговицы, камешки, мозаики «Марблс») по контуру, на пластилиновой основе;
2) выполнение мозаики из пластилиновых шариков;
3) определение на ощупь с закрытыми глазами (к какому пальцу притрагивается педагог, определение фактуры материала, опознавание предметов правой и левой рукой, нахождение заданного предмета среди прочих;
4) поиск мелких предметов в сухом пальчиковом бассейне из различных наполнителей.
4. Релаксация.
Релаксационные упражнения помогают ребенку полностью расслабиться, сбросить накопившуюся отрицательную энергию. В принципе релаксирующей является любая поза, при которой мышцы максимально расслаблены, а дыхание не затруднено. Наиболее оптимальны поза лежа на спине и сидя в позе «кучера».
5. Развитие ручного праксиса.
Кончики пальцев рук – это «второй мозг». Еще великий немецкий философ Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом.
Многочисленными исследованиями специалистов подтверждено, что уровень речевого развития зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Прогноз о наличии или отсутствии у ребенка предрасположенности к патологии речи можно строить достаточно рано. Считается, что, если он в семимесячном возрасте уже может вытащить из кулачка только указательный пальчик, это свидетельствует о хорошем прогнозе: у ребенка мало вероятности иметь патологическую речь.
Упражнения по развитию мелкой моторики общеизвестны и активно применяются на практике.
1.упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета (внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штрихование; дорисовывание второй половины рисунка, его деталей; рисование по образцу и т.д.);
2.упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета (плетение, шнуровки, завязывание узлов, бантиков; имитация жестом различных конкретных предметов, действий);
3.упражнения по выработке мускульной памяти (отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации; вращение между пальцами рук гладкого и ребристого карандаша; выкладывание фигур из счетных палочек и шнурка, выкладывание колодца, игра на воображаемом пианино и т.д.).
Все эти упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, но и обогащают его знание о собственном теле, развивают внимание, произвольность, носят успокаивающий характер.
Формирование любого двигательного навыка приобретается путем тренировки. Закрепляются эти навыки систематически ежедневными повторами (не менее 2-3 раз в день). В результате многократных повторений действий выполнение их становится четким, координированным, привычным для ребенка.
И, безусловно, нельзя забывать о том, что точки и зоны на ладонях имеют связь с разными зонами мозга человека, а значит, нервные импульсы от пальцев «тревожат» речевые зоны, тем самым провоцируя их на активную работу.
6. Пальчиковые и координационно-подвижные игры.
Речевое развитие напрямую зависит от уровня развития общей и мелкой моторики. Доказано специалистами, что основными причинами нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста, в том числе и речевых расстройств, являются интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности.
Современные дети не имеют возможности для проявления достаточной двигательной активности. Она все больше ограничивается созданными условиями:
- замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду и квартир;
- ограничением двигательной активности на прогулках (сокращение игровых площадок, большое количество транспорта);
- требованиями (запреты) взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадешь и т.п);
- преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, игры с конструктором, занятия изобразительной деятельностью и т.д.);
- генетической наследственностью (по последним статистическим данным только 10 % детей являются условно здоровыми).
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь (не путать с гиперактивностью, когда снижение речевой функции протекает на фоне повышенной физической активности). Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Научно доказано, что механизм передачи импульсов от двигательных и речедвигательных рецепторов в мозговой центр поступают по одним и тем же нервным путям. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Координационно-подвижные и пальчиковые игры – это речевые упражнения на координацию речи с движением. По сути, эти игры – «рассказывание» стихов с помощью рук, туловища, головы, ног; они неизменно вызывают у детей живой интерес, повышают эмоциональный тонус, эффективность запоминания; способствуют развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики, развитию координации движений, воображения, образности мышления.
7. Самомассаж.
Современный детский психолог из Швейцарии Фритц Р. Ауглин разработал и применил на практике специальный массаж, положительные результаты которого, по мнению самого профессора, являются следствием влияния внешних импульсов на кору головного мозга.
Дети, обученные самомассажу, под руководством педагога проводят его в середине занятия, когда начинают уставать. Игровая форма массажа, присутствующие в нем элементы состязательности воспринимаются детьми как развлечение. Упражнения они выполняют с большим удовольствием.
Усиление в результате массажа мозгового кровообращения и метаболизма улучшает формирование многих психических процессов (памяти, внимания и др.); вызывает общее оздоровление, так как упорядочивает и гармонизирует все процессы, происходящие в целом организме.
Все упражнения просты, общедоступны, не имеют возрастных ограничений и противопоказаний, проводятся в игровой, интересной для детей форме.
Хочется отметить, что большинство упражнений вошло в систему критериев для оценки эффективности разработанного комплекса развития речевой функции ребенка.
Безусловно, работа по развитию мелкой моторики и координации движений общей моторики должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. Ведь слаженная работа мелких мышц пальцев рук и всего мышечного аппарата оказывает большое влияние на развитие речи ребёнка, психические процессы, связанные с организацией поступающей из внешней среды информации, а также активизирует познавательную и эмоциональную сферу малыша. Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знания, умения, навыки), а также словарный запас.