Развитие психики и сознания

Основные этапы развития психики в животном мире (А.Н. Леонтьев):

1. Стадия элементарной сенсорной психики (чувствительность) - реагирование только на отдельные свойства предметов внешнего мира (черви, беспозвоночные).

2. Стадия перцептивной психики - реагирование на предметы в целом (позвоночные).

3. Стадия интеллекта - отражение меж предметных связей (высшие животные). 3.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВОНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН   ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ НИЗАМИ  КАФЕДРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВОНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ НИЗАМИ

КАФЕДРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ
План Основные этапы развития психики в филогенезе. Инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение. Отличие психики человека и животных. Формирование высших психических функций и их структура.
  • План
  • Основные этапы развития психики в филогенезе.
  • Инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение.
  • Отличие психики человека и животных. Формирование высших психических функций и их структура.
Цель учебного занятия:   сформировать целостное представление о самосознании личности.   Результаты учебного занятия.  Студент должен:  1. Знать место данной темы лекции в общем курсе;  2. Назвать основные понятия и категории, необходимые для раскрытия данной темы, и дать им определение;  3. Описать основные психологические законы, выявленные в исследованиях в русле данной темы;  4. Отличить виды изучаемых явлений, и дать им краткую характеристику.
  • Цель учебного занятия: сформировать целостное представление о самосознании личности. Результаты учебного занятия. Студент должен: 1. Знать место данной темы лекции в общем курсе; 2. Назвать основные понятия и категории, необходимые для раскрытия данной темы, и дать им определение; 3. Описать основные психологические законы, выявленные в исследованиях в русле данной темы; 4. Отличить виды изучаемых явлений, и дать им краткую характеристику.
Литература    1)  Немов Р.С. Психология. Т.1. М., 1998.  2) Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М., 1975.   
  • Литература 1) Немов Р.С. Психология. Т.1. М., 1998. 2) Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М., 1975.  
Основные понятия  Движущие силы развития - цели, которые взрослые ставят перед собой в обучении и воспитании, а так же собственно детские потребности в самосовершенствовании.  Законы психического развития - описывают изменения, происходящие в психологии и поведении человека при его переходе из одного возраста в другой, а так же причины таких изменений. Факторы развития
  • Основные понятия
  • Движущие силы развития - цели, которые взрослые ставят перед собой в обучении и воспитании, а так же собственно детские потребности в самосовершенствовании.
  • Законы психического развития - описывают изменения, происходящие в психологии и поведении человека при его переходе из одного возраста в другой, а так же причины таких изменений.
  • Факторы развития - система факторов, определяющих собой психическое и поведенческое развитие ребенка (содержание обучения и воспитания, педагогическая подготовка учителей, методы и средства обучения и воспитания и т.д.).
1. Основные этапы развития психики в животном мире (А.Н. Леонтьев):  1. Стадия элементарной сенсорной психики (чувствительность) - реагирование только на отдельные свойства предметов внешнего мира (черви, беспозвоночные).  2. Стадия перцептивной психики - реагирование на предметы в целом (позвоночные).  3. Стадия интеллекта - отражение меж предметных связей (высшие животные). 3.

1. Основные этапы развития психики в животном мире (А.Н. Леонтьев):

1. Стадия элементарной сенсорной психики (чувствительность) - реагирование только на отдельные свойства предметов внешнего мира (черви, беспозвоночные).

2. Стадия перцептивной психики - реагирование на предметы в целом (позвоночные).

3. Стадия интеллекта - отражение меж предметных связей (высшие животные). 3.

2. Развитие форм поведения в филогенезе:

2. Развитие форм поведения в филогенезе:

  • 1) Инстинкты - врожденные виды поведения, передающиеся по наследству и возникающие в результате естественного созревания организма. Инстинктивное поведение осуществляется по определенной жесткой программе и мало изменяется под влиянием приобретенного опыта.
  • 2) Навыки - приобретенные в результате научения, автоматически осуществляемые движения, неизменно приводящие к вполне определенному результату. Навык не требует сознательного контроля и специальных волевых усилий для его осуществления.
  • 3) Интеллектуальное поведение - тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся в умении решать некоторые наглядно-действенные задачи.
3.     1. Инстинктивно-биологическая жизнедеятельность Животные   2. Нет совместной деятельности Человек 1. Деятельность направляется познавательной потребностью и потребностью общения 3. Руководствуется наглядными впечатлениями, действует в рамках наглядной ситуации 2. Каждое действие приобретает смысл для людей лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности   4. Типично наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты) 3. Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинную зависимость   5. Могут использовать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их впрок, не используют орудия постоянно 4. Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык)     5. Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям 6. Приспосабливаются к окружающей среде   6. Преобразует внешний мир в соответствии со своими потребностями  

3.

 

 

1. Инстинктивно-биологическая жизнедеятельность

Животные

 

2. Нет совместной деятельности

Человек

1. Деятельность направляется познавательной потребностью и потребностью общения

3. Руководствуется наглядными впечатлениями, действует в рамках наглядной ситуации

2. Каждое действие приобретает смысл для людей лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности

 

4. Типично наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты)

3. Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинную зависимость

 

5. Могут использовать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их впрок, не используют орудия постоянно

4. Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык)

 

 

5. Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям

6. Приспосабливаются к окружающей среде

 

6. Преобразует внешний мир в соответствии со своими потребностями

 

Уровень психического развития определяется совокупностью способностей, знаний, навыков и умений, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой, представительной группой и других людей или самим собой в иной период жизни.
  • Уровень психического развития определяется совокупностью способностей, знаний, навыков и умений, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой, представительной группой и других людей или самим собой в иной период жизни.
Условиями развития являются факторы, от которых зависит психическое развитие человека. В условия развития входят люди, окружающие данного человека с детства, отношения между ними, предметы материальной и духовной культуры.
  • Условиями развития являются факторы, от которых зависит психическое развитие человека. В условия развития входят люди, окружающие данного человека с детства, отношения между ними, предметы материальной и духовной культуры.
Факторами развития являются система факторов, определяющих собой психическое и поведенческое развитие ребенка (содержание обучения и воспитания, педагогическая подготовка учителей, методы и средства обучения и воспитания).
  • Факторами развития являются система факторов, определяющих собой психическое и поведенческое развитие ребенка (содержание обучения и воспитания, педагогическая подготовка учителей, методы и средства обучения и воспитания).

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее