![МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВОНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ НИЗАМИ КАФЕДРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ](http://fsd.compedu.ru/html/2021/02/08/i_602166aa1537c/img_php88w7zH_RAZVITIE-PSIHIKI_0.jpg)
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВОНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ НИЗАМИ
КАФЕДРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ
![План Основные этапы развития психики в филогенезе. Инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение. Отличие психики человека и животных. Формирование высших психических функций и их структура.](http://fsd.compedu.ru/html/2021/02/08/i_602166aa1537c/img_php88w7zH_RAZVITIE-PSIHIKI_1.jpg)
- План
- Основные этапы развития психики в филогенезе.
- Инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение.
- Отличие психики человека и животных. Формирование высших психических функций и их структура.
![Цель учебного занятия: сформировать целостное представление о самосознании личности. Результаты учебного занятия. Студент должен: 1. Знать место данной темы лекции в общем курсе; 2. Назвать основные понятия и категории, необходимые для раскрытия данной темы, и дать им определение; 3. Описать основные психологические законы, выявленные в исследованиях в русле данной темы; 4. Отличить виды изучаемых явлений, и дать им краткую характеристику.](http://fsd.compedu.ru/html/2021/02/08/i_602166aa1537c/img_php88w7zH_RAZVITIE-PSIHIKI_2.jpg)
- Цель учебного занятия: сформировать целостное представление о самосознании личности. Результаты учебного занятия. Студент должен: 1. Знать место данной темы лекции в общем курсе; 2. Назвать основные понятия и категории, необходимые для раскрытия данной темы, и дать им определение; 3. Описать основные психологические законы, выявленные в исследованиях в русле данной темы; 4. Отличить виды изучаемых явлений, и дать им краткую характеристику.
![Литература 1) Немов Р.С. Психология. Т.1. М., 1998. 2) Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М., 1975.](http://fsd.compedu.ru/html/2021/02/08/i_602166aa1537c/img_php88w7zH_RAZVITIE-PSIHIKI_3.jpg)
- Литература 1) Немов Р.С. Психология. Т.1. М., 1998. 2) Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М., 1975.
![Основные понятия Движущие силы развития - цели, которые взрослые ставят перед собой в обучении и воспитании, а так же собственно детские потребности в самосовершенствовании. Законы психического развития - описывают изменения, происходящие в психологии и поведении человека при его переходе из одного возраста в другой, а так же причины таких изменений. Факторы развития](http://fsd.compedu.ru/html/2021/02/08/i_602166aa1537c/img_php88w7zH_RAZVITIE-PSIHIKI_4.jpg)
- Основные понятия
- Движущие силы развития - цели, которые взрослые ставят перед собой в обучении и воспитании, а так же собственно детские потребности в самосовершенствовании.
- Законы психического развития - описывают изменения, происходящие в психологии и поведении человека при его переходе из одного возраста в другой, а так же причины таких изменений.
- Факторы развития - система факторов, определяющих собой психическое и поведенческое развитие ребенка (содержание обучения и воспитания, педагогическая подготовка учителей, методы и средства обучения и воспитания и т.д.).
![1. Основные этапы развития психики в животном мире (А.Н. Леонтьев): 1. Стадия элементарной сенсорной психики (чувствительность) - реагирование только на отдельные свойства предметов внешнего мира (черви, беспозвоночные). 2. Стадия перцептивной психики - реагирование на предметы в целом (позвоночные). 3. Стадия интеллекта - отражение меж предметных связей (высшие животные). 3.](http://fsd.compedu.ru/html/2021/02/08/i_602166aa1537c/img_php88w7zH_RAZVITIE-PSIHIKI_5.jpg)
1. Основные этапы развития психики в животном мире (А.Н. Леонтьев):
1. Стадия элементарной сенсорной психики (чувствительность) - реагирование только на отдельные свойства предметов внешнего мира (черви, беспозвоночные).
2. Стадия перцептивной психики - реагирование на предметы в целом (позвоночные).
3. Стадия интеллекта - отражение меж предметных связей (высшие животные). 3.
![2. Развитие форм поведения в филогенезе:](http://fsd.compedu.ru/html/2021/02/08/i_602166aa1537c/img_php88w7zH_RAZVITIE-PSIHIKI_6.jpg)
2. Развитие форм поведения в филогенезе:
- 1) Инстинкты - врожденные виды поведения, передающиеся по наследству и возникающие в результате естественного созревания организма. Инстинктивное поведение осуществляется по определенной жесткой программе и мало изменяется под влиянием приобретенного опыта.
- 2) Навыки - приобретенные в результате научения, автоматически осуществляемые движения, неизменно приводящие к вполне определенному результату. Навык не требует сознательного контроля и специальных волевых усилий для его осуществления.
- 3) Интеллектуальное поведение - тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся в умении решать некоторые наглядно-действенные задачи.
![3. 1. Инстинктивно-биологическая жизнедеятельность Животные 2. Нет совместной деятельности Человек 1. Деятельность направляется познавательной потребностью и потребностью общения 3. Руководствуется наглядными впечатлениями, действует в рамках наглядной ситуации 2. Каждое действие приобретает смысл для людей лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности 4. Типично наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты) 3. Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинную зависимость 5. Могут использовать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их впрок, не используют орудия постоянно 4. Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык) 5. Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям 6. Приспосабливаются к окружающей среде 6. Преобразует внешний мир в соответствии со своими потребностями](http://fsd.compedu.ru/html/2021/02/08/i_602166aa1537c/img_php88w7zH_RAZVITIE-PSIHIKI_7.jpg)
3.
1. Инстинктивно-биологическая жизнедеятельность
Животные
2. Нет совместной деятельности
Человек
1. Деятельность направляется познавательной потребностью и потребностью общения
3. Руководствуется наглядными впечатлениями, действует в рамках наглядной ситуации
2. Каждое действие приобретает смысл для людей лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности
4. Типично наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты)
3. Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинную зависимость
5. Могут использовать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их впрок, не используют орудия постоянно
4. Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык)
5. Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям
6. Приспосабливаются к окружающей среде
6. Преобразует внешний мир в соответствии со своими потребностями
![Уровень психического развития определяется совокупностью способностей, знаний, навыков и умений, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой, представительной группой и других людей или самим собой в иной период жизни.](http://fsd.compedu.ru/html/2021/02/08/i_602166aa1537c/img_php88w7zH_RAZVITIE-PSIHIKI_8.jpg)
- Уровень психического развития определяется совокупностью способностей, знаний, навыков и умений, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой, представительной группой и других людей или самим собой в иной период жизни.
![Условиями развития являются факторы, от которых зависит психическое развитие человека. В условия развития входят люди, окружающие данного человека с детства, отношения между ними, предметы материальной и духовной культуры.](http://fsd.compedu.ru/html/2021/02/08/i_602166aa1537c/img_php88w7zH_RAZVITIE-PSIHIKI_9.jpg)
- Условиями развития являются факторы, от которых зависит психическое развитие человека. В условия развития входят люди, окружающие данного человека с детства, отношения между ними, предметы материальной и духовной культуры.
![Факторами развития являются система факторов, определяющих собой психическое и поведенческое развитие ребенка (содержание обучения и воспитания, педагогическая подготовка учителей, методы и средства обучения и воспитания).](http://fsd.compedu.ru/html/2021/02/08/i_602166aa1537c/img_php88w7zH_RAZVITIE-PSIHIKI_10.jpg)
- Факторами развития являются система факторов, определяющих собой психическое и поведенческое развитие ребенка (содержание обучения и воспитания, педагогическая подготовка учителей, методы и средства обучения и воспитания).