«Осенний фестиваль знаний 2024»

Развитие познавательного интереса на уроках географии с использованием ИКТ

"Развитие познавательного интереса на уроках географии с использованием ИКТ". Данный материал является отчетом по самообразованию и был подготовлен для выступления на МО.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Развитие познавательного интереса на уроках географии

с использованием ИКТ

Процесс формирования познавательного интереса к предмету география и его взаимосвязь с успеваемостью происходит под влиянием многих факторов, но наиболее существенные из них это - межпредметные связи.

Одна из удивительных сторон географии заключается в том, что в детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией. Вопрос в том, насколько нежно и прочно сможет учитель подхватить этот детский порыв и пронести его через школьные годы.

Очень важно, чтобы процесс обучения не превращался для учащихся в скучное, однообразное занятие. Наличие у школьников интереса к предмету является предпосылкой для более сложной его разновидности — познавательного интереса, который способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Познавательный интерес является одним из важнейших мотивов в обучении детей. Он представляет собой избирательную ориентированность человека на предметы и явления окружающей действительности, стремление к новым знаниям. Ещё К. Д. Ушинский (1824–1870) считал, что именно интерес играет важную роль в процессе обучения, он писал: «… учение, лишенное всякого интереса … убивает охоту учиться…», «интерес есть основной внутренний механизм успешного учения». В наше время проблемой развития познавательного интереса обучающихся занимались: В. А. Сухомлинский (1980), Т. И. Шамова (1982), Г. И. Щукина (1984) и другие. В. А. Сухомлинский считал, чтобы вызвать у школьника интерес к учебе нужно опираться на его природное любопытство и любознательность. Они помогут сформировать потребность узнавать новое, делать открытия, искать ответы на вопросы. Для детей важны: эмоциональная окраска процесса обучения, творческий подход и вера в свои собственные силы, в свой успех. Т. И. Шамова рассматривает познавательный интерес как качество личности, которое проявляется в стремлении к овладению знаниями и способами их получения. Каждому человеку от рождения присущи потребности в новых впечатлениях и знаниях, которые развивают у детей познавательный интерес и активность. Причем активность проявляется не столько во внешней деятельности, сколько во внутренней. Г. И. Щукина писала: «Интерес — мощный побудитель активности личности … деятельность становится увлекательной и продуктивной»

Познавательная деятельность учащихся под влиянием интереса приносит им глубокое интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение, положительно влияет на течение таких психических процессов, как мышление, воображение, память, внимание. Повышается самооценка учащихся, возникает желание овладевать новыми знаниями. Процесс формирования познавательного интереса к предмету происходит под влиянием многих факторов: содержания предмета, методов обучения, деятельности учеников и личности учителя . Решающим фактором является сочетание всех видов деятельности

Структура познавательного интереса

В современной педагогике существуют разные методы стимуляции познавательных интересов учащихся и разные подходы к их классификации. Рассмотрим использование трёх видов стимуляции познавательных интересов учащихся. Стимуляция познавательного интереса учащихся при помощи содержания учебного материала Новизна содержания является важным стимулом, побуждающим познавательный интерес. Это новые факты, сведения, которые приводят учеников в состояние неожиданности, озадаченности и удивления. Чтобы возбудить интерес, писал К. Д. Ушинский, предмет должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком ученикам. Новое знание приобретает особый смысл для школьника тогда, когда происходит сравнение того, что он знал ранее и чем он овладел сегодня, сейчас. Важным стимулом познавательного интереса, связанным с содержанием обучения, является исторический аспект школьных знаний (историзм), сообщение сведений из истории науки, истории научных открытий с одной стороны, познавательный интерес опирается на менее известный, иногда совсем новый материал, овладевая которым учащиеся в ещё большей мере осознаёт то, что им даёт урок. Важно, чтобы учитель пробудил у каждого ученика чувства удивления и восхищения, которые можно вызвать, используя исторический материал. Практическая необходимость в знаниях для жизни, для использования науки в целях практики. Трудно переоценить данный стимул познавательного интереса обучения. Важным стимулом, связанным с содержанием обучения, является также показ учащимися современных научных достижений . Стимуляция познавательных интересов, связанная с организацией и характером протекания познавательной деятельности учащихся Важным источником познавательного интереса является сам процесс деятельности . Многообразие форм самостоятельных работ обучающихся дает возможность ставить ученика в позицию человека, который оперирует знаниями, прилагает усилия к решению познавательных задач. Успешно протекающая самостоятельная деятельность вызывает у учащихся положительные переживания, усиливающие активность протекания мыслительных процессов и помогающие осознать необходимость преодоления больших и малых трудностей. Проблемное обучение заставляет искать истину, на общее обсуждение класса выдвигается вопрос — проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий или неожиданности. Проблемная ситуация созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражена потребность в познании данного явления, которая так ценна для укрепления познавательного интереса. Для развития познавательного интереса важно усложнение познавательных задач. Материал учения располагается так, что ученик постепенно, но неуклонно и непременно преодолевает всё более и более сложные его ступени. Занимательность — прием, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся. На уроках географии можно использовать следующие занимательные задания: кроссворды, ребусы, головоломки, викторины. Учитель обязательно должен применять этот прием на уроке вместе с другими дидактическими средствами. Для снятия эмоционального напряжения можно использовать игровые технологии , оригинальные задания. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности. Игры: «Найди половинку», «Составь слово», «Справочное бюро», «Третий лишний», «Заочное путешествие», «Географические диктанты», «Заморочки из бочки», «Почта», «Туристическое агентство «По странам и континентам», «Угадай» и т. д. Стимулирующее влияние на познавательный интерес оказывают творческие работы . Сила влияния творческих работ учеников на познавательный интерес заключается в их ценности для развития личности вообще, так как и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат — всё требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны следующие: составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, рисунки, плакаты, подготовка собственных презентации, ментальных карт-схем, инфографика. А также проектные работы , оформленные любым из следующих вариантов: брошюра, буклет, реклама, видеоролик, книга, плакат, бизнес-проект, план по благоустройству конкретной территории (город, район), веб-сайт и др. Огромное влияние на познавательный интерес школьников на уроках географии оказывает работа с картой . Карта — второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Экскурсии способствуют развитию познавательного интереса учащихся. Преподавателю лучше не ограничиваться простым рассказом, а построить объяснение в форме беседы, давая возможность каждому обучающемуся выразить свое мнение, поделиться наблюдениями и впечатлениями с одноклассниками. При проведении экскурсии реализуется краеведческий принцип обучения, изучаются важные вопросы экологического и экономического образования. Зависимость познавательного интереса от отношений между участниками учебного процесса. Отношения между учителем учащимися всегда проявляются на уроке в эмоциональном тонусе деятельности учащихся, который либо способствует появлению и укреплению познавательного интереса, либо нет. Этот эмоциональный тонус зависит от многих факторов: эмоциональность учителя, вера в ученика, взаимная поддержка в процессе обучения учителя и учащихся, соревнование между учениками. Среди стимулов познавательного интереса, нужно выделить роль поощрений . Аргументированные положительные оценки и одобрительные суждения учителя и товарищей несут положительные эмоции, которые утраивают энергию учащихся. Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

В современном мире широкого развития средств массовой информации ученики все больше отдаляются от школы. Компьютерные игры, телевидение, Интернет, социальные сети увлекают их куда больше, чем домашние задания и уроки. Учителю сегодня нужно по-новому строить образовательный процесс, опираясь на традиционные знания и привлекая современные методы, технические и информационные средства. Необходимо стимулировать интерес учеником путем внесения новизны в процесс обучения, использования различных форм и методов работы на уроке, установления психологического комфорта в классе между учителем и учениками.


Литература:

1. Стекленёва С. Ю. Применение игровых методик для развития познавательного интереса на уроках географии / С. Ю. Стекленева Теория и практика образования в современном мире: материалы 1 Междунар. науч. Конф. Санкт-Петербург: Реноме, 2012. С.221–223. https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1466/

2. Сухомлинский В. А. Зависит только от нас/ Избранные произведения: В 5 — ти т. Т.5. Киев, 1980

3. Тарасова Е. Г. Теоретические аспекты познавательного интереса учащихся и их развитие на уроках географии/ Материалы научно-практической конференции молодых ученых географов.-2018.с.99–102. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35421809_57810799.pdf

4. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. И. Пискунова. — М., 1974.

5. Шамова Т. И. Активизация учение школьников. М.: Педагогика, 1982. — 208 с. 6. Щукина Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. — М.: Просвещение 1984.-192 с.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее