Развитие одаренности на уроках английского языка
Аннотация Статья посвящена развитию одаренности детей младшего школьного возраста на уроках английского языка. Перечислены виды деятельности и формы работы, помогающие развивать способности учащихся в условиях ФГОС.
Ключевые слова одарённые дети, дифференцированный подход, межпредметные связи, английский язык.
Одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах.
Вовлечение ребёнка в различные виды активности, соответствующие его интересам, позволяет выявить одарённость в раннем возрасте.
Целью работы по развитию детской одарённости в начальной школе в условиях реализации ФГОС является обеспечение возможности самореализации личности в различных видах деятельности
При этом решаются такие задачи: создание системы урочной и внеурочной работы с учащимися, развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности, организация исследовательской работы учащихся.
В методике преподавания английского языка делается упор на развитие умения общаться и на формирование коммуникативной компетенции. Уже сам метод коммуникативного обучения способствует всестороннему развитию личности.
Этот метод позволяет связывать учебный процесс с жизненными необходимостями, учитывается сущность языка как способ мышления и деятельности индивида. Метод коммуникативного образования позволяет использовать знания из разных научных и бытовых областей.
Для развития способностей обучающихся помогают следующие виды деятельности:
1. проектная и исследовательская работа позволяет расширить познания обучающегося за пределы темы, делает учебный процесс живым и интересным. Учащиеся наслаждаются проделанной работой.
2. Ролевые игры, активизирующие творческий процесс на уроке; помогают организовать неформальное общение, живой обмен мнениям.
3. Творческие задания (придумать загадку, квиз; составить ребус, кроссворд, конкурсы переводчиков) Одаренные дети отличаются быстрым мышлением. Они не только хорошо решают головоломки, но и с удовольствием их составляют. При этом хорошо усваивается лексический материал, запоминается написание слов.
4. Внеклассная работа по предмету: предметные недели; олимпиады; праздники по изучению английских традиций; марафоны, вечера и т. д.
Использование межпредметных связей также дают хорошие результаты при обучении детей (в том числе одаренных) английскому языку.
Интегрирование с музыкой
Использование музыки создаёт предпосылки дружной коллективной работы, позитивные эмоции способствуют прочному усвоению лексических единиц, грамматических конструкций. Совершенствуются навыки произношения. Существует тесная взаимосвязь между развитием речевого и музыкального слуха. Развивается чувство языка и его стилистических особенностей. Активизируется познавательная деятельность по изучению иностранного языка, из-за содержания в песнях большого количества реалий изучаемого языка, географических названий, имен собственных.
В этом направлении я начинаю работу с песенных упражнений, чтения скороговорок, ведь именно они ориентированы на отработку артикуляторных особенностей гласных и согласных в структуре слов и на стыках слов, на формирование навыков интонационной выразительной речи. На следующем этапе перехожу к исполнению песен на уроках.
Интегрирование с окружающим миром или рисованием
Ученики 2-4 классов на уроках английского языка создают различные проекты. Приносят фотографии своих любимцев или собственные рисунки и рассказывают о своих любимцах, их клички, о том, как ухаживать за ними и что они умеет делать. Перед новогодними каникулами ученики пишут письмо Санта Клаусу и обязательно красочное оформление.
Невозможно изучение языка без интеграции с историей и географией, тесная связь с этими предметами прослеживается при изучении тем страноведческого характера “Великобритания”, “США”, “Австралия” и др., ребята знакомятся с историей стран, традициями, географическим и политическим устройством, историческими и политическими деятелями, великими путешественниками.
Одаренные дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. А изучение иностранного языка без этого невозможно.
Поэтому я стараюсь максимально разнообразить уроки английского языка, сделать их динамичными и живыми. В такой обстановке способный, одаренный ученик будет развивать не только свои способности, но и свою эрудицию, память, речевую культуру, ум, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность. К одаренным детям нужно относиться очень бережно. Они очень индивидуальны, особенно ранимы и необходимо признавать ценностные значения их природных дарований.
Список литературы:
Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок: особенности обучения. М.: Просвещение, 2015.
Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2020.
Безрукова В.С. Педагогика и психология. - М.: Мысль, 2009.
Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание,2016.
Иванова Е.А. Психологические особенности одаренных детей и их психолого-педагогическое сопровождение. Москва 2019.