Развитие личности, социализация и его воспитание :
План:
1. Развитие личности как педагогическая проблема
2. Сущность социализации и ее стадии
3. Воспитание и формирование личности
4. Факторы социализации и формирования личности
5. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕГО СОЦИАЛИЗАЦИЯ
- Личность — социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания.
- РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - это процесс количественных и качественных изменений, которые происходят при анатомо-физиологическом созревании человека, при формировании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой активности, мировоззрении, нравственных взглядов и убеждений
- Формирование личности — процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
- Социализация личности — усвоение личностью ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, группе, и воспроизводство ею социальных связей и социального опыта.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Факторы развития
Движущие силы развития
Внутренние
(наследственный генотип, психофизиологические свойства)
Внутренние противоречия
(между возможностями
личности и ее потребностями)
Внешние противоречия
(между возможностями личности и требованиями общества)
Внешние
(воспитание, среда)
«Хочу» — «могу», «знаю» — «не знаю», «можно» — «нельзя», «есть» — «нет»
Развитие личности как педагогическая проблема
В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и био-социальное .
- Представители биологического направления , считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов
- Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается.
- Представители био-социального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные.
Но современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.
ВИДЫ РАЗВИТИЯ
Физиологическое развитие
Физическое развитие
Изменения роста, веса, силы, пропорций тела человека
Изменение функций организ-ма в области сердечно-со-судистой системы, нервной системы, пищеварения, дето-рождения и пр.
Социальное развитие
Психическое
развитие
Потенциальное вхождение человека в общество - в экономические, производствен ные, правовые, идеологические и другие отношения
Усложнение процессов памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, спо-собности, интересы, ценностные ориентации
Эриксон выделил 8 стадий, определяя целостный жизненный путь развития
Сущность социализации и ее стадии.
Социализация - это в заимодействие человека с обществом обозначается понятием
Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т.Парсонс, Р.Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».
Адаптация -это приспособление живого организма к условиям среды.
- Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы:
- дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.
- трудовая, охватывающая период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека.
- послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.
Факторы социализации и формирования личности
Анатолий Викторович Мудрик выделил основные факторы социализации , объединив их в три группы:
- макрофакторы (космос, страна, общество), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;
- мезофакторы (мезо — «средний, промежуточный») — условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку; по месту и типу поселения; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации.
- микрофакторы — к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей , семью, группу сверстников, микро-социум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, учебные, профессиональные, общественные и др.
Воспитание и формирование личности
Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание).
воспитанию присущи две основные функции:
- упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность.
- создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.
Анатолий Викторович Мудрик условно выделил три группы задач , решаемых на каждом этапе социализации:
1. естественно-культурные
2. социально-культурные и
3. социально-психологические.
Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
самовоспитание – это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности .
Формы и методы самовоспитания:
- самокритика
- самовнушение
- самообязательство
- самопереключение
- эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека
Личность основная загадка человеческого мира, его тайна.
ВЫ:
- 1 . Щедрый и моральный Вы стремитесь стать лучшими. У вас высочайшие амбиции и стандарты. Людям может и показаться, что с вами трудно, но труднее всего вам с самим собой. Вы усердно работаете, но вы не эгоист. Вы работаете, потому что хотите сделать мир лучше. Вы любите, пока вам не ранят. А после... все еще не перестаете любить. Очень мало людей могут оценить по достоинству все, что вы делаете.
- 2 . Увлекательный и правдивый Вы ответственный человек, который любит заботиться о других. Вы верите в честную работу и легко берете на себя обязательства. У вас хороший характер. Вы вызываете доверие у людей. Вы яркий, быстрый и остроумный. Вы диммидент, у вас всегда есть что-то интересное, что рассказать.
- 3 . Умный и задумчивый Вы отличный мыслитель. Ваши мысли и идеи - самое важное. Вы любите обдумывать свои теории и взгляды в одиночестве. Вы интроверт. Вы ладите с теми, кто любит думать и учиться. Вы никогда не бываете поверхностным. Вы тратите много времени, раздумывая о морали. Вы пытаетесь делать то, что правильно, даже если большая часть общества с вами не согласна.
- 4 . Проницательный и философский Вы уникальный, единственная в своем роде душа. Рядом с вами нет никого, даже слегка, похожего на вас. Вы интуитивный и немного причудливый. Вас часто понимают неправильно, и это вас ранит. Вам необходимо личное пространство. Ваше творчество необходимо развивать, оно требует уважение окружающих. Вы человек, которых отчетливо видит темные и светлые стороны жизни. Вы очень эмоциональный.
- 5 . Уверенный и доминирующий Вы очень независимый. Ваш принцип "Сделаю сам". Полагаетесь только на себя. Вы знаете, как оставаться сильным для себя и людей, которых вы любите. Вы знаете, чего хотите, и вы не боитесь идти на встречу этому. Единственное, что вам требуется от людей то, чтобы они были искренни с вами. Вы готовы к правде.
- 6 . Добрый и чувствительный Вы легко строите отношения с людьми. У вас есть много друзей, и вы любите делать их жизнь лучше. У вас теплая и светлая аура. Люди чувствуют себя крайне спокойно в вашем присутствии. Вы каждый день думаете, как стать еще лучше. Вы хотите быть интересным, проницательным и уникальным. Вам необходима любовь, более чем кому-либо в мире. Вы готовы любить тех, кто не любит вас в ответ.
- 7 . Счастливый и невозмутимый Вы чуткий, понимающий человек. Вы слушаете внимательно и без осуждения. Вы считаете, каждый человек имеет свой собственный путь в жизни. Вы легко принимаете события и людей. Вы стрессо устойчивый, редко беспокоитесь. Вы, как правило, очень расслабленны. Всегда хорошо проводите время, при этом, не сбиваясь с собственного пути
- 8 . Очаровательный и энергичный Вы веселый, смешной человек. Вы находитесь в гармонии со всем миром. Вы спонтанный. Всегда полны энтузиазма. Вы всегда "За!", особенно если речь идет о каком-нибудь приключении. Вы часто удивляете и шокируете людей. Но что поделать... вы просто всегда остаетесь самим собой. Вам все интересно, вы легко увлекаетесь. Если что-то вас интересует, вы не успокоитесь, пока не изучите это досконально.
- 9 . Полный оптимизма и удачливый Вы верите, что жизнь - это подарок, и вы пытаетесь сделать как можно больше и воспользоваться как можно большим из того, что вам было дано. Вы безмерно гордитесь тем, чего добились в жизни. С теми, кого любите, готовы разделить все радости и горести. У вас очень здоровый взгляд на жизнь. Вы видите, что стакан (по крайней мере)наполовину полон. Вы используете любую возможность, чтобы прощать, учиться и расти. Жизнь слишком коротка, чтобы делать что-нибудь иное.
Спасибо
за
внимание.