«Зимний фестиваль знаний 2025»

Развитие личности, социализация и его воспитание

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - это процесс количественных и качественных изменений, которые происходят при анатомо-физиологическом созревании человека, при формировании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой активности, мировоззрении, нравственных взглядов и убеждений

Олимпиады: Всеобщая история 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Развитие личности, социализация и его воспитание :   План: 1. Развитие личности как педагогическая проблема 2. Сущность социализации и ее стадии 3. Воспитание и формирование личности 4. Факторы социализации и формирования личности 5. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности

Развитие личности, социализация и его воспитание :

План:

1. Развитие личности как педагогическая проблема

2. Сущность социализации и ее стадии

3. Воспитание и формирование личности

4. Факторы социализации и формирования личности

5. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕГО СОЦИАЛИЗАЦИЯ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕГО СОЦИАЛИЗАЦИЯ

  • Личность — социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания.
  • РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - это процесс количественных и качественных изменений, которые происходят при анатомо-физиологическом созревании человека, при формировании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой активности, мировоззрении, нравственных взглядов и убеждений
  • Формирование личности — процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
  • Социализация личности — усвоение личностью ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, группе, и воспроизводство ею социальных связей и социального опыта.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ Факторы развития Движущие силы развития Внутренние (наследственный генотип, психофизиологические свойства) Внутренние противоречия (между возможностями личности и ее потребностями) Внешние противоречия (между возможностями личности и требованиями общества) Внешние (воспитание, среда)  «Хочу» — «могу», «знаю» — «не знаю», «можно» — «нельзя», «есть» — «нет»

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Факторы развития

Движущие силы развития

Внутренние

(наследственный генотип, психофизиологические свойства)

Внутренние противоречия

(между возможностями

личности и ее потребностями)

Внешние противоречия

(между возможностями личности и требованиями общества)

Внешние

(воспитание, среда)

«Хочу» — «могу», «знаю» — «не знаю», «можно» — «нельзя», «есть» — «нет»

Развитие личности как педагогическая проблема В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и био-социальное . Представители биологического направления , считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Представители био-социального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Но современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социаль­ного.

Развитие личности как педагогическая проблема

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и био-социальное .

  • Представители биологического направления , считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов
  • Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается.
  • Представители био-социального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные.

Но современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социаль­ного.

ВИДЫ РАЗВИТИЯ Физиологическое развитие Физическое развитие Изменения роста, веса, силы, пропорций тела человека  Изменение функций организ-ма в области сердечно-со-судистой системы, нервной системы, пищеварения, дето-рождения и пр. Социальное развитие Психическое  развитие  Потенциальное вхождение человека в общество - в экономические, производствен ные, правовые, идеологические и другие отношения  Усложнение процессов памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, спо-собности, интересы, ценностные ориентации

ВИДЫ РАЗВИТИЯ

Физиологическое развитие

Физическое развитие

Изменения роста, веса, силы, пропорций тела человека

Изменение функций организ-ма в области сердечно-со-судистой системы, нервной системы, пищеварения, дето-рождения и пр.

Социальное развитие

Психическое

развитие

Потенциальное вхождение человека в общество - в экономические, производствен ные, правовые, идеологические и другие отношения

Усложнение процессов памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, спо-собности, интересы, ценностные ориентации

Эриксон выделил 8 стадий, определяя целостный жизненный путь развития

Эриксон выделил 8 стадий, определяя целостный жизненный путь развития

  Сущность социализации и ее стадии. Социализация - это в заимодействие человека с обществом обозначается понятием  Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т.Парсонс, Р.Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация». Адаптация -это приспособление живого организма к условиям среды.

 

Сущность социализации и ее стадии.

Социализация - это в заимодействие человека с обществом обозначается понятием

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т.Парсонс, Р.Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

Адаптация -это приспособление живого организма к условиям среды.

Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы: дотрудовая,  включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.  трудовая, охватывающая период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека. послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.
  • Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы:
  • дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.
  • трудовая, охватывающая период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека.
  • послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.
Факторы социализации и формирования личности Анатолий Викторович Мудрик  выделил основные факторы социализации , объединив их в три группы:

Факторы социализации и формирования личности

Анатолий Викторович Мудрик выделил основные факторы социализации , объединив их в три группы:

  • макрофакторы (космос, страна, общество), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;
  • мезофакторы (мезо — «средний, промежуточный») — условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку; по месту и типу поселения; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации.
  • микрофакторы — к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей , семью, группу сверстников, микро-социум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, учебные, профессиональные, общественные и др.
Воспитание и формирование личности   Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание).  воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность. создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.  Анатолий Викторович Мудрик  условно выделил три группы задач , решаемых на каждом этапе социализации: 1. естественно-культурные 2. социально-культурные и 3. социально-психологические.

Воспитание и формирование личности

Воспитание это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание).

воспитанию присущи две основные функции:

  • упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность.
  • создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.

Анатолий Викторович Мудрик условно выделил три группы задач , решаемых на каждом этапе социализации:

1. естественно-культурные

2. социально-культурные и

3. социально-психологические.

Самовоспитание в структуре процесса формирования личности  самовоспитание – это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности .  Формы и методы самовоспитания:

Самовоспитание в структуре процесса формирования личности

самовоспитание – это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности .

Формы и методы самовоспитания:

  • самокритика
  • самовнушение
  • самообязательство
  • самопереключение
  • эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека
Личность основная загадка человеческого мира, его тайна.

Личность основная загадка человеческого мира, его тайна.

ВЫ:

  • 1 . Щедрый и моральный  Вы стремитесь стать лучшими. У вас высочайшие амбиции и стандарты. Людям может и показаться, что с вами трудно, но труднее всего вам с самим собой. Вы усердно работаете, но вы не эгоист. Вы работаете, потому что хотите сделать мир лучше. Вы любите, пока вам не ранят. А после... все еще не перестаете любить. Очень мало людей могут оценить по достоинству все, что вы делаете.
  • 2 . Увлекательный и правдивый  Вы ответственный человек, который любит заботиться о других. Вы верите в честную работу и легко берете на себя обязательства. У вас хороший характер. Вы вызываете доверие у людей. Вы яркий, быстрый и остроумный. Вы диммидент, у вас всегда есть что-то интересное, что рассказать.
  • 3 . Умный и задумчивый  Вы отличный мыслитель. Ваши мысли и идеи - самое важное. Вы любите обдумывать свои теории и взгляды в одиночестве. Вы интроверт. Вы ладите с теми, кто любит думать и учиться. Вы никогда не бываете поверхностным. Вы тратите много времени, раздумывая о морали. Вы пытаетесь делать то, что правильно, даже если большая часть общества с вами не согласна.
  • 4 . Проницательный и философский  Вы уникальный, единственная в своем роде душа. Рядом с вами нет никого, даже слегка, похожего на вас. Вы интуитивный и немного причудливый. Вас часто понимают неправильно, и это вас ранит. Вам необходимо личное пространство. Ваше творчество необходимо развивать, оно требует уважение окружающих. Вы человек, которых отчетливо видит темные и светлые стороны жизни. Вы очень эмоциональный.
  • 5 . Уверенный и доминирующий  Вы очень независимый. Ваш принцип "Сделаю сам". Полагаетесь только на себя. Вы знаете, как оставаться сильным для себя и людей, которых вы любите. Вы знаете, чего хотите, и вы не боитесь идти на встречу этому. Единственное, что вам требуется от людей то, чтобы они были искренни с вами. Вы готовы к правде.
  • 6 . Добрый и чувствительный  Вы легко строите отношения с людьми. У вас есть много друзей, и вы любите делать их жизнь лучше. У вас теплая и светлая аура. Люди чувствуют себя крайне спокойно в вашем присутствии. Вы каждый день думаете, как стать еще лучше. Вы хотите быть интересным, проницательным и уникальным. Вам необходима любовь, более чем кому-либо в мире. Вы готовы любить тех, кто не любит вас в ответ.
  • 7 . Счастливый и невозмутимый  Вы чуткий, понимающий человек. Вы слушаете внимательно и без осуждения. Вы считаете, каждый человек имеет свой собственный путь в жизни. Вы легко принимаете события и людей. Вы стрессо устойчивый, редко беспокоитесь. Вы, как правило, очень расслабленны. Всегда хорошо проводите время, при этом, не сбиваясь с собственного пути
  • 8 . Очаровательный и энергичный  Вы веселый, смешной человек. Вы находитесь в гармонии со всем миром. Вы спонтанный. Всегда полны энтузиазма. Вы всегда "За!", особенно если речь идет о каком-нибудь приключении. Вы часто удивляете и шокируете людей. Но что поделать... вы просто всегда остаетесь самим собой. Вам все интересно, вы легко увлекаетесь. Если что-то вас интересует, вы не успокоитесь, пока не изучите это досконально.
  • 9 . Полный оптимизма и удачливый  Вы верите, что жизнь - это подарок, и вы пытаетесь сделать как можно больше и воспользоваться как можно большим из того, что вам было дано. Вы безмерно гордитесь тем, чего добились в жизни. С теми, кого любите, готовы разделить все радости и горести. У вас очень здоровый взгляд на жизнь. Вы видите, что стакан (по крайней мере)наполовину полон. Вы используете любую возможность, чтобы прощать, учиться и расти. Жизнь слишком коротка, чтобы делать что-нибудь иное.

 

Спасибо  за внимание.

Спасибо

за

внимание.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее