М униципальный конкурс профессионального мастерства
«Учитель года Ялуторовского района»
номинация «Классный классный»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Назырова Лилия Рафаиловна,
филиал МАОУ «Беркутская СОШ» «Яровская СОШ им. Р.И.Алимбаева»
Ни для кого не является секретом, что образовательные стандарты нового поколения направлены на раскрытие возможностей детей, на подготовку их к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. В основу положен системно-деятельностный подход, предусматривающий в первую очередь развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества (слайд 2).
Новые акценты в деятельности образовательных организаций предполагают возрастание роли внеурочной и внеклассной работы, которая создает дополнительные возможности для социализации, самореализации и творческого развития каждого обучающегося, формирования его индивидуальной траектории. Важным моментом внеклассной работы является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя, что способствует дальнейшему продвижению учащихся в разнообразной внеклассной деятельности.
Поэтому выбранная мною тема «Ситуация успеха во внеклассной деятельности- как средство успешной социализации личности» является очень актуальной и востребованной на сегодняшний день (слайд 3).
Очень часто в нашей повседневной работе нам приходится сталкиваться с нежеланием учащихся идти в школу, участвовать в классных и общешкольных мероприятиях, конкурсах, акциях, соревнованиях, олимпиадах на разном уровне. Почему это происходит? Первоклассник приходит в школу преисполненный желания учиться, он надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого оптимизма - самая серьезная проблема обучения и воспитания. Так почему же он теряет интерес? Виновата ли этом школа и ее методы обучения и воспитания? Какую роль играет при этом классный руководитель? Может ли классный руководитель сформировать интерес у учащихся к учебному и воспитательному процессу и при помощи чего?
Таким образом, важным моментом внеклассной работы является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя, что способствует дальнейшему продвижению учащихся в их учебно-познавательной деятельности.
Целью моей работы является (слайд 4):
создание оптимальных условий для социализации учащихся, обладающих развитым чувством ответственности и активной гражданской позиции.
Исходя из данной цели, поставила перед собой следующие задачи (слайд 5):
определить возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка в разных ситуациях его познавательной, коммуникативной и социальной деятельности;
формировать активную гражданскую позицию и стремление к здоровому образу жизни;
раскрыть личностный потенциал детей и подростков через социальные проекты, творческие конкурсы, участие в ролевых играх, КТД.
В своей педагогической деятельности, как классного руководителя, основной упор делаю на системно- деятельностный подход, который предполагает развитие качеств личности современного человека. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.
Изучая основы различных педагогических технологий, пришла к выводу, что наиболее оптимальными для создания ситуации успеха являются следующие технологии (слайд 6):
КТД;
игровые технологии;
проектная деятельность;
интерактивные технологии;
здоровьесберегающей технологии.
Значимое место в воспитательной системе нашей школы занимают КТД. Я, как классный руководитель, уделяю этому направлению большое внимание. В школе, согласно общешкольному плану, проводятся общешкольные и внеклассные мероприятия интеллектуального, спортивного, патриотического, культурно-массового и экологического направлений (слайд 7). По мнению учащихся, родителей и учителей, наиболее яркими и запоминающимися являются: Осенний бал, День самоуправления, новогодний калейдоскоп, трудовые десанты, Дни Здоровья, тематические вечера и концерты, классные встречи (слайд 8). КТД проводятся для всех классов, они направлены на выявление индивидуальных способностей и интересов каждого ребенка, установление и улучшение межличностных отношений, т.е. на создание условий для успешной социализации личности, самораскрытия каждого ребенка; создание благоприятного психолого-нравственного климата, комфортного состояния для каждого ученика, стимулирование позитивного поведения учащихся, на координацию взаимодействия учителей, учащихся и родителей.
Школьный праздник – путь к успеху в развитии личности подростка. Когда готовится общешкольный праздник, педагогический коллектив просто бурлит и горит, и это состояние передается детям. В зрительном зале вместе с учащимися всегда присутствуют классные руководители и учителя, которые принимают самое активное участие в происходящем: поют вместе с участниками, отвечают на вопросы, поддерживают выступающих улыбками и аплодисментами, тем самым, показывая, как должен вести себя зритель в зале.
Общественно-полезная деятельность (слайд 9) решает многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Общественно-полезный труд на благо школы воспитывает чувство ответственности и уверенность в своих силах, повышает самооценку, собственную значимость в коллективе.
Актуальность использования игровых технологий (слайд 10) заключается в том, что благодаря играм активизируются все познавательные интересы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Игры помогают снять усталость, преодолеть эмоциональные и психологические барьеры. Например, в своей практике я использую следующие приемы игровой технологии:
Важное место в формировании чувства успешности занимает проектная деятельность (слайд 11), как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Проект – это совместное с педагогом продумывание, распределение деятельности, оценки результатов на каждом этапе деятельности и конечная оценка результата. Педагог выступает в роли консультанта и участника проекта, таким образом, создается атмосфера сотрудничества. Проектная работа дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя. Совместная разработка проекта и обсуждение результатов реализованных проектов приводит к саморазвитию и самореализации личности ученика.
Применение интерактивных технологий (слайд 12) способствуют формированию активной, самостоятельной позиции детей, развивают исследовательские, рефлексивные и оценочные умения. Использую такие приемы интерактивных технологий, как:
Аквариум;
Карусель;
Незаконченное предложение;
Мозговой штурм;
Броуновское движение;
Дерево решений.
Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях (слайд 13), делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь нашей задачей является — не просто вести занятия в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность, то есть создавать СИТУАЦИЮ УСПЕХА.
По формированию культуры здоровья учащихся во внеклассной деятельности я использую такие методы и приемы работы:
Беседы и дискуссии о ЗОЖ;
Эстафеты, веселые старты;
Экскурсии и прогулки в лес, походы;
Для создания ситуации успеха во внеклассной деятельности необходимо соблюдать следующие условия (слайд 14):
Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности: улыбки, дружеские подбадривания, добрый взгляд, приветливость, ожидания исполнения и интерес к будущему результату. Всё это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх перед неудачей.
Второе условие – снятие страха - необходимо для каждого ребёнка, который боится самого дела и оценки окружающих. Поддержка классного руководителя помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела.
Авансирование успешного результата - дружеское положительное подкрепление. Авансирование - оглашение достоинств, которые еще не умеет проявлять человек, но которыми его наделяют окружающие. На занятиях объявляю о положительном результате до того как они получены, указывая на достоинства ребенка. Часто это применяю к неуверенным, стеснительным детям. Это увеличивает меру уверенности в себе, повышает их настроение, активность, находчивость. Можно использовать следующие фразы: «У вас обязательно получится…», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
Скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с ...», «Выполняя работу, не забудьте о...». Здесь применяю индивидуальный подход к каждому ребенку.
Внесение мотива показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Например, внесение мотива: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» будет очень уместным в любой ситуации.
Персональная исключительность обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Подчеркнуть данный момент педагог может следующими фразами: «Только тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…». Такие слова со стороны взрослого помогают ребёнку поверить в свою исключительность и незаменимость. Персональная исключительность, высказанная в адрес ребёнка, повышает планку требования и ответственность за порученное дело, вселяет в ребёнка определённую уверенность и надежду на успешный результат.
Мобилизация активности или педагогическое внушение необходима для того, чтобы увидеть результат деятельности. К выполнению конкретных действий побуждают следующие высказывания: «Нам уже не терпится начать работу…», «Так хочется поскорее увидеть…». Демонстрацией готовой работы побуждаю ребёнка в этот момент к действию, вселяя успех: «Не будем терять время - приступаем к работе, чтобы у вас все получилось».
Высокая оценка детали помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. Для этого педагогу следует подчеркнуть индивидуальные успехи ребенка: «Тебе особенно удалось...», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы». Это поможет эмоционально подкрепить уверенность учащихся в своих силах и не опустить руки. Успешное выполнение простого задания даёт уверенность в том, что возможно успешное выполнение более сложного. Помогает пережить эмоционально успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали, что тоже помогает учащемуся почувствовать себя успешным.
Созданные условия дают реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть робость и смущение, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых – педагогов, классного руководителя и родителей. На базе этого состояния меняется уровень самооценки, самоуважения ребенка, иными словами, активизируется его внутренний потенциал. Положительное психоэмоциональное состояние ребенка- это неотъемлемая часть успеха воспитательной работы.
Над данной темой я начала работать в 2016-2017 учебном году, когда мой класс учился в 8 классе, и решила продолжить и проследить за результатами моего нынешнего класса. Показателями успешной социализации учащихся можно считать следующие достигнутые результаты:
участие детей в общешкольный мероприятиях (слайд 15);
участие детей в творческих мероприятиях на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях (слайд 16);
участие детей с спортивных мероприятиях на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях (слайд 17);
участие детей в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях (слайд 18);
Во всех данных диаграммах можно проследить положительную динамику результативности достижений учащихся. Результатом всего этого является успешная социализация учащихся (слайд 19).
Создание ситуации успеха во внеклассной деятельности также положительно повлияло на мой нынешней класс, которые участвуют в различных конкурсах на муниципальном и региональном уровнях, в онлайн- олимпиадах всероссийского уровня (слайд 20). Работа по созданию ситуации успеха у моих воспитанников продолжается, но уже видны результаты: мои ученики участвуют в различных конкурсах, выставках, фестивалях, не боятся трудностей, легко ориентируются в новых условиях, успешно взаимодействуют со своими сверстниками и взрослыми людьми (слайд 21).
Невозможно создать ситуацию успеха для ребенка без активного участия родителей (слайд 22). С родителями анализируем проблемы, планируем деятельность, проводим совместные мероприятия. Родители помогали в оформлении класса, в изготовлении костюмов, в проведении конкурсов. В начале каждого года обучения на родительских собраниях давала методические рекомендации по организации самостоятельной работы детей дома. Кроме общих родительских собраний были встречи отдельных родителей с учителем. Благодаря всему, в классе заметно улучшился социально-психологический климат.
Моему профессиональному росту и как учителя, и как классного руководителя способствует участие в различных профессиональных конкурсах, как очных, так и заочных; активное участие в работе творческих проблемных групп, методических семинарах, форумах, проведение открытых уроков и внеурочных занятий для коллег, родителей в рамках ЕМД (слайд 23).
Таким образом, комплекс условий и использование различных технологий по созданию ситуации успеха по успешной социализации ребенка, основанный на системно- деятельностном подходе, даёт возможность:
обеспечить индивидуальный подход к учащимся;
способствовать развитию личностных, индивидуальных способностей ребёнка;
развивать интеллектуальный и творческий потенциал воспитанников;
создавать благоприятную атмосферу для саморазвития и самореализации.
В заключение хочется отметить, что успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в школьной деятельности – завтрашний успех в жизни ребенка!(слайд 24)
И самое главное, «Ребенок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Я уверена, если педагог имеет любовь только к делу, он хороший педагог. Если педагог имеет только любовь к ребенку, как отец и мать, он будет лучше того педагога, который прочел все книги, но не имеет любовь ни к делу, ни к ученикам. Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он- совершенный педагог». (слайд 25).