Одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие их общих интеллектуальных способностей (мышления, памяти, внимания). Для наиболее эффективного решения этой задачи необходимо четкое понимание данного термина учителем и исследование уровня развития интеллекта учащихся.
Понятие «интеллектуально развитие» в современной науке еще разрабатывается. Синонимом интеллектуального развития является умственное развитие.
Проблема общих интеллектуальных способностей в школьном возрасте имеет два аспекта: возрастной и индивидуальный.
Умственные возможности детей, как и другие стороны их личности, находятся в процессе становления и очевидным образом зависят от возрастных изменений. Проблема возрастных особенностей – одна из трудных проблем науки. Об этом говорили Б. Г. Ананьев, Д. Б. Эльконин. Проблема заключается в том, что у многих младших школьников интеллектуальные способности находятся на низком уровне развития, что в свою очередь, затрудняет процесс усвоения любого материала.
Способности – одно из наиболее общих психологических понятий. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам. Но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Способности базируются на задатках. Задатки – природные генетические предпосылки способностей, особенности функционирования клеток головного мозга и анализаторов. Уровень способностей зависит от наличия задатков, но это значит, что задатки обязательно преобразуются в способности. Для этого нужны определенные условия. Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, со временем теряется. Чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность.
К общим способностям относят свойства ума, и поэтому часто общие способности называют общими умственными способностями или интеллектом. Интеллект – это система всех познавательных способностей индивида (от ощущения до мышления).
Понятие «интеллект» и «интеллектуальное развитие» неразрывно связаны. «Интеллектуальное развитие» - это качественные и количественные изменения интеллекта, системы его характеристик.
В младшем школьном возрасте в ходе освоения учениками различных, далеких друг от друга предметов, главную роль играют общие умственные черты, выступающие на уровне обобщений, в отношении абстрактного и конкретного, в темпе умственной работы. Вместе с тем иногда уже в этом возрасте в какой-то мере выступает направленность на определенные виды занятий. С возрастом интеллект не просто возрастает, он становится иным. С годами изменяются сами свойства интеллекта и их структура. То есть, существует своеобразие интеллекта, которое обнаруживает, что каждый период детства имеет свои достоинства и даже свои преимущества.
На каждой ступени школьного детства – свои внутренние условия становления интеллекта, свои предпосылки умственного подъема. Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта.
Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как увлечь детей изучением языка? Главная задача педагогов – научить детей мыслить, говорить, рассуждать.
Речевое развитие определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия и общественной жизни, обеспечивает необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.
Уроки литературного чтения в начальной школе призваны решать вопросы формирования у учащихся не только читательской самостоятельности, составляющей основу читательской деятельности, но и развитие речевых умений, связанных с воспроизведением прочитанного художественного произведения и созданием собственного высказывания на основе прочитанного. Органическая связь читательской и речевой деятельностей младших школьников обусловлена психологической природой чтения как вида речевой деятельности, направленного на восприятие слова, извлечение смысла, понимание замысла автора, осмысление своего отношения к читаемому.
Обучение младших школьников умению выражать собственное отношение к прочитанному является одной из составных задач в процессе формирования полноценного восприятия художественного произведения, читательской самостоятельности и речевого развития. Высказать свое понимание и тем более отношение, безусловно, составляет большую сложность для ученика начальной школы.
Русский методист Д. И. Тихомиров утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо «приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием».
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений, которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, возникающие у него в процессе чтения. Литературное творение создается с помощью слова, языка. И образы, населяющие его, не вещественны – их нельзя потрогать, увидеть, услышать. Они оживают в нашем воображении в ходе чтения, а потом остаются в нашей памяти.
Задача учителя – совместно найти авторскую мысль, авторское «Я» в тексте, увидеть не только то, что хотел сказать автор, но и как он это сделал. Литературное чтение – это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младших школьников к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а также формирование умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение. Процесс чтения должен стать привлекательным занятием, а литературное чтение – любимой учебной дисциплиной, знакомство с художественным произведением должно стать открытием не только для учащихся, но и для самого учителя.