«Зимний фестиваль знаний 2025»

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в изучении немецкого языка посредством использования игровых технологий при изучении лексического материала в начальных классах

Статья содержит подбор игр при обучении немецкому языку в начальных классах.

Олимпиады: Немецкий язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

«Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в изучении немецкого языка посредством использования игровых технологий при изучении лексического материала в начальных классах.»

 

Германович Светлана Владимировна,
учитель немецкого языка
первой категории
МКОУ Брединская СОШ №1
п. Бреды Челябинской области


В настоящее время обществом обусловлено изучение иностранного языка уже в начальной школе, а также практикуется и введение изучения иностранного языка уже в дошкольном возрасте. Хотя вопрос о целесообразности такого шага остается дискуссионным. Великий русский педагог К.Д.Ушинский сказал: "Изучение иностранных языков не должно никогда начинаться слишком рано и никак прежде того, пока будет заметно, что родной пустил глубокие корни в духовную природу дитяти”.
Поэтому у многих учителей, преподающих иностранный язык, вызывает затруднение обучение иностранному языку в начальной школе. Если английский язык сегодня более востребован обществом, имеется множество учебно-методических комплексов, рекомендованных для обучения в школе, множество компьютерных программ, методик обучения английскому языку, то немецкий язык менее популярен в обществе, очень мало учебно-методических комплексов рекомендовано для обучения немецкому языку, поэтому и приходится учителю немецкого языка использовать на уроках множество своих или заимствованных технологий, чтобы дети не потеряли интерес к предмету, чтобы с удовольствием выбирали немецкий язык для изучения. Я на своих уроках применяю игровые технологии.

Психологами было доказано, что игра "оправдывает” переход на новый язык. Она является одновременно и интересным видом работы для ученика и аналогом языковых упражнений для учителя, благодаря которым развиваются навыки всех видов речевой деятельности. В настоящее время с введением ФГОС главной целью обучения иностранному языку стало развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая включает в себя речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную, учебно-познавательную компетенции. Я думаю, что использование игровых технологий на уроках немецкого языка помогает ненавязчиво развивать данные компетенции.
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения и эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения, желание работать. Игра обостряет мыслительную деятельность играющих.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

а) создание психологической готовности к речевому общению;
б) обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала;
в) тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативно-спонтанной речи вообще.

Инновационные технологии (мультимедийные проекты, методы проектов, развивающие коммуникативные – направленные игровые приемы) применяемые на уроках, вносят разнообразие в повседневную учебную деятельность, способствуют развитию интереса учащихся к предмету.
Игра очень универсальна. Её использование в процессе обучения можно приспособить к различным целям и задачам. Игра — небольшая ситуация, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Ситуации игры - это ситуации реальной жизни, а реализация ее определяется основным конфликтом. Основной конфликт - это соревнование, желание победить, мобилизовать мысль и энергию играющего, создает атмосферу напряженности. Игры воспитывают внимание, память, сообразительность, быстроту реакции, коллективизм и эстетические чувства, доставляя при этом ученикам большое удовольствие. Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого языкового материала в игре есть элемент неожиданности. Для игры характерно спонтанность речи. То есть игра — ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца.

На уроках немецкого языка в начальной школе я использую игрушки почти на каждом уроке. Это и мячик для повторения лексических и грамматических единиц, различные куклы, мягкие игрушки-зверюшки, которые приходят в гости, игрушечная мебель, домино, плоские фигурки животных, камушки, маски, волшебные шапки и шляпы, пальчиковые куклы и игрушки для кукольного театра, "приведения”, "грамматические человечки” и другие герои. Дети с нетерпением ждут появления "гостей” и с радостью беседуют с ними, играют их роли.
Особенно удаются игровые приёмы в начальной школе, так как детей младшего школьного возраста отличает более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах запоминание языкового материала, наличие глобально действующей модели и естественность мотивов общения, отсутствие так называемого языкового барьера, мешающего вступить в общение на иностранном языке. Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 10-15 минут урока. В дальнейшем эта игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить повторением пройденного материала, а так же разрядкой на уроке.
Игра не противостоит традиционному типу обучения, не противоречит современным педагогическим теориям и в будущем может стать одной из форм интегрированного обучения, в котором должны объединиться все типы обучения, все лучшее, что было, есть и будет в теории и технологии обучения в условиях модернизации образования.

 

Предлагаю некоторые виды игр изучения лексического материала.


Лексические игры тренируют учащихся употреблять лексику в ситуациях приближенных к естественной обстановке, активизируют речемыслительную деятельность учащихся, развивают речевую реакцию, знакомят учащихся с сочетаемостью слов.

1. "Укрась ёлочку”

Цель игры: отработать умение детей называть цвета по-немецки.
Нужно вырезать из картона ёлку. На ветки ёлки наклеить зелёные кружочки из цветной бумаги; к ним будут крепиться шары.
Отдельно приготовьте плоские кружочки разного цвета-шары, их подвешивают на ёлку. Детям предлагается украсить ёлку к празднику. Выбирается водящий. Водящий поочерёдно обращается с просьбой, например: "Katja, grün. ” (Катя берёт шар зелёного цвета и прикрепляет его на ёлку). Если ребёнок ошибается, дети поправляют. Таким образом, в игре сосредоточено внимание всех детей.

2. "Разноцветный хвост петушка”

Как и для предыдущей игры нужны силуэт петушка и отдельно пёрышки разного цвета из картона и цветной бумаги. Дети, называя цвета, становятся водящими.

3. "Да или нет”

Цель игры: активизировать в речи детей знакомые лексические единицы, развивать быстроту реакции на звучащее слово, обозначающее продукт питания или что-то другое.
Дети образуют круг или полукруг, в центре водящий. Водящий называет любое слово по-немецки, бросает мяч кому-либо из детей. Ребёнок ловит мяч и говорит "Ja” (если данное слово обозначает то, что едят) или "Nein” (в другом случае).
Водящий: "Brot, Lena”. Водящий: "Die Katze, Olja.”
Лена: "Ja.” Оля: "Nein.”
Тот, кто ошибся, выходит из круга. Самый внимательный становится водящим.

4. "В магазине”
Покупатель: ”Guten Tag!”
Покупатель: ”Guten Morgen. ”
Продавец: "Guten Tag!”
Продавец: "Guten Morgen. ”
Покупатель: ”Ich wünsche Brot. ”
Покупатель: "Ich möchte einen Ball. "
Продавец: "Bitte! Was noch?”
Продавец: „Bitte schön. "
Покупатель: ”Danke. Auf Wiedersehen!”
Покупатель: ”Danke sehr. ”
Продавец: "Auf Wiedersehen. ”
Продавец: "Auf Wiedersehen. ”
И многие другие ролевые игры.

5. "Guten Morgen. ”

Один из детей (водящий) выходит к столу учителя и становится спиной к классу. Учитель жестом показывает на одного из сидящих учеников, который говорит: ”Guten Morgen, Sweta. ”
Водящий пытается догадаться по голосу, кто с ним поздоровался и отвечает, например: ”Guten Morgen, Petja. ”Если он не угадал, он продолжает игру в качестве водящего, а если угадал, то возвращается на своё место, после чего назначается новый водящий. Приветствие”Guten Morgen”в дальнейшем заменяется на”Guten Tag, Guten Abend, Gute Nacht, Auf Wiedersehen, Bis bald, Hallo, Tschüss.

6. "Wie heisst du?”

Дети, взявшись за руки, образуют два круга: внешний и внутренний. Учитель становится поблизости от внешнего круга. Дети начинают двигаться каждый по своему кругу, причём один круг движется по часовой, другой - против. Через 10-15 секунд учитель говорит: ”Stop”. Дети останавливаются, и ученик из внешнего круга, оказавшийся рядом с учителем, обращается к стоящему напротив него ученику из внутреннего круга: ”Ich heisse Oleg. Wie heisst du? Ученик из внутреннего круга называет своё имя, и дети снова начинают двигаться по кругу, до тех пор, пока не услышат команду "Stop. ”
Учитель останавливает движение таким образом, чтобы все пары имели возможность обменяться вопросом и ответом.

7. "Ist das?”

Один из играющих выбирается ведущим. Он задумывает слово – название животного. Ученики по очереди задают ведущему общие вопросы, на которые он должен давать краткие ответы. Например: ”Ist das ein Bär?- Nein, das ist kein Bär. ”И так далее. Угадавший становится ведущим.

8. "Wie ist…?”

Класс делится на две команды. Учитель поднимает одну из игрушек и поочерёдно спрашивает представителя каждой команды "Wie ist der Hase?”Ученик отвечает: ”Der Hase ist weiß. ”И так далее, ученик правильно назвал цвет, его команда получает очко. (Эту игру можно провести, двигаясь по кругу. )

9. Игра-счёт.

Учитель бросает мяч одному из учеников и говорит: ”Eins. ”Ученик ловит мяч и, бросая его другому, говорит: ”Zwei. ”И т. д. Допустивший ошибку "платит фант. ”Вместо числительных можно использовать названия времён года, месяцев, дней недели.

10. "Разберём портфель.”

("Was habe ich in der Schultasche?”)
Учитель (или ученик, ведущий игру)готовит набор предметов, которые могут находиться в портфеле. Ученики по очереди отвечают, перечисляя школьные принадлежности. Если отвечающий угадал предмет, ведущий вынимает его и подтверждает. За каждый угаданный предмет ученик получает очко. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все предметы, находящиеся в портфеле.

11. Игра с алфавитом
Игру-алфавит можно провести по цепочке, сидя за партами, с помощью мяча, бросая его от одного ученика другому (а также по принципу игры "колечко”, передавая его из рук в руки).
"Ratet mal! (Was für ein Wort ist das?)"

Учитель (или ученик, ведущий игру)задумывает какое-либо слово и рисует на доске столько квадратиков, сколько букв в этом слове. Все участники игры по очереди задают вопросы о буквах, составляющих это слово. Если бква угадана, ведущий вписывает её в соответствующий квадратик. Угадавший слово становится ведущим. (Если после 3-х, 4-х названных букв ни одна не угадана, ведущий открывает первую букву слова, т. е. вписывает её в квадратик. Затем может быть "открыта” и вторая буква).

12. "Was hat er gemacht?”

Водящий становится к класcу спиной. Один из учеников выполняет какое-либо действие, а водящий отгадывает, задавая вопрос классу, например: ”Hast du gemalt?”Класс отвечает: ”Nein, er hat nicht gemalt. ”И т. д. Если водящий, задав три вопроса, не отгадывает выполненное действие, класс хором сообщает, что делал ученик, после чего водящий меняется.

13. "Цветик-семицветик.”

Речевая задача: развитие умения называть цвета предметов. Заранее готовится ромашка со съёмными разноцветными лепестками. (Её можно приготовить на магнитной доске). Школьники друг за другом называют цвета лепестков. Eсли ученик ошибся, всё возвращается и игра начинается сначала.

14. "Построй домик”

Мы поможем построить красивые яркие домики для Винни-Пуха и Карлсона. Ученики по очереди укладывают "кирпичики” (кубики) при этом, называя их цвета. Если ученик допустил ошибку, он лишается права положить свой "кирпичик”.

15. "Любимые герои сказок”.

Оборудование: картинки, на которых изображены персонажи сказок или куклы. Дети смогут их увидеть, если отгадают, кто они. учащиеся по очереди описывают героев разных сказок.

"Rate, was ist das?”

Цель этой игры: тренировка речевого образца: ”Das ist…”
Вы завязываете глаза ребёнку и разрешаете ощупать предмет. Он должен отгадать, что это за предмет, и назвать его по-немецки. ”Das ist eine Katze. ”
Если он назвал правильно, то получает фант. Если нет, фант остаётся у Вас.

16. "Heiss oder kalt?”

Цель игры: тренировка речевых образцов: ”Es ist kalt. Es ist warm. Es ist heiss. ”
Эта игра хорошо знакома ребятам. Только нужно напомнить её немецкими словами. Вы говорите, что спрятали мяч. Ребёнок должен спросить: ”Wo ist der Ball?”Вы должны ответить: ”Das weiß ich nicht. Ребёнок может начать поиски после слов: ”Aber ich weiß das. ”Остальные руководят этими поисками. Если ребёнок ищет в неправильном направлении, ему повторяют: ”Es ist kalt. ”Если ребёнок приближается: ”Es ist warm. ”Наконец, если нашёл: ”Es ist heiß. ”

17. "Rate, was ist in der Hand?"

Цель игры: повторение пройденных слов.
Вы держите карточку с изображением предмета за спиной. Ребёнок называет по-немецки предметы до 5 раз. Если он отгадал, то становится ведущим.

18. "Was machst du?”

Цель игры: повторение вопросительных предложений без вопросительного слова, тренировка спряжения глаголов в единственном числе настоящего времени.
Вы жестами и мимикой изображаете различные действия, а ребёнок задаёт вопрос. чтобы отгадать. ”Iss du? Malst du? Turnst du?”Если ребёнок отгадал, задав три вопроса, он выиграл. Ответ звучит так: ”Ja, ich male. ”

19. "Das launische Kind.”

Цель игры: тренировка отрицательных конструкций, повторение и закрепление глаголов
Попросите ребёнка, что-нибудь сделать. На все просьбы он должен отвечать отказом, при этом как можно более капризным тоном.
Например:
”Komm her, bitte. - Ich komme nicht."
"Trink, bitte. – Ich trinke nicht. Ich will nicht."

20. "Упрямый ребёнок.”

Цель игры: запомнить отрицательные конструкции с местоимением.
В игре используются все имена существительные. После каждой фразы ребёнок должен говорить, что это не так.
Класс: ”Das ist eine Katze. ”
Ученик: ”Das ist keine Katze. ”

22. Мемори

Необходимо иметь несколько экземпляров короткого текста. Учащихся желательно разбить на микрогруппы. Тексты развешиваются в классе. Учащиеся подходят к тексту, запоминают первое предложение, возвращаются на место и записывают его. Аналогично с другими предложениями пока весь текст не будет записан. По окончании работы школьники сверяют свои варианты с оригиналом.

23.
Нужно изготовить кубик и на каждой грани написать предложение. Участвовать могут несколько человек одновременно. Дети бросают кубик, запоминают предложение, возвращаются на место и записывают его и так далее.
У каждого ученика в тетради должно быть записано 6 предложений. Обязательна проверка. Работа пойдет быстрее и организованнее, если будет несколько кубиков и дети будут разбиты на микрогруппы.

24
Для каждого ученика заготовляются две баночки и несколько полосок бумаги с предложениями. Все полоски бумаги складываются в одну баночку, другая, пустая стоит рядом. Ребенок вытаскивает первую полоску, запоминает предложение и перекладывает в пустую баночку. Затем пишет предложение по памяти.

25. Игра в города
Цель: активизация словаря учащихся.
Материал: бумага, ручка.
Ход игры: учащимся предлагается начертить таблицу в тетрадях. Затем называется любая буква. Учащиеся должны заполнить таблицу, вспомнив слова, начинающиеся с этой буквы.

Tätigkeitswort Dingwort Stadt Kleidung Tier
singen
….. Suppe
…. Slawgorod
… Sandalen
… Sau


26. Цепочка
Учащиеся садятся в круг. Учитель или ведущий начинает: ” Ich packe meinen Koffer und lege einen Fotoapparat hinein .” Можно использовать какие-либо другие похожие формулировки: Mein Pullover ist grau . Каждый игрок дополняет к уже названному предмету ещё какую-нибудь вещь или предмет. Например : "Ich packe meinen Koffer und lege einen Fotoapparat, einen Apfel hinein" ( Dein Pullover ist grau und meine Hose ist schwarz)

27. Это мой нос...
Цель: повторение названий частей тело, развитие внимательности.
Ход: Все становятся в круг. Ведущий показывает на часть тела, но называет при этом другую. Напр.: „ Das ist meine Nase ", а показывает на колено. Игроки должны внимательно слушать и показывать правильно на названную часть тела.

28. Да и нет
Цель: тренировка в назывании действий.
Ход: Учащиеся должны по очереди называть, чем они охотно занимаются. Напр.: Ich spiele Fussball gern . Все остальные вытягивают руку вперед и, если высказывание к ним тоже относится, они поворачиваю большой палец вверх. Если же они это делают неохотно- большой палец указывает вниз.
29. Меnsch zu Mensch
Цель: повторение названий частей тело, развитие внимательности
Ход: Все становятся в круг по двое. Ведущий начинает : „Mensch zu Mensch wie Ohr zu Ohr". Пары должны следовать указанию ведущего и стать «ухо к уху». Ведущий продолжает дальше : „Mensch zu Mensch wie Fuß zu Fuß". И далее, называя различные части тела.

30. Что ты видишь?
Учащимся предлагается картинка. Используя предлоги „места" они должны задавать друг другу вопрос «Was siehst du unter, über, … links, …rechts?"

31. «Паровозик»
Паровозик, проезжая, прицепляет вагончики, причём вагончик – ученик прицепляется при условии, если, но правильно выполнил задание: назвал предмет, ответил на вопрос.

32. Was haben wir gemacht?
Цель: автоматизация употребления глаголов в устной речи.
Учащимся раздают карточки с различными глаголами. Учащиеся получают 1 минуту времени и задание опросить других участников, что они делают ( Was machst du ?). По истечении времени учитель опрашивает всех участников игры: Was macht … ?

33.
Цель игры: развитие звукового анализа слов, буквенного гнозиса, внимания.
Ход игры: учитель произносит (пишет) по-немецки короткое слово, затем делается короткая пауза. Ученики должны в это время сосчитать, сколько в слове звуков (букв) и по хлопку сообщить ответ.

34.
Цель игры: развитие навыков звукового анализа и синтеза слов, буквенного гнозиса, пространственной ориентировки.
Ход игры: учитель предъявляет ряд букв и просит учеников составить из них слово, тогда получится знакомое (новое) слово. Затем можно предложить ученикам написать его в тетради, сосчитать, сколько в слове букв и сколько звуков.
Например: o, t, r, d – dort (4 буквы, 4 звука).

35.
Ход игры: учитель предъявляет набор букв и картинку с изображением какого-нибудь предмета. Ученики должны выбрать те буквы, которые необходимы для составления слова, обозначающего предмет на картинке, и записать его. Какая это часть речи? Например: i H d u s a m – Haus (существительное).

36.
Ход игры: учитель предъявляет картинку с изображением множества предметов. Ученики должны рассмотреть рисунок и найти нужную картинку

37.
Ход игры: учитель предъявляет картинку с изображением множества предметов. Ученики должны по очереди называть предметы, кто последний назовёт, тот и победитель

38.
Ход игры: даны буквы вразброс, учитель просит учеников правильно соединить прямыми линиями буквы, чтобы получилось слово.

39.
Ход игры: ученики должны подобрать такое буквосочетание, чтобы получились полноценные слова. Как читается это сочетание букв?
? ule
? ultasche
? littschuh

40.
Цель игры: развитие фонематического слуха, умения концентрироваться.
Ход игры: ведущий шепчет сидящему с краю на ухо слово на немецком языке. Следующий игрок шепчет это слово своему соседу и т.д. Игра ведется на две команды. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок передаст названное слово последнему игроку.

41.
Ход игры: учитель предлагает "зашифровать” какое-либо слово в виде рисунка из букв, из которых состоит слово.

42.
Ход игры: учитель рисует точки, служащие для детей зрительным ориентиром. Обводя их, они небольшой рисунок. Дети должны назвать дорисованный образ одним из изученных слов. Таким образом можно "вводить” новые лексические единицы.

43.
Ход игры: каждому ребенку присваивается определенная буква немецкого алфавита. Ребята должны организоваться и выстроиться чтобы получилось слово.

44
Ход игры: ребенку присваивается буква. Учитель (ведущий) пишет слово на доске. Затем каждый ученик по хлопку учителя произносит буквы в том порядке, в каком они следуют в написанном слове. Когда слово "напечатано”, все хлопают в ладоши.

45.
Ход игры: двое учеников выходят к доске, на которой в беспорядке написаны числа. Учитель называет определенное число, ученики должны быстро показать указкой и повторить числительное. Выигрывает тот, кто не ошибся ни разу. Такую же игру можно проводить с картинками

46.
Ход игры: ученику предлагается таблица, в которой в произвольном порядке расположены числа от 1 до 20. Ученик должен отыскать числа по порядку, показывая их указкой и называя вслух. Ученику нужно выполнить задание как можно быстрее.
Примечание: для придания игре духа соревнования, по двум одинаковым таблицам могут работать два ученика.
1.”Guten Morgen”.Учитель здоровается с детьми, бросая каждому мячик:”Guten Morgen”. Каждый ребенок, поймав мячик, возвращает его преподавателю, проговаривая: "Guten Morgen”. Тренировка прощания проходит таким же образом с помощью мячика:”Auf Wiedersehen”.
Варианты: Дети бросают мячик друг другу, здороваясь по-немецки.Здороваются (прощаются) с уже знакомыми игрушками.
2.«Rate mal».Здесь карточки нужны для исполнителя задания, а другие при показе должны угадать- что изображает артист.

47.
Ход игры: на столе разложены предметы, названия которых ученики знают по-немецки (газета, журнал, книга, ручка и др.) Ученик, вышедший к столу, рассматривает одну – две минуты предметы, затем отворачивается. Учитель убирает один из предметов и задает вопрос ученику: Was fehlt hier? Ученик должен назвать отсутствующий предмет по-немецки.

48.
Ход игры: учитель задает вопрос типа: Wieviel Stuhle sind im Raum 22 ? Ученик, давший быстрее всех правильный ответ, получает один балл. Далее задается следующий вопрос, например: Wieviel Klassen sind in der Schule? и т.д. Выигрывает учащийся, набравший наибольшее количество баллов.

49.
Ход игры: ведущий должен обратиться к ученику с просьбой. Например: „Setz dich, bitte!", „Steh auf, bitte!" и т.д. Ученик должен прокомментировать выполняемые действия, например: „Ich stehe auf", „Ich setze mich”

50
Ход игры: учитель на короткое время показывает детям какой-либо предмет, затем, убрав его, просит кого-либо описать его на немецком языке по памяти, называя его цвет и размеры.

51.
Ход игры: на столе раскладывается ряд предметов разного цвета. Ученик, вызвавшийся участвовать в игре, смотрит одну – две минуты на эти предметы, затем отворачивается. Все предметы убираются. Учитель задает вопросы типа: Wie ist (war) das Buch? Ученик должен назвать цвет предмета.

52.
Ход игры: ученик показывает перед классом какое-либо движение (имитирует танец, написание буквы, ходьбу и т. д.), ученики должны назвать глагол на немецком языке, обозначающий это движение.

53.
Ход игры: учитель по всему классу раскладывает несколько предметов, названия которых ученики знают по-немецки. Вызвавшийся участвовать в игре ученик внимательно следит за раскладыванием предметов. Затем он начинает собирать предметы в порядке, предлагаемом ему учителем, например:
„Ich nehme das Buch". Ученик берет этот предмет, называя его на немецком языке.

54.
Ход игры: ученики получают карточки с названиями дней недели (времен года, месяцев на немецком языке). По хлопку учителя ученики выстраиваются в линию по порядку следования дней недели друг за другом.

55.
Ход игры: дети выполняют команды учителя: "Steht auf!”, "Setzt euch!” и т.п. Одно из движений (команды) запретное. Дети должны повторить все движения (выполнить команды), кроме запретного.

56.
Ход игры: учитель предлагает детям найти в каждой строчке по одному известному слову, отбросив (зачеркнуть) ненужные буквы.
Например: AsderTwHausFrtusG
SchuleikPOtferdhslkl

57.
Ход игры: на доске написаны несколько предложений.
Ученики повторяют эти предложения вслух за учителем. После каждого повтора стирается одно слово, и так пока доска не останется пустой. Ученик (и) должен повторить предложения.

58.
Ход игры: учитель задумывает какой-либо предмет и просит детей отгадать, что он задумал, задавая по пять вопросов, например: Ist das eine Katze? т. п.

59.
Ход игры: из нескольких карточек, на которых написаны отдельные буквы, слоги, слова, знаки препинания, нужно сложить законченное по смыслу предложение и назвать его.

60.
Ход игры: учитель предъявляет несколько картинок. Ученик должен установить последовательность событий, изображенных на них, разложить их в логическом порядке и составить по каждой картинке предложение, попытаться составить рассказ.

61.
Ход игры: демонстрируется числовой ряд, в котором пропущено какое -либо число, например: 1 3 4 5 6 7 8. Учитель спрашивает: Was fehlt hier? Ученики должны назвать отсутствующее число.

62.
Ход игры: ученик получает задание сосчитать устно, сколько будет 30 – 3 ? Получив ответ (27), учитель просит продолжать "дорожку”(27—3=24, 24—3=21 и т. д. до нуля), проговаривая примеры вслух.

63.
Ход игры: каждый ученик приносит на урок какую-нибудь игрушку. Из группы выбирается один водящий. На три – пять минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю об одной из игрушек из трех – пяти предложений. Все игрушки расставлены на столе. Водящий входит в класс и по описанию ребят должен найти и назвать выбранную игрушку.

64.
Ход игры: на доске пишутся несколько слов (предложений), нужно назвать лишнее. Например: die Stadt, das Buch, laufen, das Kino. Лишним будет слово laufen, так как это единственный глагол в ряду существительных. Принцип объединения слов в один ряд может быть разный.

65.
Ход игры: дается ряд признаков (gross, braun, klein и т. п.), нужно подобрать какое-либо слово (или несколько слов), обладающее данными признаками.

66.
Ход игры: учитель : "Я написал на доске предложение и случайно стер почти все. Восстановите это предложение и переведите его. Кто сделает это первым?”

67.
Ход игры: учитель пишет на доске слова в 2 столбика; в словах отсутствует начало/середина/конец. Играют 2 команды. Выигрывает та команда, которая быстрее допишет слова.

68.
Ход игры: учитель рисует фигуру (или элемент фигуры), ученики дорисовывают образ, вспоминая изученную лексику, и дают ему название. : "Вспомните, какие существительные мы изучали вчера, и дорисуйте картину!”

69.«Вставь букву».
Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала.
Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово.
Например: g...t, schle..ht.
1. «Слово». Цель: активизация изученной лексики.
Ход игры: команды получают наборы карточек с буквами. Преподаватель произносит слово; обучаемые, у которых находятся составляющие его буквы, должны составить из карточек слово. Команда, которая быстрее и без ошибок составит слово, получает очко. Итоги игры подводятся после того, как составлено несколько слов.
2. «Озвучивание картинки». Цель: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков диалогической речи.

70.
Ход игры: играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно его воспроизведет.

71. «Рассказ по рисунку».
Цель: активизация лексики по изученной теме.
Ход игры: играющие образуют пары. Каждая пара получает рисунок с изображением комнаты, в которой находятся разные вещи и предметы, характеризующие ее хозяина. Нужно составить рассказ о том, чем занимается хозяин комнаты. Выигрывает пара, составившая самый интересный рассказ.

72. «Игра в мяч».
Цель: автоматизация употребления форм глагола в устной речи.
Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды придумывает предложение с изученным глаголом. Он бросает мяч партнеру из второй команды и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из первой команды и называет свое предложение, опуская глагол, и т.д.

73.. «Кубики».
Цель: автоматизация употребления конструкции в устной речи.
Ход игры: для игры изготавливаются кубики, на гранях которых наклеены картинки с изображением предметов или животных. Обучаемые делятся на две команды. Участники по очереди выходят к столу, подбрасывают кубик и называют предложение с отрабатываемой конструкцией, соответствующее сюжету картинки на одной из граней кубика. За каждое правильно придуманное предложение команда получает очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

74. «Запомните предметы».
Цель: запоминание и контроль лексики.
Разложить предметы на столе на 1-2 минуты. Затем накрыть бумагой и записать название предметов, которые запомнили.

75. «Угадай слово»
Ход игры: учитель дает описание стадиона, бассейна, спортивной площадки, спортивной игры. Учащиеся должны догадаться, о чем он говорит, и назвать слово. Игру можно провести с применением наглядности.
Примечание: в дальнейшем учащимся может быть предложено задание самим составить описание-загадку.

76. «Домино»
Ход игры: ученикам раздается по 4 - 6 карточек; на одной половине карточки изображена картинка, на другой половине - написано слово. Выигрывает тот, кто быстрее выложит все карточки, то есть совместит изображение со словом.

77. «Комментатор»
Наглядные средства: конверты, картинки.
Ход игры: ученик выбирает конверт, вытаскивает картинку, смотрит и отвечает на заданные учителем вопросы.

78. «Снежный ком»
Наглядные средства: мягкая игрушка-заяц.
Ход игры: один из учащихся берет в руки игрушку, называя тот вид спорта, в который он любит играть. Затем он передает зайца другому учащемуся, который, в свою очередь, должен повторить предложение предыдущего и добавить свое слово.
Ich spiele Fußball gern. Und du?
Ich spiele Fußball gern. Ich spiele Eishockey gern. Und du?

79. "Пантомима"
Ход игры: по мимике, пантомимическим действиям учащиеся догадываются и называют, какой вид спорта или действия любит их одноклассник.

80. "Хвастунишка"
Ход игры: два участника становятся напротив друг друга и хвастаются, во что они любят играть/могут играть, не повторяя друг друга.

81. "Рассеянный"
Цель игры: активизация лексики и развитие навыка употребления отрицательной формы.
Наглядные средства: картинки.
Ход игры: учитель, показывая тематическую картинку, называет изображенное на ней, но неправильно. Ученик должен поправить и сказать, что на самом деле изображено на картинке.

82. "Угадай"
Цель игры: активизация лексики и развитие навыка употребления вопросительной формы (общий вопрос).
Наглядные средства: конверт с картинками.
Ход игры: Ученик выбирает конверт, вынимает картинку и сообщает классу, кто изображен на ней. Учащиеся должны догадаться, что данное лицо/животное делает, задавая общие вопросы. Угадавший получает право выбрать конверт.
Ist das ein Bär? Schwimmt er? Ißt er Honig?
Ist das ein Elefant? Ist er groß? Ist er grau?
Ist das ein Wolf? Ist er schwarz? Ist er böse?
Ist das ein Sportler? Treibt er Sport? Ist er spotrlich?

83. Дежурная буква.
Цель: формирование навыка осознания места буквы в слове.
Ход игры: Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте.
Например, преподаватель говорит: «Сегодня у нас дежурная буква «о», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «о» стоит на первом месте?»
Время выполнения задания регламентируется (3-5 минут).

84. Картинка.

Цель: проверка усвоения орфографии изученного лексического
материала.

Ход игры: каждый участник получает по картинке с изображением предметов, животных и т.д. Представители команд выходят к доске, разделенной на две части, и записывают слова, соответствующие предметам, изображенным на картинке. После того как обучаемый написал слово, он долен прочитать его и показать свою картинку. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим количеством ошибок запишет все слова.
б) аукцион слов
в) «Поле чудес»
г) Игра « перейди через реку»
д)Назови слова, относящиеся к картинке .
е)Блиц-тайм. Вопросы командам. Кто за определённое время ответит
на большое число вопросов ?
б)Все стоят в кругу, передают мяч, называя букву.
е)Составить алфавит – цветов, фруктов, овощей, рождественский алфавит;
алфавит, что я не люблю; алфавит, что я люблю.
К)Морской бой.
Г),,Волчок”-Дети стоят в кругу с разными цифрами. Водящий называет цифру. У кого эта цифра – останавливает волчок, и потом сам называет цифру.

85 Игры для усвоения глаголов.

А) Der Ball lauft. (Ученик катит мяч).
Der Ball geht. (Идёт с мячом).
Der Ball springt. (Ударяет мячом о пол).
Der Ball fliegt. (Кидает и ловит мяч).

Б) "Найди пару" существительное + глагол.
Раздаются карточки. Можно встать, подойти друг к другу. Нашли пару, выходят к доске. Называют, переводят:
Pilze – suchen ; Ubung – schreiben;

В) "Домино". Ich habe das Wort "der Tee".
Wer hat das Wort "trinken"? Ученик "Ich habe das Wort "trinken". –Выходит и кладёт карточку на учительский стол, называют следующее слово: Ich habe das Wort "Torte''. Wer hat das Wort "essen"?

4) Игры на усвоение антонимов-прилагательных.
А) Игра "Домино". Gut-schlecht, hoch-niedrig и т.д.
Б) "Лото" с прилагательными.
Каждому раздаются по одной карточке с прилагательными. Подобрать антоним.
Учитель: Ich habe weiss. Ученик: Ich habe es. (Ему дают карточку с этим словом и он закрывает своё лото).
Г) "Перейти реку". Написать слово по теме: если правильно – шаг вперёд. Неправильно – стереть, команда стоит на месте. Какая команда быстрее перейдёт реку?
Д) "Живое предложение". Учитель по-русски: Ich helfe meiner Mutter gern. – Из слов построить предложение с правильным порядком слов.
-если правильно получают фишки.
Ich helfe gern der Mutter und dem Vater.
-Все читают хором.

86. Игры на закрепление лексики по теме "Внешность человека".

А),,Дочки – матери” 2 группы. ,,Дочь” спрашивает у ,,матери”: ,,Mutti, was ist das?” Ответ ,,матери”: ,,Tochterchen, das ist deine Nase”. Потом роли меняются.

Б) Мордашки из бумаги, где что-то отсутствует: нос, рот, волос: Was fehlt?

В) Рисуем совой ,,портрет”, называя часть лица. Если не знаешь, не рисовать. Was fehlt?

Г) "Визитная карточка”. Подходит друг к другу, называя всё о себе. Потом другие ,,сплетничают”: Его зовут … Ему… Он…

87. Игры на усвоение профессий.

А) Каждому даём карточку с названием профессий. Говорят друг другу: Ich bin Maler. Спрашивают потом: Was bist du von Beruf?

Б) "Журналисты”. Задание: Собрать информацию о себе, о друге, о классе. У ,,журналиста”- блокнот. Вопросы обговариваются заранее или даются опоры. Информация записывается. ,,Кто запишет больше фраз?”


88. Игра на усвоение лексики дежурного:
Дежурный говорят через, экран телевизора:” Ich bin Diktor. Ich heisse… Heute ist der 29. Januar. Das Wetter ist …

89. Игры на закрепление грамматики.

А) Даётся слово и к нему вопросы:

Was ist das?
Wie?
Wo? (к сущ.)
Wohin?

Б) malen

Wie?
Wo? (к глаголу.)
Wozu?
Mit wem?
Wann?

Г) malen Ich male. Malst du?

Er malt. Malt sie?
Wir malen. Malt ihr?

Д) Пальчиковые игры. (из бумаги – персонажи, зверюшки, человечки из весёлых картинок наклеиваются на конус сверху, и надеваются на палец). Игра ,,Буратино” при закреплении лексики: mussen. Он – дежурный, но не знает, что делать должен. Скажите ему: Du must …

90. Больше слов.
Цель: активизация лексики по изученным темам.
Ход игры: образуются две команды. Каждая команда должна назвать как можно больше слов на заданную тему. Выигрывает команда, назвавшая большее количество слов.

1. ,,Koffer packen"
Ein Kind beginnt: ,,Ich packe in meinen Koffer eine Maschine". Das zweite Kind darf irgendein Teil dazupacken: ,,Ich packe in meinen Koffer eine Maschine und eine Träne."....Wenn einer ein Teil vergessen hat, packt der nächste einen neuen Koffer.

3. Berufe raten
,,Berufe raten" ist ein lustiges Ratespiel.
Es geht so: Ein Kind denkt sich einen Beruf aus und stellt ihn pantomimisch dar.
Die anderen Kinder stellen Fragen zu dem Beruf. Zum Beispiel:
Arbeitest du draußen?
Brauchst du ein Werkzeug?
Das Kind darf die Fragen nur mit ,,ja" oder ,,nein" beantworten.
Hier sind ein paar Berufe für die Pantomime: Torwart, Pilotin, Kellner, Tänzer,
Bäckerin, Dichterin, Apothekerin.

5. Ergänze die Reimwörter aus dem Kasten
Mit Bauernregeln durch das Jahr.
Früher gab es keine Wettervorhersage im Fernsehen.
Die Bauern stellen für jeden Monat selbst Wetter-Regeln auf.
Ist der Januar hell und weiß,
Zeit
Regen
heiß
geht
Klee
sein
wird der Sommer schön und ... .

Schnee, der im März weht,
abends kommt und morgens ... .
Sollen gedeihen Korn und Wein,
muss der Juni trocken ... .

Sind die Krähen nicht mehr weit,
ist’s zum Sähen höchste ... .
Bringt der Oktober viel ... ,
so ist’s für die Felder ein Segen.
Je tiefer der Schnee,
umso höcher der ... .

.
91. Запишите слова

92. Игра "Ромашка”

93. Куклы из "Германии”
(как положительные героини, так и ленивые неаккуратные девочки), принцесса и король, ведьма – каждые со своим характером, привычками, интересами. Они "приходят” на уроки по разным темам и могут задавать детям вопросы или сами отвечать на вопросы детей.
Так, наша "принцесса” Луиза очень капризная, ленивая. Она требует, чтобы ей постоянно говорили комплименты (Du bist ja die schoenste Prinzessin in der Welt!" и т.п., а "король” очень положительный, добрый, любит давать советы.

94. "Приведение”
(бумажный мешочек) "летает” по классу, всем интересуется (Was ist das?) и дети ему обо всем рассказывают, подсказывают. Иногда к нам "прилетают” два "приведения”: одно доброе, а другое злое, и они "ведут диалог” на ту или иную тему, а дети их озвучивают.

95 Пират
Иногда приходит в гости "пират”, который "крадет” у детей со стола предметы, а потом мы выясняем, чья это вещь.
Кто наденет на голову "волшебную шляпу”, "забывает” родной язык и говорит только на немецком языке, что бы его ни спросили.

96. "Зверюшки”
рассказывают о своих хозяевах и своей жизни, отвечают на вопросы детей, иногда мы играем с ними в различные игры, например, "Знакомство”, "Школа” и другие в зависимости от темы урока.

97. Новая квартира
Игрушечная мебель помогает нам лучше запомнить лексику по теме «Дома». Вместе с нашими героями мы переезжаем с одной квартиры на другую и грузим мебель на машину.

98 Домино
Изготавливают сами ребята и даже на переменах играют в него, запоминая таким образом лексику

99. «В магазине»
Коробочки из-под конфет, печенья, сока и других кондитерских изделий помогают играть в магазин, лучше запомнить слова и выражения при покупке товаров.

100.
С помощью камушков можно тренировать счет, определить на глаз их вес, количество в баночке, фантазировать, откуда они, где лежали, размышлять, на что они похожи по своей форме и т.п.

101.
С помощью кукол разыгрываем маленькие представления, инсценируем диалоги.
Роль игрушек могут выполнять даже обыкновенные предметы, например, школьные вещи или даже продукты питания. Они тоже могут "вести разговор” на немецком языке о "своей жизни”.
Дети могут фантазировать с помощью игрушек и других вещей о том, кому они могут принадлежать или кто их потерял, кто их хозяин, его "биография”, увлечения, место жительства и т.п.
Приведенные игровые приемы не исчерпывают всего разнообразия лексических игр, которые позволяют ввести и активизировать большое количество лексических единиц, вскрыть эмоциональные и личностные резервы ребенка, сделать процесс обучения не только приближенным к естественному, но и эмоционально позитивным. Следует, однако, подчеркнуть, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Учитель должен применять их в меру, целесообразно и плавно, а так же помнить, что игра является лишь одним из различных средств обучения младших школьников иностранным языкам.

Литература
1. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.- 67с.
2. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (из опыта работы). - М.: Просвещение, 1984.-112с.
3. Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку. // Ин.яз. в шк.- №4. с.26-27.
4. Бачаров Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения. // Ин.яз. в шк.- №3, 1996.- с.66-68.
5. Гудкова Л.М. Игры на уроках английского языка в младших классах. // Ин.яз. в шк.- № 4, 1998. - с.54-55.
6. Родкин К.А. Игра как средство повышения эффективности уроков английского языка. - М.: Просвещение, 1976. - 59с.
7. Настольная книга преподавателя иностранного языка (Справочное пособие).- Мн.: «Вышэйшая школа», 1992.
8. Buttner S. Tamburin (Немецкий для детей).- Мах Hueber Verlag.
9. Rieder E. Das ABC-Haus. - Stuttgart.: Ernst Klett Verlag, 1996. lO.Kamenezkaja N.P. Lehrerbeiheft Deutsch II. - M.: Просвещение, 1990.
10. ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА, г. Брест, СШ №7 Воробьева Анна Ивановна
11. Использование игровых моментов и аутентичных материалов на уроках немецкого языка в начальной школе. Бочкарёва Л.И.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее