Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе подвижных игр
Игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» В. А. Сухомлинский. В воспитании и развитии ребенка большая роль принадлежит игре — преобладающему виду деятельности детей дошкольного возраста.
Подвижные игры для дошкольников развивают координацию, стимулируют кровообращение, укрепляют сердечно-сосудистую систему, оказывают благотворное влияние на вестибулярный аппарат, насыщают клетки организма кислородом, повышают активность головного мозга, способствуют развитию концентрации и внимания. Это самые основные полезные дивиденды, что же говорить о той радости, которую доставляют игры дошкольнику? Ведь еще в древности люди небезосновательно считали, что «движение – это жизнь».
Подвижная игра, как и игры вообще, являются необходимой жизненной потребностью маленьких детей. В них удовлетворяется стремление детского организма к движению, решаются самые разнообразные задачи. Играя, дети оживленно и радостно упражняются в тех или иных движениях. Знакомство с разными способами выполнения одних и тех же движений обогащает самостоятельную двигательную деятельность детей.
Подвижные игры способствуют не только развитию движений, но и уточнению у детей представлений об окружающей жизни, свойствах предметов. Многие игры содержат тексты, что способствует активизации речевого общения детей.
В подвижных играх развивается память, внимание, воображение. В них дети приобретают опыт общения со взрослыми и друг с другом. Подвижные игры являются также средством развития личностных качеств: самостоятельности, активности, инициативности.
В ходе подвижных игр дошкольники учатся внимательно слушать, выполнять определенные правила, согласовывать свои действия с движениями других игроков, находить взаимопонимание и дружить со сверстниками. К детям приходит умение подчиняться и руководить, работать только на себя и трудиться в команде.
И что особенно важно, дети приобретают способность направлять свои эмоции на достижение цели, а не на соперников. Учатся не только побеждать, но и проигрывать.
Особенную пользу подвижные игры для дошкольников принесут застенчивому ребенку.
Ведь это отличный способ преодолеть робость – во время игры малыш наслаждается её действием, забывая о своем стеснении.
Все подвижные игры для дошкольников условно разделяются на бессюжетные, сюжетные и игры-забавы.
Независимо от своей принадлежности к определенному виду, каждая подвижная игра должна быть достаточно простой и иметь доступные для детского понимания правила.
При выборе подвижной игры следует также учитывать уровень развития участников — чтобы игра не оказалась слишком простой или излишне сложной.
В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.
Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств.
Я работаю на группе детей раннего возраста и, поэтому, мои игры соответствуют этому возрасту. И хочу предоставить вам свою небольшую картотеку подвижных игр.
П. игра « По дорожке»Цель: учить детей ходить по ограниченной площади.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям пройти по дорожке (между двумя веревками). В конце дорожки детей встречает мишка.
Воспитатель читает стихотворение:
По ровненькой дорожке
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки
Шагают наши ножки
Топ – топ, топ – топ.
П. игра «Круг - кружочек»
Цель: познакомить детей друг с другом, создать у детей хорошее настроение.
Ход игры:
Воспитатель объединяет детей в круг и вместе с ними произносит слова:
Круг – кружочек
Маленький флажочек
Раз, два, три,
Повернись Катюша ты.
Дети с этим именем поворачиваются спиной в круг и продолжают держаться за руки до тех пор, пока не повернуться все дети спиной в круг. Затем произносятся слова:
Круг - кружочек,
Маленький флажочек,
Раз, два, три, четыре, пять,
Повернулись все опять.
П. игра «Беги, лови мяч»
Цель: упражнять детей в беге и ходьбе за ведущим, развивать у детей внимание, выдержку.
Ход игры:
Дети стоят на одной стороне комнаты свободной группой. Воспитатель с большим красивым мячом в руках стоит перед ними. Подбрасывая мяч вверх и ловя его, воспитатель отступает от детей и приговаривает:
Играю раз, играю два,
Играю три, беги – лови!
Услышав последние слова, дети бегут к воспитателю с намереньем поймать мяч, воспитатель сам ловит мяч и говорит: «не поймали – бегите обратно». Дети возвращаются на свои прежние места.
П. игра «Курочка и цыплята»
Цель: упражнять детей в лазанье, беге, учить внимательно, слушать воспитателя и выполнять действия по сигналу.
Ход игры:
Дети изображают цыплят. Они прячутся в «курятнике». Воспитатель надевает на одного ребенка шапочку курочки и говорит: « Это курочка, она выйдет из курятника первой, и позовет всех цыплят гулять». Дети выбегают из курятника и гуляют не далеко возле курочки, до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Большая птица летит, всех цыплят унесет». Тогда курочка бежит в курятник и все цыплята за ней. После этого воспитатель выбирает другую курочку.
П. игра « Пузырь»
Цель: учить детей организовывать круг, делать его шире, уже, согласовывать движения с произносимыми словами.
Ход игры:
Дети берутся за руки и образуют круг, стоя близко друг от друга. Воспитатель произносит слова:
Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся.
Дети расширяют круг, и держаться за руки до тех пор пока воспитатель не скажет: «Лопни пузырь». Дети садятся на корточки и говорят: «Хлоп, ш-ш-ш». Воспитатель объясняет, что пузырь лопнул и из него идет воздух. Затем дети снова «раздувают» пузырь.
П. игра « Найди свой домик»
Цель: упражнять детей в ходьбе, беге, прыжках. Развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве.
Ход игры:
Дети сидят на низких гимнастических скамейках. На каждой скамейке стоит красивая игрушка. На слова воспитателя: «Пойдем гулять» - дети встают и идут за воспитателем. Во время «прогулки» дети выполняют разны движения, которые показывает воспитатель: ходят, бегают, прыгают. На слова « Дождик» все убегают в свои домики.
П. игра «Лиса и цыплята».
Цель: Учить детей ориентироваться в пространстве, ходить и бегать, не наталкиваясь, друг на друга, действовать по сигналу, имитировать движения животных.
Ход игры:
За чертой, обозначенной на полу, находится домик цыплят.
По сигналу: «Цып, цып, цып, малые цыплятки, бегите все гулять» дети выбегают на середину комнаты, и изображаю цыплят – машут крылышками, клюют зернышки, пищат.
Воспитатель предупреждает: «Из – за куста смотрит хитрая лиса».
По сигналу: «Мы лису обхитрим, тихо – тихо убежим» дети убегают в домик.
Появляется Лиса, прихорашивается и говорит: «Ох, как мне хочется съесть цыпленочка».
Воспитатель: «Хоть ты и хитрая Лиса, а цыплята тебя перехитрили».
Лиса уходит.
П. игра « Пчелки и медведь»
Цель: Развивать умение бегать, не наталкиваясь друг на друга, имитировать движения животных. Учить действовать в соответствии с текстом. Доставить детям удовольствие от общения со взрослыми и сверстниками.
Ход игры:
Дети изображают пчел: «летают на поляне», размахивают руками, жужжат. Роль медведя играет взрослый. Медведь: «Мишка идет, мед у пчелок унесет, Пчелки домой!». Пчелки возвращаются в улей (определенное место в группе). Медведь, переваливаясь с ноги на ногу, идет туда же. Дети и воспитатель произносят вместе: «Это улей домик наш, уходи медведь от нас! Ж – ж – ж.». Пчелки машут « крылышками», жужжат. Медведь уходит, а пчелки опять «летают на полянке».
П. игра «Курочка»
Цель: Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. Доставит детям радость. Упражнять в ловкости.
Ход игры:
Курочка по сенечкам похаживала.
Деток – цыплят уговаривала:
Вы не бегайте, цыплятки, по дворику,
Не ищите вы зернышки у заборика.
К забору гусак подбирается,
Цыплят он щипать собирается.
Дети - цыплятки идут стайкой за воспитателем – курочкой. С 5-ой строчки и до конца текста говорит курочка повернувшись к цыпляткам. По окончании стихотворения из-за укрытия («забора») выбегает гусак (это может быть ребенок из старшей или подготовительной группы), который догоняет детей.
П. игра « Маленькие ножки»
Цель: Учить детей выполнять действия в соответствии с показом или словесными указаниями воспитателя, действовать в соответствии с текстом игры.
Ход игры:
Взрослый звонит в колокольчик, привлекая внимание детей.
Мы в кружочек дружно встали,
Друг за другом пошагали.
Как мишки мы идем,
Дружно песенки поем
Большие ноги шли по дороге
Топ – топ - топ – топ. Стоп!
А маленькие зайки мишку испугались
И в другую сторону по кругу побежали.
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Топ – топ – топ – топ. Стоп!
Воспитатель показывает детям, как шагать «большими ногами», как бежать на носочках, меняет голос в соответствии содержания текста.
П. игра «В пятнашки»
Цель: Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга. Доставит детям радость. Упражнять в ловкости.
Ход игры:
Тучи по небу ходили,
Красно солнышко ловили.
А я тучек не боюсь!
Я от тучек увернусь!
(В. Данько)
Дети идут стайкой за воспитателем (солнышком). Произносят первые две строчки. «Солнышко» произносит заключительные строчки, после чего убегает от детей. Тучки догоняют солнышко.
В процессе этих игр малыши учатся подчиняться общим правилам и действовать в коллективе; у них закладываются и развиваются такие качества, как честность, справедливость, дисциплинированность, развивается чувство сопереживания и появляется желание помогать друг другу.
На третьем году дети уже относительно хорошо ходят, бегают, ползают и лазают, поэтому двигательное содержание подвижных игр для этого возраста основано в этих движениях.