Навыки грамотного чтения совершенно необходимы для успешной адаптации в современном обществе. Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие, возможность читать на иностранном языке – практически все. Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы. Исследователи считают, что наших школьников мало учат работать с текстами разных жанров. Им предлагают в основном учебники и хрестоматии, а в ответ требуют контрольных работ, сочинений или в лучшем случае эссе. А между тем существуют сотни самых разных видов текста, с которыми человеку придется столкнуться: пресс-релиз, авторская колонка в газете, инструкция по использованию прибора, научная статья в популярном или академическом журнале, коммерческое предложение, отчет о маркетинговом исследовании и т.д. Таким образом, одной из основных задач при обучении любому предмету становится обучение учащихся навыкам работы с любыми текстами.
Выделяют три группы читательских умений:
Ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).
Преобразование и интерпретация текста (умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.).
Оценка информации (откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.).
Овладение этими умениями и означает «смысловое чтение», которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования.
Обучение чтению является неотъемлемой частью обучения английскому языку в целом. Cовременные УМК по английскому языку позволяют решать следующие задачи по развитию читательской грамотности:
– понимать коммуникативную цель чтения текста;
– фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);
– определять основную мысль текста;
–дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;
– выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис;
– комментировать и оценивать информацию текста.
На уроках английского языка учащиеся приобретают навыки вдумчивого чтения, учатся понимать широкий контекст и подтекст, интерпретировать его с разных точек зрения, оценивать стиль и жанр текста. Учащиеся учатся работать со сплошными и не сплошными текстом, с таблицами, схемами, объявлениями, отрывками из писем и т.п.
В ходе обучения чтению важно научить учеников стратегии работы с инструкцией. Учащиеся должны овладеть навыками нахождения ключевых слов в заданиях, уметь отвечать на вопросы: «Что мы будем делать?», «Как мы это будем делать?» и т.д. Благодаря этому, учащиеся становятся внимательнее при прочтении заданий, а, следовательно, успешнее с ними справляются.
Как же происходит обучение чтению на уроках английского языка. При работе с текстом мы опираемся на классификацию типов чтения:
ознакомительное чтение (чтение с пониманием основного содержания текста);
поисковое / просмотровое чтение (чтение с выборочным пониманием необходимой информацией из текста);
изучающее чтение (чтение с полным и точным пониманием содержания текста).
В зависимости от типа чтения, подразумеваемого при работе с тем или иным текстом, подбираются определённые типы заданий к нему. Так, при работе с текстом в рамках ознакомительного чтения можно использовать такие упражнения, как: вопросно-ответные, исправление ошибок, соотнесение/сопоставление, выбор правильного ответа из предложенных вариантов, верные/неверные утверждения.
В рамках поискового чтения: заполнение пробелов/пропусков, нахождение сходств и различий, заполнение таблицы, викторина.
В рамках изучающего чтения: перевод, «мозаика», восстановление последовательности. Основные виды упражнений перекликаются во всех типах чтения (вопросно-ответные, заполнение пропусков, исправление ошибок, верные / неверные утверждения и т.д.).
Перед педагогом предстаёт большой выбор различных методов и приёмов работы по обучению чтению, при выборе которых следует руководствоваться целью занятия, типом выбранного для чтения текста, а также этапами работы с ним. На начальном этапе преобладает чтение вслух, но оно является средством обучения чтению про себя. Приобщение к чтению про себя начинается уже на начальном этапе, являясь подчиненной формой чтению вслух. Чтение на любом уровне развития имеет практическую ценность, а связанное с этим ощущение успеха повышает интерес учеников к иностранному языку; оно является основным путем приобщения к культуре народа, язык которого изучается.
В результате чтения большого количества текстов у ученика развивается ощущение иностранного языка, благодаря чему ослабляется негативное влияние родного, что облегчает и убыстряет последующее развитие устной речи. Чтение необходимо рассматривать не только как цель, но и как средство обучения. Обучение иностранному языку тождественно овладению родным, чтение создает возможности для резкого увеличения речевой практики и в какой-то мере восполнит ее недостаток при обучении иностранному языку. Кроме того, чтение создает возможности для установления прямых связей между понятием и словом иностранного языка. Поэтому, независимо от цели обучения, начинать обучение нужно с чтения.