«Зимний фестиваль знаний 2025»

Разработка виртуальных экскурсий во внеурочной деятельности в начальной школе

Наиболее перспективно использование в обучении средств мультимедиа, поскольку мультимедиа позволяет задействовать в процессе обучения все каналы передачи информации, максимально включить все виды памяти.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки





Методическая разработка


РАЗРАБОТКА ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ




СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................


Глава I. Теоретические основы организации виртуальной экскурсии во внеурочной деятельности в начальной школе..............................................


1.1 Методические основы разработки виртуальной экскурсии в начальной школе.............................................................................................


1.2 Организация внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного стандарта начального общего образования......................................................................................................


Глава II. Практические основы организации виртуальной экскурсии во внеурочной деятельности в начальной школе…………………………………


2.1Составление внеурочных занятий………………………………………….


2.2 Анализ внеурочных занятий……………………


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................













ВВЕДЕНИЕ


Интенсивность научно-технического прогресса постоянно нарастает, наступивший век называют веком информации и информационных технологий. Одним из важнейших направлений модернизации современной школы является ее информатизация.

Наиболее перспективно использование в обучении средств мультимедиа, поскольку мультимедиа позволяет задействовать в процессе обучения все каналы передачи информации, максимально включить все виды памяти. По данным Г. Л. Бордовского «…внимание во время работы с обучающей программой на базе мультимедиа, как правило, удваивается, поэтому освобождается дополнительное время. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше».

Актуальность исследования обусловлена тем, что основной задачей современной школы является воспитание и вооружение ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является разработка и внедрение таких форм и методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей обучающихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества. Огромную роль в активизации деятельности обучающихся играет поисковый метод.

Виртуальная экскурсия – это интеллектуальная деятельность, которая способствует прочному усвоению знаний. Подобные экскурсии делают процесс воспитания более интересным, качественным и результативным. Проблемы воспитания и обучения обуславливают необходимость внедрения новых форм работы. Главной задачей виртуальных экскурсий является применение новых информационных технологий и погружение обучающихся в изучаемый материал.

Объект исследования — процесс организации виртуальных экскурсий в начальной школе.

Предмет исследования — виртуальные экскурсии во внеурочной деятельности в начальной школе.

Цель исследования — разработать виртуальные экскурсии во внеурочной деятельности в начальной школе по изобразительному искусству.

Задачи исследования:

1. Изучить методические основы разработки виртуальной экскурсии в начальной школе.

2. Проанализировать организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.

3. Составить внеурочные занятия.

4. Проанализировать проведенные внеурочные занятия.

Степень изученности проблемы. В разработку теоретико- методологических основ использования в обучении средств наглядности значительный вклад внесли труды классиков мировой и отечественной научной педагогики Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского. В современной педагогической науке сложились определенные теоретические взгляды использования возможностей персонального компьютера как средства наглядности, сформулированы положения, определяющие роль и место компьютера в системе средств обучения и его разнообразные педагогические возможности в работах Б.С. Гершунского, К.К. Колина, A.A. Кузнецова и др.

Информационные технологии используются для организации проектной и исследовательской деятельности учителей и обучающихся. Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяет поднять воспитательный и учебный процесс на новый уровень. Обучающиеся получают учебную задачу, определяют основные пути ее решения, находят эффективные приемы и средства самостоятельной работы.  Обучающиеся следуют принципам развивающего обучения: исследуют источники, сравнивают их, знакомятся с различными точками зрения, составляют таблицы. Информационные технологии способствуют развитию познавательных способностей, обучающихся: умение решать поставленные задачи, заниматься сбором, анализом и синтезом данных, извлекать из них информацию, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками. Информационные технологии развивают у обучающихся информационную культуру.

Методы исследования. В работе использовались теоретический анализ психолого-педагогической литературы и педагогическая разработка.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.





















ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


    1. Методические основы разработки виртуальных экскурсий в начальной школе


Экскурсия — целенаправленный наглядный процесс познания окружающего мира, построенный на слиянии зрительных и смысловых впечатлений. Во время экскурсии происходит взаимодействие экскурсовода, экскурсантов и заранее подобранных объектов для изучения. Это взаимодействие является экскурсионным процессом [].

Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой знания воспринимаются и усваиваются путем выхода к месту расположения изучаемых объектов и непосредственное ознакомление с ними.

Как метод обучения, экскурсии возникли в конце XVIII – начале XIX века, и способствовали развитию наблюдательности, самостоятельности. Прогрессивные педагоги России и Западной Европы, начали внедрять экскурсии в образовательный процесс, с целью разнообразить формы обучения. Наиболее часто используемыми на практике являются экскурсии по ознакомлению обучающихся с природой, изобразительным искусством. Довольно подробно Я.А. Коменский разработал принцип наглядности обучения. Он считал, что познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств. Однако не всегда учитель может организовать изучение самих предметов, самих явлений. Осуществляя наглядное обучение, учитель, по мнению Коменского, должен придерживаться следующих важных правил: необходимо сначала воспринимать предмет в целом, а затем каждую часть отдельно. Изучение частей предмета должно идти в определенной последовательности, от начала до конца, «чтобы глаз оставался на каждой части столь долго, пока не будет верно схвачен весь предмет, в его различных подробностях» [].

В 20-е годы XX века экскурсия рассматривалась как необходимый и обязательный элемент школьных занятий. Вплоть до настоящего времени экскурсия не потеряла свою значимость как способ организации обучения и воспитания детей. Воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта воспитанников; помогают установлению связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью; способствуют решению задач эстетического воспитания, развитию чувства любви к родному краю []. Таким образом, экскурсия развивает эмоционально-чувственную сферу, способствует повышению образовательного и культурного уровня, воспитывает любознательность, внимательность, нравственно-эстетическое отношение к действительности, прививает навыки исследовательской и практической работы по сбору и систематизации материалов об изучаемом объекте.

Одной из актуальных проблем является проблема применения инновационных педагогических технологий. В настоящее время лидирующее положение занимают методы и приемы обучения, основанные на использовании современных компьютеров, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования. Поэтому в современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. Один из вариантов применения новых информационных технологий в учебном процессе – виртуальная экскурсия [].

Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый. Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.[]

«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова дает определение понятию «виртуальный» — это несуществующий, но возможный []. Т. Ф. Ефремова в «Новом словаре русского языка» предлагает следующую трактовку данного термина: такой, который может или должен проявиться, возникнуть и т.п. при определенных условиях, возможный []. Виртуальной экскурсию делает интерактивный способ ее просмотра: посетители данной экскурсии могут «попасть» в соответствующее место, самостоятельно выбирая последовательность и точки осмотра, а также различную дополнительную информацию (фотографии, тексты, звук или видео по теме экскурсии).

Структура виртуальных экскурсий в целом соответствует структуре реальных экскурсий и включает ряд этапов: введение, проведение, заключение, использование результатов экскурсии на занятиях.

Экскурсию следует начинать с введения, оформленного в форме рассказа или беседы. Затем проясняется цель экскурсии и обозначаются ее основные моменты, для большей заинтересованности слушателей. Большую роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии. Переходя к самой экскурсии следует отметить, чтоб она не перешла в лекционный характер. В ходе экскурсии следует показать объект или объекты, которые были запланированы для показа, воссоздать зрительную картину исторического события, которое происходило вблизи этих объектов или действия исторических лиц, связанных с выбранными объектами. После изложения основной части экскурсии переходим к заключению. В заключение делается обобщение новых сведений, которые узнали дети, воспитатель формирует главные положения, собирает задания (если они были даны).

Показ в экскурсии должен преобладать над рассказом. Однако, показ экскурсионных объектов не должен являться простой демонстрацией, это максимально наглядный анализ зрительной информации, получаемый экскурсантами. Особенностью показа является возможность обнаружить те качества объекта, которые незаметны при первом взгляде на предмет.

Маршрут любой экскурсии должен представлять собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материала необходимо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему. Одно из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии — организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В рамках виртуальной экскурсии материал излагается в хронологической, тематической или тематико-хронологической последовательности.

Составляя рассказ виртуальной экскурсии учитель обращает внимание на то, что он должен раскрыть все подтемы. Материал должен быть кратким, с четкими формулировками, необходимым количеством фактического материала, составлен литературным языком.

Между виртуальной и традиционной экскурсией много общего, но есть и существенные различия. Не покидая учебного кабинета можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами города, области и даже страны. За один урок можно посетить несколько объектов: музеев, заповедников, природных сообществ, картинных галерей, что помогает организовать деятельность обучающихся по овладению научными знаниями. Преимуществами также являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность. В ходе виртуальной экскурсии обучающиеся не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа [].

В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. Острой проблемой для Начального общего образования становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках введения Федерального государственного стандарта начального общего образования приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий. Компьютерные технологии призваны помочь учителю давать более качественный материал. Виртуальные экскурсии раскрывают большие возможности для коррекционно-развивающей работы. Применение технологии виртуальных экскурсий позволяет собрать воедино основные способы передачи информации – словесно-логические, аудиовизуальные, кинестетические; активизировать три вида памяти – зрительную, слуховую, моторную [].

Таким образом, виртуальная экскурсия не заменяет личное присутствие, но позволяет получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. В ходе путешествия можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали, обозреть панораму издалека, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от нее, через активные зоны переместиться с одной панорамы на другую. Такие экскурсии интересны и эффективны. Методика подготовки виртуальной экскурсии мало, чем отличается от подготовки обычной экскурсии. Для организации виртуальной экскурсии так же, как и для экскурсии реальной, необходимо определить набор ключевых пунктов и сформировать для каждого из них заданный объем информации.

    1. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного стандарта начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования []. В соответствии с ФГОС НОО внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях [].

В неразрывной связи с целями внеурочной деятельности выделим основные принципы построения моделей организации внеурочной деятельности:

  1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Предполагает выявление запросов родителей и обучающихся и соотнесение с возможностями учреждения, особенностями программы развития.

  2. Принцип преемственности, заключающийся в выборе хотя бы одного направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе.

  3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности — реализация всех направлений внеурочной деятельности.

  4. Принцип учета социокультурных особенностей школы и программы развития образовательного учреждения.

  5. Принцип учета региональных разработок.

  6. Принцип взаимодействия с учреждением дополнительного образования, культуры и спорта.

  7. Принцип разнообразия форм внеурочной деятельности.

  8. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов.

  9. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта.

Согласно требованиям ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительному, социальному, общеинтеллектуальному, духовно-нравственному, общекультурному. Согласно ФГОС НОО организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Занятия осуществляются с помощью форм и видов внеурочной деятельности, тесно взаимосвязанных между собой. Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты []. Создатели методического конструктора внеурочной деятельности Д.В. Григорьев и П.В. Степанов считают, что в школе целесообразно использовать такие виды деятельности: игровую деятельность; познавательную деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательную деятельность; художественное творчество; социальное творчество; трудовую деятельность; спортивно-оздоровительную деятельность; туристско-краеведческую деятельность [].

Спортивно-оздоровительное направление способствует освоению младшими школьниками основных социальных норм, необходимых им для полноценного существования в современном обществе (ведение здорового образа жизни, сохранение и поддержание физического, психического и социального здоровья); развитию позитивного отношения к базовым ценностям современного российского общества. В процессе реализации данного направления предполагается мотивирование школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности; формирование и развитие детских общностей и коллективов, совместно участвующих в спортивно-оздоровительной деятельности []. Ведущими формами деятельности являются спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни здоровья; утренняя зарядка, организация оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе; контроль за соблюдением санитарно -гигиенических требований; оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажей.

Социальное направление связано с социализацией обучающихся. Основным содержанием понимания социализации является перевод младшего школьника в позицию активного члена гражданского общества. Социальное направление внеурочной деятельности предполагает реализацию социального творчества школьников. Социальное творчество школьников – добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме []. Данное направление может реализовываться через формы: поисково-исследовательская работа, встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотр фильмов, тематические сборы, творческие конкурсы и др.

Основной целью реализации общеинтеллектуального направления является активизация познавательной деятельности обучающихся, создание условий, которые способствуют вовлечению школьников в интеллектуально-творческий процесс, результат которого будет интересен не только самому ребёнку, но и окружающим, воспитание у школьника потребности и привычки к самоотдаче, общественно-полезной работе, насыщенной духовной жизни, умение сочетать свои интересы с интересами коллектива. Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие формы, как познавательные беседы, предметные факультативы, кружки, олимпиады, интеллектуальный клуб, исследовательские проекты, школьный музей-клуб и пр [].

Цель и задачи духовно-нравственного направления организации внеурочной деятельности обучающихся достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное представление о человеке. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации []. Данное направление реализуется через использование бесед, игры нравственного и духовного содержания; творческой художественной деятельность детей; использование мультимедийных технологий (например, задействование виртуальных экскурсий); организация выставок. тематических и творческих вечеров.

Основная задача общекультурного направления внеурочной деятельности состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается общекультурное воспитание. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала []. Общекультурное направление реализуется через кружки художественного творчества, прикладного искусства, посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, задействование игр-миниатюр, инсценирование сюжетов из истории, прослушивание музыкальных произведений и др.

Таким образом, организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО предполагает создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях. Использование внеурочной деятельности позволяет обучающимся раскрыть свой потенциал, способствует улучшению успехов в учебе и интереса к новым знаниям.






















ГЛАВА II.


1.1 Составление внеурочных занятий


Базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №23, Анапский район, пос. Просторный.

В учреждении реализуются следующие виды общеобразовательных программ: начального общего образования (срок получения 4 года); основного общего образования (срок получения 5 лет). Школа работает в режиме пятидневной рабочей недели. Продолжительность учебного года в первом классе составляет 33 недели, со второго класса 34 недели. Продолжительность урока в 1 классах 35 минут (1 полугодие), 40 минут ( 2 полугодие).

Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам. Учебный план начального общего образования реализуется в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом министерства образования Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (ред.от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Для реализации учебного плана в школе используется УМК «Школа России».

В рамках курсовой работы нами было проведено два внеурочных занятия. Первое занятие было направлено на получение обучающимися новых знаний и представлений о народных промыслах своей страны. Второе занятие имело коррекционно-контрольный характер и было направлено на закрепление знаний обучающихся.

Внеурочное занятие

Тема: «Народные глиняные игрушки»


Цель занятия – воспитать интерес и любовь к народным промыслам своей страны; познакомить воспитанников с древней русской игрушкой; ознакомить с традициями росписи глиняной игрушки.

Планируемые результаты.

Личностные УУД:

  • формирование у воспитанников ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

  • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

  • формирование духовных и эстетических потребностей;

  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

  • уметь пользоваться языком изобразительного искусства;

  • оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

  • уметь слушать и понимать речь других;

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Регулятивные:

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • учиться работать по предложенному плану;

  • учиться высказывать своё предположение (версию);

Материально – техническое обеспечение: презентация в программе Microsoft Office PowerPoint, персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Учитель.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не устали вы считать?

Может, лучше бегать, петь.

Или в дудочку дудеть?

Раз, два, три, четыре, пять.

Кончил дело – и гулять!

Вспомним-ка сейчас, друзья,

Что учили мы не зря.

(Обучающиеся приветствуют учителя, настраиваются на работу).

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Учитель.

Ребята, с чем вы познакомились на предыдущем занятии? (с народным промыслом)

Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством. Однако, чтобы узнать тему нашего занятия необходимо отгадать загадку.

Завелась неведомая птица — 

Всякий ей дивится:

Не поёт, не летает,

Вся горит и полыхает…

Это птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво-безделушка,

А зовут её …(народная игрушка)

3. Ввод в тему.

Учитель.

В мире существует удивительная профессия, которая пришла к нам из древних времен и продолжает существовать до сих пор, - мастер изготовления игрушек.

История изготовления народной игрушки уходит в глубокую древность. Игрушки, созданные русским народом, помимо забавы, создавались и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли ими свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.

В глиняной игрушке живут знакомые нам образы. Форма игрушек очень пластичная, но все же в разных местах необъятной России художники оригинально подходили к созданию ее образа.

4. Планирование работы.

Учитель знакомит обучающихся с маршрутом виртуальной экскурсии.

5. Изучение нового материала.

Родина филимоновской игрушки.

Филимоновская игрушка - старейший  народный художественный промысел  России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается  в древних летописях  XVI века. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины.

Разновидность филимоновских игрушек.

Филимоновская игрушка воплотила в себе очень большое разнообразие. Большинство филимоновских игрушек являются свистульками.

Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах, наездники на лошадях. Животные также исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

Филимоновские игрушки мастерили из красной глины. Филимоновская глина при сушке быстро покрываются трещинами, её приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Поэтому филимоновские игрушки – вытянутые фигуры с небольшой головой на непременно вытянутой толстой шее. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.

Основные цвета филимоновской игрушки.

Филимоновскую игрушку расписывают прямо по обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов, используется различное сочетание цветов. Роспись строится по традиционной схеме: сначала накладывают желтые полосы и пятна, затем их обводят красным, позже зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Мастера филимоновских игрушек ласково называют свою творения — лимонкой, малинкой, зеленкой. Цветовое решение почти всегда остается неизменным. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

Элементы росписи филимоновской игрушки.

При росписи человеческих фигурок меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главным является наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, несколько цветных каемок на тульи шляпки и вороте платья, юбка вся покрытая, лихо написанными узорами,что пестрит как солнышко.

Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, круги, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы.

В Филимоновской игрушке мы наблюдаем символы солнца, земли, воды, плодородия. В Филимоновской росписи мастера по-своему изображают близость к природе и свое восприятие мира.

6. Физминутка (видеосопровождение).

Родина каргопольской игрушки.

Родина Каргопольской игрушки - Русский Север, Каргопольский район Архангельской области. Искусство изготовления каргопольских игрушек — ис­кусство северной деревни, народ которой любит и бережно хранит предания старины, обожает сказки и веселые шутки-прибаутки, боготворит природу и ее обитателей, изображая их в глине.

Разновидность каргопольских игрушек.

В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям. Создавали и животных, как настоящих, так и вымышленных. 

Форма каргопольской игрушки.

Каргопольские игрушки кажутся нелепыми и тяжеловатыми: большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужчин в бороду-лопату. Расписаны игрушки в яркие или приглушенные тона с простым и ясным узором. Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными. Женщин часто наряжали в длинные сарафаны, заплетали волосы в косу, на шею вешали бусы, а в рукак у них изображался сверток с младенцем или блюда с едой. Мужские образы обладали густой бородой, шапкой или шляпой для защиты от солнца, расписной рубахой, свободными шароварами.

Основные элементы каргопольской росписи.

Роспись Каргопольской игрушки очень проста и выразительна. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. В росписи каргопольской игрушки преобладают круги, кресты, линии, точки. Знаки символизируют: круги, кресты, кольца — символы солнца; линия — земля; точка — зерно.

Основные цвета каргопольской игрушки.

Все элементы изображены в естественных тонах, приближённых к натуральным природным оттенкам. Предпочтительны розовые, зеленые, сиренево-синие, желто-оранжевые краски неярких оттенков.

Родина дымковской игрушки.

Еще в XVII веке изготовлением игрушек занимались художественные мастерские при Троицко-Сергиевской Лавре, где работали резчики, лепщики, столяры. Позже в Дымково возник промысел по изготовлению игрушек. Игрушки эти лепили и раскрашивали только женщины и дети, в основном зимой, когда в поле уже не было работы.

Разновидность дымковских игрушек.

Дымковские игрушки изготавливались для старинного весеннего праздника «Свистопляска», который был посвящен солнцу. Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни.  Каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки, поэтому невозможно найти две абсолютно одинаковые игрушки.

Форма дымковской игрушки.

Дымковские игрушки монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью. Характерной чертой дымковских игрушек является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. 

Основные цвета дымковской игрушки .

Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту. Мастера для росписи игрушек используют яркие, праздничные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.

Основные элементы дымковской росписи.

Прежде всего снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. Дымковские мастера наносят узор в свободной кистевой манере. Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами и символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы - знак плодородия; волны - знак неба и влаги.

Внимательно присмотревшись к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, можно увидеть, как мастер использует выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барышень. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит свое отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие тени. На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.

7. Заключение

Учитель.

В 2009 году в Одоеве открылся музей Филимоновской игрушки, в экспозиции можно увидеть работы и фотографии талантливых мастериц прошлого и нынешнего века, узнать много интересного об истории промысла.

В 2003 году в Каргополе был открыт Дом-музей семьи Шевелевых и каргопольской глиняной игрушки. В музее, на кухне с традиционной русской печью, проходят мастер-классы по изготовлению игрушки. Дымковской игрушке по-прежнему свойственна некоторая ирония: козлы и бараны наряжены в яркие шаровары, медведи играют на музыкальных инструментах.

Учитель благодарит обучающихся за посещение виртуальной экскурсии. Спрашивает о том, что больше всего понравилось, что нового узнали дети, интересна ли им данная форма работы.


Внеурочное занятие

тема: «народные глиняные игрушки. закрепление»


Цель занятия: закрепить знания обучающихся по пройденному материалу; побудить обучающихся к исследованию основных особенностей глиняных игрушек; выявить степень заинтересованности в предложенной теме.

Тема: «Народные глиняные игрушки. Закрепление».

Планируемые результаты.

Личностные УУД:

  • формирование у воспитанников ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

  • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

  • формирование духовных и эстетических потребностей;

  • духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к русскому народному творчеству.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

  • уметь пользоваться языком изобразительного искусства;

  • уметь формулировать собственное мнение и рассуждать о необходимости изучения особенностей русской глиняной игрушки;

  • уметь слушать и понимать речь других;

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

  • уметь структурировать знания.

Регулятивные:

  • анализировать собственную деятельность на уроке;

  • учиться работать по предложенному плану;

  • учиться высказывать свои предположения.

Материально – техническое обеспечение: презентация в программе Microsoft Office PowerPoint, персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран.



Ход занятия


1. Организационный момент

Учитель.

Я рада нашей новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел всем нам впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

2. Постановка проблемы

Учитель.

- Ребята, представьте такую картину: однажды три мастера из деревень Дымково, Филимоново и города Каргополь решили отвезти на столичную ярмарку свои изделия – глиняные игрушки. Но при встрече на столбовой дороге у них произошла неприятность: обозы столкнулись, и часть игрушек с трёх обозов упала на землю. Помогите мастерам собрать свои игрушки. (Изображения разных видов глиняных игрушек располагаются в центре доски на магнитах. Дети должны их прикрепить на три плаката, на которых используется стилистика данного вида игрушки - обозы, украшенные росписью, или декоративно оформленные названия деревень в стилях филимоновской, дымковской и каргопольской игрушек).

Учитель уточняет у детей, как будет выполняться задание:

- Ребята, чем вы будете руководствоваться, чтобы распределить данные игрушки на три группы? (ответы детей)

Проверяется задание вместе с обучающимися.

- Итак, ребята, нам удалось справиться с заданием? Если не совсем удалось, то почему? Где возникали трудности? В чём была проблема?

3. Целеполагание

Учитель помогает воспитанникам выделить цель дальнейших действий:

- Какова будет цель наших дальнейших действий?

(Проверить и закрепить знания об основных особенностях трех видов народных глиняных игрушек).

4. Работа по теме занятия

Учитель предлагает провести викторину, чтобы закрепить полученные ранее знания.

На экране проектора демонстрируются слайды с вопросами.

Выберите правильный ответ.

Филимоновская игрушка

1. Какое место является родиной филимоновской игрушки?

А) Тула Б) Филимоново В) Филимоновка Г) Филиковка

2. Из какой глины мастерили филимоновские игрушки?

А) Из белой Б) Из серой В) Из красной Г) Из желтой

3. Почему туловища фигур филимоновских игрушек вытянутые?

А) Считали, что это эстетично Б) Вытянутая шея была признаком красоты В) Глина покрывалась трещинами, ее приходилось заглаживать

4. При росписи филимоновской игрушки чему меньше всего уделяется внимание?

А) Лицам Б) Туловищу В) Одежде Г) Украшениям

5. О чем напоминают узоры филимоновской игрушки?

А) О геометрических фигурах Б) О детстве В) О природе Г) О связи человека с природой

Каргопольская игрушка

6. Какое место является родиной Каргопольской игрушки?

А) Русский Север Б) Восток России В) Юг России Г) Запад России

7. Какие элементы росписи преобладают в каргопольской игрушке?

А) Плавные линиии Б) Прямые линии В) Ломаные линии, кривые линнии Г) Круги, кресты, точки, линии

8. Какими являются основные цвета каргопольской игрушки?

А) Яркие, насыщенные тона Б) Темные, серые оттенки В) Тона, приближенные к натуральным оттенкам Г) Холодные цвета

9. Где и в каком году был открыт Дом-музей Шевелевых и каргопольской глиняной игрушки?

А) Каргополь 2009 г. Б) Архангельск 2005 г. В) Каргополь 2003 г. Г) Одоев 2007 г.

10. Соотнесите

Что означает в орнаменте каргопольской игрушки:

волнистая полоса

сруб колодца, или поле, земля

перекрещенные полоски

солнышко и небесные светила

круг со звездчатой серединкой

вода

Дымковская игрушка

11. В каком городе возник промысел по изготовлению дымковскх игрушек?

А) Дымерка Б) Дымково В) Дубовка Г) Дымарка

12. Для какого старинного праздника изготавливались дымковские игрушки?

А) Масленица Б) Пасха В) Свистопляска Г) Ивана Купала

13. Какие цвета используют мастера дымковских игрушек?

А) Естественные, приближенные к природным Б) Тусклые, темные, серые В) Исключительно теплые цвета Г) Яркие, праздничные цвета

14. Что является отличительным элементом росписи дымковской игрушки?

А) Снежной белизны фон Б) Большие, выразительные глаза В) Роскошно расписанные наряды Г) Бежевый, телесный фон

15. Какие узоры преобладают при росписи дымковских игрушек?

А) Плавные линии Б) Узоры геометрического характера В) Четкие, прямые линии Г) Образы растительного мира

5. Физминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок

И ещё разок.

А потом вприсядку,

А потом вприсядку,

А потом вприсядку,

И снова - по порядку.

Побежим мы по дорожке

Раз, два, три!

И похлопаем в ладошки

Раз, два, три!

И покрутим головами

Раз, два, три!

Все танцуйте вместе с нами

Раз, два, три!

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Учитель.

- Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат листы с шаблонами дымковских игрушек, но они почему-то без узоров. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших фигурок узоры и закончить работу над оформлением дымковской игрушки.

7. Рефлексия

Обобщение темы занятия, подведение итогов работы, организация и комментирование экспресс-просмотра детских работ.

Таким образом, нами были проведены внеурочные занятия, направленные на изучение детьми народного промысла своей страны. Первое внеурочное занятие, проводимое в форме виртуальной экскурсии, ознакомило обучающихся с родиной, разновидностями, основными цветами, росписью и ее элементами филимоновской, каргопольской и дымковской игрушек.


    1. Анализ внеурочных занятий


В ходе проведения внеурочных занятий было продемонстрировано достаточное владение педагогической теорией, применяемой на практике. Это реализовывалось в умении изучать и диагностировать уровень развития обучающихся, понимать их, организовывать совместную деятельность. Также было показано хорошее владение материалом, умение заинтересовать воспитанников, привлечь их внимание к изучаемой теме.

Удалось найти контакт с воспитанниками, путем заинтересованности в материале. В процессе воспитательной работы с обучающимися проявлялись педагогические способности и умения: доброжелательность, тактичность, умение увлечь детей общим делом. Процесс общения строился в соответствии с воспитательными задачами, возрастными, индивидуальными особенностями детей, а так же с уровнем развития классного коллектива.  Было показано умение управлять своим поведением, чувствами; наблюдать, переключать внимание воспитанников, устанавливать речевой и невербальный контакт с ними.

Обучающиеся активно принимали участие в ходе проведения занятий, проявляли интерес и внимание. В процессе занятий использовались разнообразные формы деятельности, что положительно повлияло на активизацию творческих способностей детей, их активность и вовлеченность в совместную работу.

Занятия были интересными, имели разнообразные формы работы. Ребята внимательно слушали, вступали в диалог с учителем и друг с другом, проявляли свою заинтересованность, приводили примеры из жизненных ситуаций. В процессе работы с виртуальной экскурсией воспитанники проявляли собственную инициативу, задавали вопросы, искали на них ответы, внимательно слушали учителя, рассказывали интересные факты, ранее им известные.

В ходе виртуальной экскурсии воспитанники, пользуясь представленными примерами работы над глиняными игрушками, выдвигали свои версии и варианты оформления глиняных игрушек, активно отвечали на вопросы викторины. Воспитанники с удовольствием погружались в мир народной живописи, предлагали варианты дальнейшей работы по данной теме.

Ребята положительно отнеслись к предложенному виду работы. Им было интересно. Они с удовольствием изучали новый материал, посредством виртуальной экскурсии. Сумели детально ознакомиться с филимоновской, каргопольской и дымковской игрушками; изучили их особенности и отличительные черты.

Воспитанники ответственно подошли к данному виду работы. На протяжении всех занятий поддерживалась дисциплина. Дети не отвлекались на занятии, внимательно слушали учителя.

Проводимые занятия были направлены на воспитание интереса и любви к народным промыслам своей страны; знакомство воспитанников с древней русской игрушкой, с традициями росписи глиняной игрушки; способствование эстетическому воспитанию школьников средствами народной художественной культуры.

Занятия были доступны и посильны каждому воспитаннику, так как были разработаны в соответствии с возрастными особенностями детей, обучающихся во 2 классе.

Актуальность данных занятий заключалась в необходимости развития умения видеть форму, цвет, декор игрушки, различать вариации орнаментальных композиций; иметь представление о народном промысле; эстетически подходить к любому виду деятельности.

Работа была направлена на погружение обучающихся в виртуальную экскурсию, посредством которой каждый воспитанник сумел наглядно изучить особенности народного промысла, запечатлеть в памяти характерные черты игрушек, свойственным различным территориальным местностям.

Время в ходе виртуальной экскурсии было рационально распределено (разделено на несколько смысловых этапов). Также для профилактики утомляемости был задействован комплекс физических упражнений.

В процессе работы над новым материалом, воспитанникам были продемонстрированы видеоматериалы, уточняющие представления обучающихся об особенностях филимоновской, каргопольской и дымковской игрушек. На занятии была дружелюбная атмосфера; воспитанники уважительно относились как друг к другу, так и к руководителю занятия, который в свою очередь выстраивал демократичный стиль общения с ребятами, пытаясь найти индивидуальный подход к каждому, стараясь выслушать каждого, ответить на интересующие вопросы.

Нам удалось доходчиво, понятно и конкретно донести до воспитанников новую информацию, алгоритм работы. Воспитанники в свою очередь, внимательно и с интересом отнеслись к новому для них виду деятельности. Хочется отметить, что, поскольку, занятие приобрело форму виртуальной экскурсии, воспитанники размещались на занятии в произвольном порядке. При чем, для полного погружения в атмосферу, целесообразным для нас стало убрать парты. Данное решение понравилось обучающимся, они свободно и комфортно чувствовали себя на занятии.

В процессе работы преобладало участие воспитателя потому, что виртуальная экскурсия носила тип «открытия нового знания» и учитель выступал в качестве оратора. Однако, обучающиеся также активно работали на занятиях, задавали вопросы, вступали в диалог с воспитателем, отвечали на вопросы для закрепления материала, создавали орнаменты дымковских игрушек.

Социальная и педагогическая значимость занятий проявлялась в целях воспитания толерантного отношение друг к другу, взаимного сотрудничества; воспитания усидчивости; духовно-нравственного развития посредством формирования особого отношения к русскому народному творчеству; развития образного мышления, речи, зрительной памяти, интереса к народному искусству, мотивация к учебной деятельности.

Обучающее и развивающее значение занятий было направлено на знакомство детей с историей возникновения глиняных игрушек; уточнение знаний и представлений воспитанников о народных глиняных игрушках, их особенностях; побуждение обучающихся к исследованию основных особенностей глиняных игрушек; воспитание позитивно-ценностного отношения к народному творчеству.

Таким образом,

























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основным фактором эффективности обучения является интерес обучающихся к восприятию учебного материала. Для успешной организации учебного процесса перед учителем встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. Мы считаем, что экскурсии могут являться весьма эффективной формой организации учебной работы.  Экскурсия является одним из наглядных методов обучения. Он состоит в демонстрации учащимся конкретных предметов, явлений и процессов в натуре или в виде изображений, которые воспринимаются с помощью внешних органов чувств.

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий такие, как виртуальные экскурсии. Использование информационно-коммуникационных технологий делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным и результативным. Виртуальные экскурсии позволяют расширить восприятие учебного материала через виртуальный, зрительный ряд, способствуя повышению эффективности усвоения учебного материала.

Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была актуальной. Наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через внеурочную деятельность.  Важно заинтересовать обучающихся после уроков, чтобы школа стала для них вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Нами было целесообразно провести внеурочные занятия в форме виртуальной экскурсии. Данная форма работы способствовала активной деятельности обучающихся, заинтересованности учебным процессом, активизации психических познавательных процессов.

































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – с. 22–24).

  2. Васильева, О. П. Применение информационных технологий в учебно - воспитательном процессе / О. П. Васильева // Классный руководитель. – 2008. - № 5. – С. 115 – 120.

  3. Гуненкова, Е. В. Для чего на уроке компьютер? [Текст] / Е. В. Гуненкова // Начальная школа плюс До и После. — 2007. — № 7. — С. 37−39.

  4. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение [Текст] / Б.В. Емельянов. – М: Советский спорт, 2007. – 216 с.

  5. Ефимов, В. Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников [Текст] / В. Ф. Ефимов // Начальная школа. — 2009. — № 2. — С. 38−43.

  6. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании : учебное пособие / И. Г. Захарова. - 4-е изд., стер. – Москва : Академия, 2008. – 192 с.- (Высшее профессиональное образование).

  7. Киселев, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / Г. М. Киселев. – Москва : Дашков и К, 2013. - 308 с.

  8. Климова, М. А. Компьютерные технологии на уроках [Текст] / М. А. Климова // Начальная школа плюс До и После. — 2014. — № 7. — С. 61−62.

  9. Коротков, Н. Информатика в школе: настоящее и будущее / Н. К Коротков // Народное образование. – 2008. - № 6. – С. 176 – 180.

  10. Ланин, А. А. Обогащение умственных ресурсов школьников средствами компьютерных технологий обучения [Текст] / А. А. Ланин // начальная школа плюс До и После. — 2009. — № 5. — С. 82−85.

  11. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение / Н. В. Матяш. – Москва : Академия, 2014. – 158 с.

  12. Машарова, Т. В. Современный урок в условиях федерального государственного образовательного стандарта [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / авт. и научн. ред. Т. В. Машарова; авт. А. А. Пивоваров и др. – Киров : Тип. Старая Вятка, 2015. – 108 с. – («Стандарты образования»). - Режим доступа: http://znanium.com.

  13. Мухина, С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении: учебное пособие / С. А. Мухина С. А., А. А. Соловьева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 384 с. – (Среднее профессиональное образование).

  14. Носов, Н.А. Виртуальная психология [Текст] / Н.А. Носов. – М.: Аграф, 2000. – 432 С.

  15. Токарева О.Ю. Применение виртуальных экскурсий на уроках литературы // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6445 (дата обращения: 11.01.2018).

  16. Фролова, Л. А. Использование современных технологий в образовательном процессе / Л. А. Фролова // Начальная школа. – 2008. - № 7. – С. 94 – 96.

  17. Белая К. Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ // Современное дошкольное образование. Теория и практика. № 4/2011.

  18. Виноградова Н. А. Интерактивная развивающая среда детского сада / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева // М. УЦ Перспектива: 2011.

  19. «Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие» / Под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2012.

  20. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2010.

  21. Строгонова Ю. В., Плаван Е. С. Виртуальные экскурсии как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 181-182. — URL https://moluch.ru/archive/149/41716/ (дата обращения: 10.05.2018).


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее