Тема урока: Наречие.
Форма урока: Урок объяснения нового материала.
Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.
Задачи:
- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.
- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.
- (направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.
Необходимое оборудование и материалы: Учебник «Русский язык» Канакина, Горецкий (4 класс), мультимедийный проектор, карточки-развески (развешиваются на стенах класса), карточки для групповой и парной работы.
Ход урока
Организационный момент:
Учитель: Добрый день уважаемые гости и ребята. Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой. Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку гостям. Я желаю вам успехов на уроке! Ученики:
Итак, русский язык, друзья.
Мы хороший дружный класс.
На вас надеюсь, как всегда.
Все получится у нас!
Учитель: Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили то, что уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка. Давайте определим тему нашего урока. (Работа в группах). Возьмите карточки и выполните задание.
Задание №1: Выявление наречий среди других частей речи
I группа: Веселье, весёлый, весело, веселиться II группа: Дружба, дружный, дружно, дружить III группа: Радость, радостный, радостно, радоваться |
Учитель: Поместим на доску слова неизвестной нам части речи, иными словами лишние слова, пусть это сделают представители от групп.
На доске вывешиваются слова: весело, дружно, радостно. Затем учитель расставляет на столах следующие карточки:
1 стол: Имя существительное.
2 стол: Имя прилагательное.
3 стол: Глагол.
Учитель: А теперь каждый из вас возьмёт карточку с любым оставшимся словом, и мы пересядем в соответствии с новым заданием. (Например, учащийся берёт карточку со словом веселье и пересаживается за стол с литером «Имя существительное»)
Учитель: Проверяем.
1 группа: Веселье, дружба, радость.
2 группа: Весёлый, дружный, радостный.
3 группа: Веселиться, дружить, радоваться
Учитель: Молодцы! Вы сегодня очень внимательны. Давайте вспомним, что мы уже знаем про каждую из этих частей речи. (Например, учащиеся под литером - «Имя существительное» рассказывают, что они знают об этой части речи и т.д. Таким образом, повторяется изученный материал.)
Учитель: Да, мы уже знаем, что такое имя прилагательное, существительное, глагол и даже местоимение. Но в русском языке есть и другие части речи. Доказательство этому - слова на доске.
Работа в путевых листах.
Учитель: А теперь возьмите путевые листы, запишите дату сегодняшней встречи. Запишем слова с доски аккуратно в путевых листах в столбик.
Учащиеся хором:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу (показываем).
Сяду ровно, не согнусь
За работу я возьмусь. (Выполняют задание)
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно ещё раз на записанные вами слова. Что вы заметили?
Выводы учащихся: имеют одинаковый суффикс.
Учитель: Выясним, на какие же вопросы отвечают слова неизвестной нам части речи.
В этом нам поможет глагол жить (слайд №1)
жить как? весело жить как? дружно жить как? радостно
На какой вопрос отвечают данные слова?
Выводы учащихся: слова неизвестной части речи отвечают на вопрос как?)
Учитель: Попробуем изменить эти слова по родам. В этом нам помогут существительные и вопрос как? (слайд №2)
девочка поёт как? весело мальчик поёт как? весело
Что заметили? Изменяются ли данные слова по родам?
Выводы учащихся: данные слова не изменяются по родам
Учитель: Узнаем, изменяются ли эти слова по числам.
(слайд №3)
Ветер шумит как? весело Ветра шумят как? весело
Изменяются ли эти слова по числам?
Выводы учащихся: данные слова не изменяются по числам.
Общий вывод: (слайд №4) Слова неизвестной части речи имеют одинаковый суффикс, отвечают на вопрос как? и не изменяются по родам и числам.
Учитель: Что же это за слова? (слайд №5) Наречия.
Наш язык и скромен, и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси – и представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым-бело!» - и увидишь зимнее село.
С белых крыш свисает белый снег, не видать под белым снегом рек.
Если скажешь слово ты «темно» - сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты – сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну а если скажешь ты «красиво»- пред тобою сразу вся Россия! (слайды №6-11)
Слово «наречие» - очень старое, оно встречалось еще в древнерусском языке. Оно означало «язык, слово, глагол». Древние римляне, которые впервые открыли эту часть речи, называли наречие «приглаголием». Главное в наречии то, что оно должно быть при глаголе. Наречия появились позже других частей речи. Все слова к тому времени уже были либо существительными, либо прилагательными, либо местоимениями, либо глаголами.
Учитель: Выполним следующее задание в путевых листах.
Задание №2 Выявление связи наречия с глаголом
Сравните предложения по смыслу
|
Учитель: Прочитайте предложения в первом столбике. Ясно ли из предложений первого столбика как летают ласточки? как чирикают воробьи? как стих ветер? Выводы учащихся: нет. Теперь прочитайте предложения второго столбика. Ясно ли из предложений второго столбика как летают ласточки и т.д.
Выводы учащихся: ясно, наречия делают речь более точной.
Выполнение следующего задания:
Учитель: Определим, с какой частью речи связано наречие. Поставьте вопрос к наречию. От слова какой части речи вы задавали вопрос. Выводы учащихся: от глагола.
Учитель: С какой частью речи связаны наречия? (с глаголами)
III. Работа по учебнику.
Учитель: Прочитаем правило в учебнике. Откройте стр. 74. Работа по вопросам:
1)На какие вопросы отвечают наречия? (где? когда? куда? откуда? почему? зачем?) 2) Что обозначают наречия? (признак действия) 3) Изменяются ли наречия? (Наречия не изменяются)
IY. Применяем новые знания.
Учитель: Поработаем в путевых листах.
Задание №3 Выявление наречий среди других частей речи
Выпишите из ряда слов только наречия. Быстро, светло, весло, гладко, кресло, смело, ловко, ведро, сладко, славно, медленно, мелко, бревно, заметно, ребро, редко, снова. |
Проверка.
Учитель: Наречия отвечают не только на вопрос как? Они отвечают на вопросы где? когда? куда? откуда и другие. Давайте выполним задание. Каждая группа получает карточку.
Глагол-помощник увидел, вопрос где?
Глагол-помощник встретил, вопрос когда?
Глагол-помощник сделал, вопрос зачем? с какой целью?
Учитель: Посмотрите на наречия, размещённые в классе. (На стенах, шторах находятся слова: вверху, внизу, справа, сегодня, завтра, вчера, назло, нарочно, нечаянно и т.д.) Каждая группа отыскивает наречия, соответствующие своему вопросу.
Проверка. I группа: вверху, внизу, справа Учитель: Наречия, отвечающие на вопрос где? – это наречия места. II группа: сегодня, завтра, вчера. Учитель: Наречия, отвечающие на вопрос когда? – это наречия времени. III группа. Наречия, отвечающие на вопрос зачем? – это наречия цели. Бывают ещё наречия причины, образа действия и другие.
Y. Физминутка
YI. Устная работа. (слайд №12-17)
Учитель: Поработаем устно. Заменим фразеологические обороты наречиями.
Идти черепашьим шагом – медленно
Кот наплакал – мало
Встать чуть свет – рано
Рукой подать - близко
Яблоку негде упасть – тесно
Жить душа в душу - дружно
Вывод: Наречия делают нашу речь более точной, выразительной. YI. Итог урока. Учитель: Сегодня мы в течение всего урока исследовали наречие, старались понять его особенности. Как же мы теперь охарактеризуем эту часть речи?
Закрепление материала (слайд №18). Рефлексия. (слайд №19).