Тема: «Решение задач на применение производной».
Г.Уральск, СОШ №14
Марьянова С.Б.
Класс 10
Цели урока:
обучающие – повторение и закрепление теоретического материала, т.е. актуализация опорных знаний и отработка умений находить производную функции, исследовать функцию с помощью производной; владение геометрическим и физическим смыслом производной; применение производной при выполнении заданий ЕГЭ; развивающие – формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности на основе расширения представлений о производной, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие внимания и памяти; -вовлечение учащихся в коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития; -научить детей работать в нестандартной ситуации; воспитательные – воспитание уважения к мнению других, умение слушать.
Ход урока
1.Организационный момент (сообщение темы и цели урока).
Сегодня с целью подготовки к ЕГЭ мы повторим и систематизируем знания по теме: «Производная и ее применение на практике». На столе у учащихся лист успеха (оценочный лист).
Для успешной сдачи ЕГЭ необходимы: прочные знание, хороший эмоциональный настрой. Потому что твёрдое убеждение в успехе, вера в свои силы – первый шаг к достижению цели. Поэтому включаем активность мышления, логики, памяти и начинаем работать на результат. В течение урока учащиеся заполняют лист ответа, оценивая свою деятельность на разных его этапах.
2.Актуализация знаний. Блиц-опрос по формулам. Решение математических задач ЕНТ базируется на фундаментальных знаниях формул.
- (uv)´=…
- (√х)´ =…
- (lnx)´ =…
-(хn)´=
- (ах)´ =…
- (сtgx) ´ = …
- (u/v)´=
- (cosx) ´=
Теоритические вопросы:
- физический смысл производной;
-геометрический смысл производной;
-признаки монотонности функции;
- условия существования экстремума.
Взаимоопрос
3. Проверка домашнего задания. Работа в тетрадях для коррекционных работ (самоконтроль). Проверка теста.
4.Устный опрос. (Презентация). Устный счет.
5. Найти ошибку
При решении тестовых заданий, в частности, при выборе ответа важно вырабатывать такое качество, как внимание. Поэтому следующее задание:
(uv)´=u´v – uv´
(sinx)´= - cosx
(5х+2)´=5х
(tgx)´=ctgx
(х3+4)´=3х+4
((2х-5)4)´=4(2х-5)3
6.Карточка по обмену. Приложение№1.
Решить задания и обменяться для проверки с парой.
7.Релаксация (под музыку гимнастика для глаз).
8.Решение задач по уровням. Приложение №2.
9.Практическое применение производной в быту. Приложение №3. Презентация.
10. Домашнее задание: Тест «Производная»
На следующем уроке – контрольный тест.
11. Итог урока. В течение урока учащимися заполняется оценочный лист. Считается итоговый балл.
12.Рефлексия - (нужное подчеркнуть)
Усвоил новый материал - отлично, хорошо, удовлетворительно, не усвоил
Мне на уроке было - интересно, трудно, скучно, я устал
Своей работой на уроке - я доволен, не доволен
Завтра я планирую - быть активнее, больше самостоятельности, задавать вопросы
«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Ян Амос Коменский
Приложение№1.
Карта обмена Фамилия _______________________________
Вариант 1
Производная функции равна
а) ; б) ; в) .
Производная функции равна:
а) ; б) ; в) .
Вычислить производную для функции :
а) ; б) ; в) .
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Фамилия _______________________________
Вариант 2
Производная функции равна:
а) ; б) ; в) .
Производная функции равна:
а) ; б) ; в) .
Вычислить производную для функции
а) ; б) ; в) .
Приложение №2.
Задачи по уровням.
Группа А (3б)
1).Точка движется по закону х(t)=2t³-3t. Вычислить скорость движения точки в момент времени t=2с.
2). Найдите производную функции: а) б) (2014г.)
3) Найти производную функции:
а) б) г) у = (4х-1)(4х+1) ( 2013г.)
4) Найдите производную функции: а) б) в) (2015г.)
5)Найдите производную функции а); б) (2013г.)
Группа В (4б)
2009г1). Найти абсциссу точки, в которой касательная к графику ф-ции у = образует с ОХ угол π/4.
2008г 2).Найдите угловой коэффициент касательной к графику функции у = 3ln х + 5,2 в точке с х0 =6.
2010г 3) Материальная точка движется прямолинейно по закону x (t) = (1/6) t2 + 5t + 28. В какой момент времени ее скорость была равна 6 м/с?
2012г 4) Какой угол образует с осью ОХ касательная к графику функции f(x)= (1 - х)3 в точке xo=3.
2013г 5) Найти промежутки возрастания и убывания функции f(x) = х3 - х2 – х .
2014г 6) Чему равен угол наклона касательной к графику функции у = −√3 cos х в точке х0 = π /2 ?
2015г 7)Найдите критические точки функции у =
2012г 8) Производная функции у = ln﴾sinx﴿ ?
2014г 9) Материальная точка движется по закону S(t)= t² - 9t + 8. В какой момент времени она остановится?
Группа С (5б)
2014г 1).Найти точки максимума и минимума для функции
2015г 2).Найти экстремумы функции f(x) =
2013г 3)Напишите уравнение касательной к графику функции f(x)= 3cos2х -1 в точке М(π/2; -4).
2010г 4)Тело массой 2кг движется по закону s(t)= t³ - 4t² + 2. Найти, какая сила действует на тело через 3с после начала движения.
2014г 5)Нужно огородить участок прямоугольной формы забором длиной 200 м. Каковы должны быть размеры этого прямоугольника, чтобы площадь была наибольшей?
4