«Осенний фестиваль знаний 2024»

Разработка урока-мероприятия Цена Победы

Цели:

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за нашу Родину, интереса к истории.
  2. Обобщение изученного материала.
  3. Развитие речи, памяти, умения выступать перед аудиторией

урок посвящается итогам Великой Отечественной войны. Эта война, в той или иной степени, затронула каждую семью. Наши деды и прадеды с оружием в руках отстояли свободу и независимость Родины, своей кровью завоевали право на мирную жизнь будущим поколениям.

Почти 75 лет отдаляет нас от событий прошедшей войны. Годы сгладили боль утрат, но не умаляют значения этого события, не меркнет Память о тех, кто завоевал нам мирную жизнь.

Наши задача на уроке: выявить какой ценой нам далась эта победа?

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема урока: Цена Победы

Цели:

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за нашу Родину, интереса к истории.

  2. Обобщение изученного материала.

  3. Развитие речи, памяти, умения выступать перед аудиторией.


1. Вступление (учитель). слайд 1

Сегодняшний урок мы посвящаем итогам Великой Отечественной войны. Эта война, в той или иной степени, затронула каждую семью. Наши деды и прадеды с оружием в руках отстояли свободу и независимость Родины, своей кровью завоевали право на мирную жизнь будущим поколениям.

Почти 70 лет отдаляет нас от событий прошедшей войны. Годы сгладили боль утрат, но не умаляют значения этого события, не меркнет Память о тех, кто завоевал нам мирную жизнь.

Наши задача на уроке: выявить какой ценой нам далась эта победа?

Слайд2 Каждый год салютует наша Отчизна в честь Великой Победы. Каждый год по брусчатке Красной площади проходят войска, отдавая дань памяти этому событию. Давно уже встала наша страна из руин и пепла. Но можно ли забыть, какой ценой нам досталась эта победа?


1-ведущий

Великая Отечественная война явилась крупнейшим событием истории XX века. Это была не только ожесточенная вооруженная борьба противостоящих сил, но и решительное противоборство с агрессором в экономической, дипломатической сферах, в области идеологии и психологии.

Цена Победы выражает сложный комплекс материальных, экономических, интеллектуальных, духовных и других усилий народа и государства, понесенного ими урона, ущерба, а главное людских потерь.

2-ведущий

Великая Отечественная война, эта кровавая схватка унесла миллионы человеческих жизней. Она закалила многих, но вместе с тем искалечила судьбы людей, круто изменила их жизнь, принеся им муки страданий, лишения, горечь и печаль.

Человеческие жертвы Советского Союза являются главной составляющей цены Победы. Однако процесс выявления людских потерь в Великой Отечественной войне имеет сложную историю. В 1993 году, когда гриф секретности был снят, стала известна похожая на правду, но далеко не полная информация о человеческих жертвах в года Великой Отечественной войны.




1-ведущий

Потери составили 27 миллионов человек. Но при подсчете этой цифры не были учтены ни те десятки и сотни тысяч людей, которые продолжали умирать после окончания войны в военных госпиталях, гражданских больницах, в домашних условиях и в домах инвалидов. Также не были учтены те косвенные потери, которые понесла наша страна из-за не родившихся детей, их детей, их внуков и правнуков.


2-ведущий слайд3

Что известно нашему поколению о концентрационных лагерях фашизма?

Лагеря представляли – одно из наиболее жестоких явлений геноцида XX века, их создают в 1933 году с момента прихода к власти в Германии Гитлера. В атмосфере кровавого террора, разглагольствования о преимуществах «арийской расы» над другими народами.

11 апреля – День памяти узников фашистских концентрационных лагерей.По приблизительным подсчетам за время фашистской оккупации Европы было уничтожено в лагерях смерти более 12 млн. человек, среди них 6 млн. евреев.

Вспомним тысячи поимённо,

Голод, холод и рабский труд.

Вспомним заживо погребённых

И жестокий фашистский кнут.

И. Троицкая.


Слайды 4 -5(учитель).


1-ведущий (слайд6-7)

К концу войны, в 1945 году на территории одной только Германии насчитывалось более 80 концлагерей, в которых содержалось 850 тыс. узников. А сколько лагерей выстроили гитлеровцы в завоеванных им странах – Польше, Австрии, Чехословакии, Югославии, Белоруссии, Украины…
Оторванных от Родины, от родных и близких, узников фашисты использовали на непосильных работах – в шахтах, каменоломнях, на рытье тоннелей. Заключенные гибли от истощения, от нечеловеческих условий труда и содержания.


Чтец-1 слайды 8,9.


Дахау (пауза) -первый концентрационный лагерь в фашисткой Германии. Был основан в марте 1933 года в 17 километрах от Мюнхена. Всего за время существования лагеря в нём находилось 250 тысяч человек из 24 стран. Около 70 тысяч там были зверски замучены или убиты. 140 тысяч были переведены в другие лагеря, 30 тысяч дожили до освобождения. Дахау приобрел зловещую известность во время войны как один из самых ужасных концлагерей, где проводились преступные медицинские опыты над людьми. Только в 1941-1942 гг. там было проведено около 500 экспериментов над живыми людьми. Высокопоставленные нацисты регулярно посещали Дахау, где наблюдали за этими опытами.

Узники работали и днем и ночью, а тех, кто уже не мог работать отправляли в крематорий. У всех пленников отбирались ценные вещи и одежда, даже золотые коронки с зубов. По всем изъятым предметам тщательно велась документация. На таком варварском бизнесе Германия заработала несчетное количество денег.

Дети Дахау должно быть, это одно из самых страшных страниц в истории гитлеровских злодеяний. В газовых камерах лагерей уничтожения погибло сотни тысяч детей, некоторые были угнаны фашистами в Германию.


Чтец-2 слайды 10-11

Бараков цепи и песок сыпучий

Колючкой огорожены кругом.

Как будто мы жуки в навозной куче

Здесь копошимся, здесь живем.

Чужое солнце всходит над холмами,

Но почему нахмурилось оно?

Не греет, не ласкает нас лучами-

Безжизненное, бледное пятно…


Чтец-3 слайды 12-13

Маутхаузен (пауза). Создан в июле 1938 года в 4 км. От города Маутхаузен в качестве филиала Дахау. В этом лагере находилось 335 тысяч заключенных человек из многих стран мира. Только по сохранившимся записям в лагере было уничтожено свыше122 тысяч человек. В этом лагере в феврале 1945 года был зверски замучен генерал Карбышев.


Чтец-2 слайд14

17 февраля 1945 года в 12 часов дня с очередной тысячей заключенных привезли в Маутхаузен Дмитрия Михайловича Карбышева. Его отобрали в особую группу и подвергли садисткой извращенной казни. Не петлей и не газом, не огнем, а водой.

Узникам велели до гола раздеться. При 12-ти градусном морозе, на лютом ветру их держали несколько часов на площади.

Для многих такая экзекуция была невмоготу. Коченели, падали бездыханными. Остальных затолкали под горячий душ. Оттуда - обратно на площадь, под нацеленные брандспойты - леденящий душ «шарко» на морозе.

И опять уцелевших – в баню. А оттуда опять на площадь. Потом немногие очевидцы рассказывали, как… по ледяному катку, сверкавшему всеми цветами спектра – от красного до фиолетового, - метались голые люди… Метались между стеной бани и каменной стеной, силясь подняться, спастись от острых, как жало, струй ледяной воды, бивших из брандспойтов…





Чтец-3 слайд15

Гоготали, ржали эсесовцы, напором воды сбивая с ног тех. Кто еще пытался встать. Один за другим превращались в ледяные изваяния люди. И среди них один седовласый человек, упиравшийся в чернокаменную стену. Он был прикован к стене ледяной цепью, а острые и холодные клювы терзали его иссушенное мукой тело….

Человек этот кричал! Нет, он не проклинал палачей! Он обращался к оставшимся в живых! В последней несломленной гордости, в последних словах своих он был с теми, кто оставался на земле:

-Бодрей, товарищи! Думайте о своей Родине, и мужество не покинет вас…

Кто был этот старик, медленно и неумолимо превращавшийся в ледяной памятник? Карбышев! Дмитрий Карбышев! Советский генерал. И были эти слова , передававшиеся из уст в уста, как знамя, как факел в ночи.


Чтец-4 слайд16-17

Бухенвальд (пауза). Немецко-фашисткий лагерь. Создан в 1937 году в окрестностях города Веймара. За 8 лет около 239 тысяч человек были узниками этого лагеря. Всего в Бухенвальде было замучено 56 тысяч человек. Цель лагерной системы было наибольшее уничтожение количества заключенных путем доведения их до смерти.

В лагере человек терял свое имя и фамилию. Он получал порядковый номер, арестантскую полосатую одежду.

Одним из способов уничтожения узников была система так называемого лагерного питания. Узники не всегда получали даже мизерную порцию пищи. Их постоянно обкрадывали.

Узники работали по 16 часов в сутки. Запрещались любые перерывы.

Смерть витала повсюду, о ней напоминало буквально всё: удушливый дым крематория, выстрелы, пытки и издевательства.

Крематорий – был самым страшным местом в лагере, обычно туда приглашали заключенных, под предлогом осмотра у врача, когда человек раздевался , ему стреляли в спину. Таким образом, в Бухенвальде были убиты многие тысячи узников.


Чтец-5 слайд18-19

В Бухенвальде тоже проводились медицинские опыты. В основном занимались разработкой противотифозной вакцины, при этом использовали людей в качестве подопытных кроликов. Людей оперировали без наркоза, удаляли им половые органы.Заключенные проверялись на способность выдерживать низкое атмосферное давление и низкие температуры организма. Некоторые убивали заключенных посредством инъекций фенола в сердце. Также проводились и другие эксперименты: опыты по заражению лихорадкой, оспой, паратифом, дифтеритом. Экспериментировали и отравляющими веществами. Карл Кох был комендантом лагеря, но особой извращенность выделялась его жена – Ильза Кох. В лагере её боялись больше самого коменданта. Она постоянно наносила удары плетью заключенным, травила на них овчарку, но особенно она интересовалась татуировками на коже заключенных. Из которой потом делали разнообразную домашнюю утварь. Был только один надежный способ не попасть ведьме на абажур – изуродовать себе кожу или умереть в газовой камере.

Для неё было удовольствием переписываться с жёнами заключенных и давать им советы, как превратить человеческую кожу в экзотические переплеты книг, абажуры, перчатки или скатерти для стола.

Международный день освобождения узников фашизма отмечается 11 апреля потому, что именно в этот день в 1945 году узники Бухенвальда, узнав о подходе союзных войск, успешно осуществили вооруженное восстание, обезоружили и захватили более 800 эсэсовцев и солдат охраны, взяли в свои руки руководство лагерем и только через двое суток дождались прихода американских солдат.


Чтец-4 слайд 20

Ещё железной хваткою за горло

Фашистская неволя держит нас,

Но слышу, слышу поступь войска

А значит, близок избавленья час.

Мне видится тот свет, который будет

Сквозь мрак тюремный тот, который есть…

Друзья мои! Израненными пальцами

Отстукиваю вам свободы весть!

Идут освободители - солдаты, их сила

Разорвет наш черный плен –

Передайте эту весть товарищам

По гулким проводам тюремных стен

Идут. Идут! Ломайте же решетки

Во всех застенках, здесь и вдалеке:

Должны оковы всюду стать оружьем

У нынешнего узника в руке!


Чтец-6 слайд 21-22

Освенцим (пауза). Был создан фашистами на территории оккупированной Польши, около города Освенцим близ Кракова в 1940 году. Это был комбинат уничтожения людей с помощью техники. За годы существования в нем было уничтожено свыше 4 миллионов человек. Крупнейший концентрационный лагерь Освенцим – был одновременно и трудовым лагерем. Стариков и женщин с детьми отправляли в «душегубку» сразу, буквально через несколько часов. В этом лагере проводились чудовищные опыты, а в качестве «подопытных» предпочитали использовать женщин и детей. Очень многие опыты кончались быстрой и мучительной смертью подопытных заключенных. После окончательного использования заключенных для экспериментов их убивали и сжигали. Этим путем стремились уничтожить свидетелей своих бесчеловечных опытов. Осенью 1944 года в лагере произошло стихийное восстание, которое было жестоко подавлено.


Чтец-7 слайд 23

« Гестаповец вынимает револьвер и отходит к окну. Черная дурочка дула глядит мне в глаза.

- Я пристрелю тебя, как собаку, если ты не перестанешь буйствовать,- кипит он.

- Дурак, - отвечаю я. Мне смешно. Я как раз и хочу того, чем он пытается испугать: умереть. Я начинаю рваться изо всех сил. Мне удается ударом ноги опрокинуть стол. Меня хватают за ноги и привязывают их к ножкам стула. Я устаю, и мне опять хочется пить. Выжидаю, когда они от меня отойдут. Пробую опрокинуться вместе со стулом – не удается6 очевидно ножки стула вделаны в пол. Что же еще предпринять, чтобы заставить гестаповца сделать выстрел.

- Дай воды,- прошу его.

Он быстро подходит и отвешивает мне оплеуху. Я презираю его за этот удар. Я плюю, стараясь угодить ему в лицо, и ругаюсь. Гестаповец вытирает платочком подбородок и, зеленый от бешенства, садится на стол.

- Приготовьте иглы, - кидает он в сторону.

Сейчас я в третий раз попаду в чудовищный мир, сотканный из одной боли. Что же… Я познакомлюсь с настоящими пытками. Зарезаться мне не удалось. Умереть от зверских побоев не пришлось. Может быть, сердце само догадается разорваться? Сердце, сердце, зачем ты такое сильное? Все говорили, что ты даешь людям счастье. Какое счастье ты даёшь? Что ты дало в мои двадцать лет? Я стискиваю зубы. Я готов на всё… Я чувствую острый удар в мозг и длинную испепеляющую боль. Что - то черное, удушливое наваливается на меня и стирает во мне все ощущения».


Чтец-6 слайд 24-25,26

Идет к нам, идет справедливость,

Тупую долой терпеливость!

Рабы в кабале у машины,

Пора уже выпрямить спины,

В бараки, землянки, заводы

Врывается солнце свободы.


Чтец-8 слайд 27

Майданек (пауза). Предместье города Люблин (Польша). Осенью 1941 года здесь был создан один из немецко-фашистских лагерей массового уничтожения людей. В Майданеке было истреблено около 1,5 миллиона человек.

« когда с Майданека налетал ветер, жители Люблина запирали окна. Ветер приносил в город трупный запах. Нельзя было дышать, нельзя было, есть, нельзя было жить. Ветер с Майданека приносил в город ужас. Из высокой трубы крематория в лагере круглые сутки валил черный смрадный дым. Дым относило ветром в город. Над люблинцами нависал тяжкий смрад мертвечины. К этому нельзя было привыкнуть. Печами дьявола звали поляки печи крематория на Майданеке и «фабрикой смерти».



Чтец-9 слайд28

Нас вывели, и казнь настанет скоро.

На пустыре нас выстроил конвой…

И чтоб не быть свидетелем позора,

Внезапно солнце скрылось за горой.

Вокруг стоят прислужники Черчета,

И кровь щекочет обонянье им!

Они не верят, что их песня спета,

Что не они, а мы их обвиним!

Пусть палачи с кровавыми глазами

Сейчас заносят топоры.

Мы знаем, правда, все равно за нами

Враги лютуют только до поры.


Чтец-10 слайд29-30

Саласпилс (пауза). Железнодорожная станция на линии Рига - Огре в Латвии. Вблизи этой станции был устроен лагерь смерти, в котором было уничтожено более 100 тысяч человек. Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых стали использовать для отбора крови на нужды военных госпиталей, вследствие чего дети быстро погибали.

Это не был лагерь уничтожения, такой как Майданек или Освенцим, но в него люди посылались только с одной целью — чтобы они умирали мучительной смерть. По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 100 тыс. человек, около 3 тысяч детей в возрасте до 5 лет.


Чтец-9 слайд 31-32

Их расстреляли на рассвете,

Когда вокруг редела мгла.

Там были женщины и дети,

И эта девочка была…

Сперва велели им раздеться и стать

Затем ко рву спиной.

Но прозвучал тот голос детский,

Наивный, чистый и живой

- Чулочки тоже снять мне дядя?

Не осуждая, не грозя

Смотрели, прямо в душу глядя,

Трехлетней девочки глаза

- Чулочки тоже снять мне дядя?

В смятении на миг эсэсовец обмяк.

Рука сама собой с волненьем вдруг

опускает автомат

Он словно скован, взглядом синим,

И кажется, он в землю врос

- Глаза как у моей Неминьи,

во мраке смутно пронеслось

Охвачен он невольной дрожью

Проснулась в ужасе душа.

Нет! Её убить, её не сможет…

И дал он очередь спеша.

Упала девочка в чулочках, снять

Не успела, не смогла.

Солдат, солдат, что если б дочка

Твоя вот так бы здесь легла?

И всюду взгляд её светился,

И всюду чудилось опять.

И не забудется отныне

- Чулочки тоже, дядя снять?...


Ведущий-1 слайд 33

Нелегкая доля выпала на участь узников лагерей смерти. Многие бывшие заключенные стараются не вспоминать ту жизнь. Но это была не единственная проблема людей вернувшихся из лагерей. Казалось после освобождения они должны были начать новую счастливую жизнь. Но по возращению на Родину их жизнь мало, чем отличалась от жизни в концлагерях. Правительство СССР посчитало этих несчастных неблагонадёжными. Проводились бесчисленные фильтрации, практически всех ссылали в лагеря особого назначения. Но в чем же были виноваты эти люди? Они же никого не предавали. На их месте мог оказаться любой. Сейчас узников концлагерей осталось немного, надо подумать о том, сколько они пережили за свою жизнь.


Ведущий-2слайд34

«Никогда в жизни я не встречал такого количества и в таком виде измождённых людей. Они поистине прошли крестовый путь, путь невыразимых мук и невообразимого издевательства. Эти люди – жертвы гитлеровских палачей и убийц».

Якуб Колас. «Лагерь смерти».


Ведущий-1 слайд 35

Такую награду получили оставшиеся в живых узники концлагерей. Это память о тех винкелях, которые носили они на левом рукаве. Он представлял собой треугольник, окрашенный в разные цвета в зависимости от категории: красный цвет — для политических заключённых, жёлтый — для евреев, зелёный — для уголовных преступников, чёрный — для цыган и т. д. В центре треугольника стояла буква, указывающая национальность. Русский винкель представлял из себя красный треугольник с буквой «R», позже «SU» — Советский Союз.





Ведущий-2 слайд36

«9 мая 1945 года … фельдмаршал Кейтель подписал капитуляцию фашистской Германии. …Общая ненависть к фашизму … должна и сейчас сохраниться в арсенале наших чувств.


Чтец1 Фашизм – это человеконенавистничество.


Чтец2 Фашизм – это презрение к другим народам.


Чтец3 Фашизм – это культ грубой силы.


Чтец4 Фашизм – это унижение человеческой личности.


Чтец5 Фашизм – это идеология, при помощи которой один человек хочет сделать … другого человека рабом.

учитель …Фашизм существует до сих пор, существует в разных формах , открытых и скрытых, и эта болезнь не из тех, которые излечиваются просто солнцем и свежим воздухом».

Мы не должны забывать уроков Второй мировой войны!


Чтец 6 слайд37


Звенят колокола... Их тягучий, морозящий душу гул воспринимается как набат. Он взывает не только к памяти погибших, ко всем живущим на земле, он призывает:
«Люди! Не забудьте! Не допустите новых злодеяний фашизма. Мы победили фашизм!
Мы спасли человечество!
Мы спасли мир!
Мы не хотим, чтобы на полях сражений оставались известные и неизвестные солдаты!
Мы не хотим всемирной войны!
Вспомним всех поименно…
Горем вспомним своим!

Это нужно не мертвым – это нужно живым!

Учитель слайд 38

Пройдут ещё десятки и сотни лет, но величие Победы, совершенное нашим народом в годы Великой Отечественной войны, не изгладится из памяти поколений.

Чем дальше отделяет нас время от грозных лет войны, тем величественнее бессмертный подвиг, совершенный советским народом во имя Родины.

Давайте все встаним и почтим мунутой молчания тех, кто погиб в этой страшной войне….

Спасибо за урок!!!!

9



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее