Тема урока: Состав и строение гидросферы.
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.
Класс: 6
1.Содержание урока (перечень дидактических единиц)
Гидросфера-водная оболочка Земли. Состав и строение гидросферы. Свойства воды. Круговорот воды в природе.
2.Деятельность обучающихся
Виды
-сравнивают соотношение отдельных частей гидросферы;
- выявляют взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе».
Формы
-работа со шмуцтитулом;
-работа с текстом учебника;
-работа с рисунком «Состав гидросферы и распределение воды в ней»
-участие в обсуждении единства гидросферы.
3.Планируемые результаты
Предметные
-знать и раскрывать существенные признаки понятий «гидросфера», «круговорот воды»;
-называть части гидросферы, агрегатные состояния воды;
-объяснять взаимосвязи отдельных частей круговорота воды, процессы, происходящие при круговороте воды;
-описывать значение воды для жизни на планете;
-объяснять значение круговорота воды для природы Земли;
-доказывать единство гидросферы.
Метапредметные
-преобразовывать схему(модель) для решения задачи;
-владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-устанавливать и сравнивать разные точки зрения;
-аргументировать свою точку зрения;
-проводить самостоятельный поиск географической информации, раскрывающей единство гидросферы;
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, в дискуссии;
- делать аргументированные умозаключения и выводы.
Личностные
-использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей;
-уметь вести диалог на основе взаимного уважения;
-корректно отстаивать свою позицию;
-понимать существование разных мнений и подходов к решению проблем.
4.Диагностический инструментарий
-тетрадь «Мой тренажер»
-задания на стр.90 учебника
Ресурсное обеспечение программы
-параграф 26 учебника;
-транспарант «Гидросфера», компьютер, мультимедийный проектор.
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Организационный момент. | | Обеспечение мотивации и принятие учащимися учебно-познавательной деятельности. | Слушают учителя. | 2 |
2. | Актуализация знаний. Стадия вызова. | ЭОР №1, слайд №1
| Учитель предлагает учащимся прослушать отрывок из произведения Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц» и ответить на вопрос:
Предлагает посмотреть на экран, на слайд №1. Предлагает определить тему урока. | Предлагают варианты ответов: 1.Вода встречается в морях и океанах, реках, озерах, болотах, выпадает в виде осадков. 2. Жидкое - дождь, твердое - лед, снег, газообразное - пар. 3. О гидросфере.
Записывают тему в тетрадь «Состав и строение гидросферы». Смотрят на слайд. | 3 |
3. | Мотивация и целеполагание | | Предлагает определить значимые цели урока для каждого. | Учащиеся настраиваются на мыслительную деятельность. | 2 |
4. | Усвоение новых знаний и способов действий.
| ЭОР №2 | Предлагает учащимся посмотреть слайд «Земля из космоса» и ответить на вопрос: «Почему Землю называют «Голубой планетой»?»
| Учащиеся слушают учителя, смотрят демонстрацию, отвечают на поставленный вопрос:
| 8 |
5. | Первичная проверка понимания
|
ЭОР №3
ЭОР №1, слайд №2
| Учитель читает стихотворение С.Щипачева (стр. 48 в тетради-тренажере) и просит ответить на вопрос, «О каком процессе идет речь?»
Учитель предлагает посмотреть на слайд «Круговорот воды в природе». Объясняет схему круговорота.
Учащимся предлагается работа с учебником – анализ схемы «Сколько воды на Земле и сколько поверхности земного шара занято водой?».
Учащимся предлагается посмотреть на слайд «Состав гидросферы» и сделать вывод.
| Ученики отвечают на поставленный вопрос. Ответ: о мировом круговороте воды.
Смотрят на слайд. Зарисовывают схему в тетрадь.
Учащиеся работают с учебником на стр.88, рис.58. «Состав Гидросферы и распределение воды в ней». Ответы:
Учащиеся смотрят на схему и делают вывод, что самый большой процент составляют моря и океаны. | 5 |
6. | Усвоение новых знаний и способов действий.
| | Учитель предлагает работу не стр.47 тренажера (зад.1) Вопро:.используя текст учебника подберите факты о том, что: а) без воды нет жизни б)вода- связующее звено между земными оболочками | Ответы учащихся: 1.океан богат живыми организмами. 2.человек не может прожить без воды больше недели. 3.Вода проникает в литосферу. 4.в атмосфере содержатся водяные пары ит.д. | 12 |
7. | Закрепление знаний и способов действий.
|
ЭОР №1, слайд №3
| Предлагает работу с дополнительным текстом и по нему составить схему.
Учитель слушает и корректирует ответы.
Работа по группам на основе дополнительного текста 1 группа составляет схему «Роль воды в жизни человека» 2 группа «Роль воды в природе» Учитель предлагает посмотреть на слайд №3 и сравнить схему со схемами учеников. Учитель заканчивает изучение темы «Чтобы не быть с географией в споре». | Прослушав, учащиеся определяют явление, на основе ранее полученных знаний в курсе природоведения называют факторы, без которых невозможен был бы круговорот воды в природе. Примерный ответ: «Солнечное тепло, движение атмосферы». Учащиеся работают в группах и на основе текста и определяют, какой круговорот воды у них описан на схеме. Примерные ответы учащихся: 1 группа - местный круговорот воды, 2 группа – малый круговорот воды, 3 группа – мировой круговорот воды.
Ученики работают с дополнительным материалом и составляют схемы.
Смотрят и сравнивают, дописывают неточности. | 5 |
8. | Подведение итогов урока.
| | Предлагает определить уровень своих достижений. | Оценивают степень достижения целей урока. | 3 |
9. | Рефлексия. | | Учащимся предлагается составить кластер «Состав гидросферы». | Составляют кластер, зачитывают наиболее интересные. | 3 |
10 | Домашнее задание. | | Учитель задает трехуровневое домашнее задание. 1 уровень: вопросы 1-4 учебника. 2 уровень:вопросы 6-7 учебника «Это я могу» 3 уровень:задание 25 в тетради-тренажере стр.54 | Записывают в дневник. | 2 |
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Гидросфера - водная оболочка Земли.
| Информационный | Текст, схемы | http://fcior.edu.ru/card/7654/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-gidrosfera-i1.html
|
2. | Космический снимок Земли | Информационный | Фотоснимок | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6dbabff8-193f-a4f3-37fb-85adfe646b2a/0003131G.htm
|
3. | Круговорот воды в природе | Информационный | Рисунок | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1fd2eeeb-73a6-e284-7501-290302808fa8/0003218G.htm
|