Тема урока: «Миграция населения» -9 класс
УМК: Учебник Е.М. Домагацких.Н.И. Алексеевский; Н.Н. Клюев – «Русское слово»; компьютер, мультимедийная установка, презентация «Миграция населения»; графики, рисунки в учебнике; Дидактический материал с компетентностно-ориентированными заданиями (КОЗ).
Цель и задачи с указанием компетенций:
образовательная: создать условия для осмысления блока новой информации средствами критического мышления: знать особенности миграции России, уметь объяснять направления миграций в России;
развивающая:
уметь использовать дополнительную литературу для расширения знаний о процессах миграции в России; развитие интереса к предмету; познавательной активности;
Развивать основные компетенции:
Информационная:
извлечение первичной информации, второй уровень;
первичная обработка информации (систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры), первый, второй уровень;
обработка информации (делает вывод на основе полученной информации), второй уровень.
Коммуникативная:
продуктивная групповая коммуникация, уровень первый, второй
публичное выступление, уровень первый
воспитательная:
Воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому.
Задачи урока :
- предметные: формирование знаний о миграционных потоках России; знать особенности миграция в России;
- метапредметные:
регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.
познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать факты и понятия
коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию.
- личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к географии, как науке
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: создание условий для развития познавательной активности в оценке географических фактов и явлений; организация частично-поисковой деятельности; создание проблемной ситуации.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать особенности миграции в России, уметь выявлять причины миграции, усвоить новые географические понятия, развивать навыки работы с текстом учебника, учебной и контурной картой
Ход урока:
На доске эпиграф урока «Люди не перелетные птицы, их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами» Н.Н.Баранский.
Учитель мотивирует учащихся на изучение темы Психологический настрой на урок.
-Здравствуйте. Пожелаем хорошего настроения
Ребята, мы несколько уроков знакомимся с населением России. Наша Родина велика. Необозримы и прекрасны её просторы. Но самое прекрасное – это наш народ.
Для того чтобы беззаветно любить свою страну, надо знать её историю, уметь ценить и понимать красоту, созданную и завещанную нам нашими славными предками. А главное, любить свой край.
У каждого есть Родина своя,
У каждого есть дом, где он родился,
А где родился, там и пригодился
Вот так у нас в народе говорят.
Николай Дружков
1. Актуализация знаний. Именно после этого стихотворения мне хочется узнать, насколько хорошо вы изучили предыдущею тему урока. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
А для этого, я проведу небольшой географический диктант.
Численность населения России составляет 145 млн. человек
В каком году прошла последняя перепись населения России 2010 год.
Резкое увеличение прироста населения демографический взрыв.
Средняя плотность населения России 8,5 человек на 1 кв. км
Уменьшение численности населения называется демографический кризис, депопуляция.
Высокая рождаемость и высокая смертность наблюдается при традиционном типе воспроизводства.
В каком году была первая перепись населения России 1897 год.
Количество человек, приходящееся на единицу площади территории плотность населения.
Разница между числом родившихся и числом умерших людей естественный прирост.
Какой тип воспроизводства характерен для России современный.
Давайте проверим свои работы, и оцените свои знания (Слайд 2).
2.Изучение нового материала. Вопросы учащимся:
Поднимите руки те из вас, кто родился и живет здесь постоянно в Мамадыше? А теперь те, кто приехал из другой местности.
Вот видите ребята, среди вас есть одноклассники, которые приехали в нашу местность, т.е. изменили свое место проживания.
Всегда ли верна пословица «Где родился, там и пригодился»?
Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (ответы учащихся). Попробуйте сформулировать тему урока. (ответы учащиеся). Слайд 1.
Итак, тема урока «Миграция населения. (Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).
Далее учитель вместе с детьми формулирует цель урока и составляет план изучения данной темы.
Цель: Сформулировать представление о миграциях населения во времени и пространстве.
План урока
Что такое миграция?
Почему происходят миграции?
Основные потоки миграций в СССР и России.
Миграционные проблемы.
II.Изучение нового материала
Постараемся ответить на первый пункт плана – Что такое миграция? (ответы учащихся). Есть у кого-то другое мнение? Для того, чтобы убедиться правы ли вы, откройте словарь в учебнике стр. 319 и найдите данное определение. Правы ли вы были? Запишите определение в тетрадь. Слайд 4.
Существуют разные квалификации видов миграции. Я приведу вам одну из них, остальные вы попробуете позже составить сами. Слайд 5.
Миграция встречается внутренняя и внешняя. Внутренняя – перемещение населения по территории одной страны, а внешняя – между странами. Внешняя миграция делится на эмиграцию (выезд из страны), иммиграцию (въезд в страну), реэмиграцию (возвращение).
При изучении данной темы мы должны познакомиться с понятием сальдо миграции (механический прирост населения) – разность между числом прибывших на какую-либо территорию и числом выбывших из нее за определенный срок (обычно за год).
Вы познакомились с понятием миграция, теперь нам предстоит перейти к следующим пунктам нашего плана урока.
Задание 1. Работа в группах.
Класс делится на 5 групп. Сейчас каждая группа получит определенное задание по данной теме. Для выполнения задания вы можете использовать текст учебника параграфа №11, дополнительные материалы. (Учитель раздает вопросы). Прочитайте вопросы. Все ли вам понятно? Для выполнения задания вам дается 5 минут. Работаем четко, выделяем самое главное.
1 группа: Выявите причины, которые могут побудить человека к смене места жительства.
2 группа: Выявите особенности внутренних миграций. Охарактеризуйте сезонные миграции. Объясните их на примере нашей местности.
3 группа: Какие изменения во внутренних миграциях России произошли в 19-20 веках?
4 группа: Выявите, как воздействуют миграции на жизнь общества. Охарактеризуйте районы оттока и притока мигрантов.
5 группа. Как в стране осуществлялись насильственные переселения? (приведите примеры). Выявите их последствия.
Отчет групп по проделанной работе и обсуждение возникающих вопросов.
Задание 2. Работа в парах.
На стр.73 учебника круговая диаграмма «Возрастной состав мигрантов в Россию в%».
Выявите уровень миграций возрастного состава мигрантов в Россию. В каком возрасте наблюдаются наиболее высокие показатели миграций и почему?
Изменятся ли показатели миграций в 2020 году по сравнению с 2014 годам? Почему?
Каково плюсы и минусы миграций для экономики страны?
Опишите портрет человека, решившего добровольно сменить постоянное место жительства (возраст, образование, семейное положение, здоровье, черты характера и т.д.). Подумайте, что побудило его сменить место жительства. Предположите, какой район России он выберет для постоянного места жительства.
Прослушивать отчеты малых групп и ответить на вопросы.
3.Закрепление изученного материала. Задание 1 в парах.
Определи, какой вид миграции совершает каждый участник истории. Может быть, и несколько видов одновременно.
Иванов получил долгожданную премию и решил отправиться из пыльной Москвы на озеро Байкал - в отпуск. Купив билет, заскочил к Сидорову – поделиться радостью и вдруг узнал, что тот переехал из России на постоянное место жительства в США. Прабабушка Сидорова была очень недовольна. Сама-то она в годы войны с фашистами была угнана в Германию, а затем возвратилась на родину после победы. Иванов посетовал, что не застал друга и побежал делиться радостью к сестре Наташке. Но сестры тоже дома не оказалось: заключила контракт и уехала на 2 недели в Нефтеюганск контролировать нефтедобычу в Западной Сибири. Зато встретил свою тетку, которая раньше жила в Таджикистане, но из-за ухудшения положения русского населения навсегда переехала жить в Россию. “Вот это миграции”, - подумал Иванов и отправился домой собирать чемоданы.
Задание 2 в парах.
На партах задания из вариантов ОГЭ. Решите их.
4.Рефлексия.
Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажет опрос следующего урока. А сейчас, в завершении урока я предлагаю вам составить синквейн о миграции
Правила составления перед вами на слайде:
Первая строка – существительное обозначающее тему урока.
Вторая строка – два прилагательных, раскрывающие интересные признаки предмета.
Третья строка – 2 глагола, раскрывающих действия, свойственные данному предмету.
Четвертая строка – фраза, раскрывающая суть явления.
Учитель анализирует синквейн.
5.Итоги урока. Мы изучили весь материал, согласно пунктам плана нашего урока. Объясните, пожалуйста, как вы понимаете слова Б.Б. Баранского. (эпиграф урока) (ответы учащихся)
Наш урок подошел к концу, мне хотелось бы узнать, что вам на уроке понравилось или не понравилось.
Учитель; вспомните всё, о чём мы сегодня говорили на уроке. - Какую учебную задачу мы решали?
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Что вас удивило?
3. Что было для вас более интересным? Спасибо всем за помощь и участие, благодарю за работу. Я ставлю сегодня оценки…
6.Домашнее задание. Читать параграф – 11.Задание
На контурной карте России
отмечайте знаками города, где бы вы хотели..
Жить постоянно;
Периодически отдыхать;
Побывать на экскурсии.