Актуальность предложенной темы «Я - студент» обусловлена значимостью эффективной учебной деятельности студентов, являющейся ориентиром к профессиональной жизни выпускников. Сегодня очень важно зарекомендовать себя на рынке труда с позиций профессионализма, для того чтобы самоопределиться и реализовать себя на профессиональном поприще. Для этого необходимо получить профессионально значимые знания и сформировать умения и навыки. На этом следует акцентировать внимание студентов особенно младших курсов с целью их саморазвития и самосовершенствования.
Тип урока по указанной теме представляет собой комбинированный урок, в ходе которого решаются задачи образовательного, воспитательного и развивающего характера. Методическая структура урока включает в себя следующие этапы:
1. Организационный момент. Цель: настроить студентов на учебную деятельность и тему урока.
2. Фонетическая зарядка. Цель: включить студентов в работу в иноязычной атмосфере.
3. Речевая зарядка. Цель: активизация ЛЕ и грамматических структур в контексте.
4. Развитие навыков чтения с пониманием основного содержания текста. Цель: развивать у студентов технику чтения и учить выделять главные мысли в тексте.
5. Кластерный подход. Цель: систематизировать знания по теме «Моя учеба».
6. Рефлексия. Подведение итогов. Домашнее задание. Цель: учить студентов анализировать свою учебную деятельность и результаты.
В ходе проведения урока применяются педагогические технологии коммуникативно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения. В качестве форм работы используются фронтальная, индивидуальная, групповая. В качестве приемов обучения применяется кластер.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: научить студентов вести беседу о своей учебе.
Задачи урока:
Образовательные:
- активизация ЛЕ по теме «Моя учеба» в речи на уровне слова, словосочетания, предложения;
- повторение грамматики в контексте;
- развитие навыков чтения с пониманием основного содержания текста;
- развитие навыков письма;
- развитие умений монологической речи.
Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к собеседнику в процессе общения;
- развитие активности на уроке.
Развивающие:
- формирование умений включать полученную информацию в речевую деятельность;
- развитие умений рефлексии деятельности.
Применяемые технологии:
- коммуникативно-ориентированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение
Формы работы:
- фронтальная
- индивидуальная
- групповая
Приемы обучения:
- применение кластера
Оснащение урока:
- рабочие листы
- ватманы
- маркеры.
Речевой материал:
Mein Studium, der Student, studieren, am College für Kraftfahrzeuge, das Direktstudium, dauern, keine Probleme mit dem Studium haben, im ersten Semester, lernen, das Fach, Mathe, Chemie, Physik, Geschichte Russlands, Literatur, Informatik, die Fremdsprache, Deutsch, schwer fallen, die Doppelstunde Unterricht, die Übung, das Seminar, die Laborarbeit, der Unterricht, einen Imbiss einnehmen, meine Fachschule, das Lehrgebäude, der Direkt-und Fernstudent, der Computerraum mit Zugang zum Internet, die Bibliothek, die Mensa, die Turnhalle, der Kraftfahrzeugmechaniker
Ход урока
I. Организационный момент
Цель: настроить студентов на учебную деятельность и тему урока.
- Guten Tag! Die Stunde beginnt. Nehmt, bitte, ihre Plätze! Heute ist schon der 7. Oktober. Ihr studiert am College schon einen Monat. Heute werden wir über euer Studium am College für Kultur und Kunst sprechen. Unser Thema heißt „Ich bin Studentin“.
- Die Ziele des Unterrichts sind:
* die Lexik wiederholen
* einfache Grammatik im Kontext wiederholen
* die Sätze bilden
* das Lesen trainieren
* über das Studium gut erzählen.
На доске записан эпиграф, слова немецкого поэта И.В. Гете.
„Man muss viel wissen, um zu wissen, wie wenig man weiß“.
Преподаватель просит студентов прокомментировать слова великого немецкого поэта.
- Mädchen, könnt ihr die Worte von I.W. Goethe kommentieren? Wie kann man russisch sagen? Führt Sie bitte die russischen Äquivalente an.
Студенты пытаются по-русски прокомментировать слова И.В. Гете:
«Чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю».
«Я знаю, что ничего не знаю».
И т.д.
II. Фонетическая зарядка
Цель: включить студентов в работу в иноязычной атмосфере.
- Bevor wir über Ihr Studium sprechen, machen wir die Mundgymnastik.
- Ich lese die Wörter vor, Sie sprechen mir nach. So wiederholen wir die Lexik zum Thema „Studium“ beim Vorlesen und dann bilden wir die Sätze.
Преподаватель читает ЛЕ, с которыми студенты познакомились на предыдущем уроке. (У студентов на столах рабочие листы №1 со словами, которые они должны были выучить дома). Студенты повторяют ЛЕ за преподавателем вслух.
Mein Studium, der Student, die Studentin, studieren, am College für Kultur und Kunst, das Direktstudium, dauern, keine Probleme mit dem Studium haben, im ersten Semester, lernen, das Fach, die Malerei, die Zeichnung, die Angewandte Kunst, das Kunsthandwerk, Geschichte Russlands, Literatur, Informatik, die Fremdsprache, Deutsch, die Körperkultur, schwer fallen, die Doppelstunde Unterricht, die Übung, das Seminar, die Laborarbeit, der Unterricht, einen Imbiss einnehmen, mein College, das Lehrgebäude, der Direkt-und Fernstudent, der Computerraum mit Zugang zum Internet, die Bibliothek, die Mensa, die Turnhalle
III. Речевая зарядка
Цель: активизация ЛЕ и грамматических структур в контексте.
В ходе речевой зарядки проверяется домашнее задание студентов, то есть знание ЛЕ, которые они должны были выучить дома.
Преподаватель называет слова и словосочетания по-русски, студенты дают немецкие эквиваленты. Далее на основе слов и словосочетаний студенты строят предложения.
Например:
- Sagen Sie bitte:
* wie heißt es auf deutsch «колледж», «учиться», «учиться в колледже»?
- Jetzt bilden Sie bitte die Sätze mit diesen Wörtern und Wortverbindungen.
И так преподаватель спрашивает слова и словосочетания по теме, на основе чего студенты строят предложения.
IV. Развитие навыков чтения с пониманием основного содержания текста
Цель: развивать у студентов технику чтения и учить выделять главные мысли в тексте.
Студентам предлагается текст «Mein Studium», который студенты читают сначала про себя, далее вслух по абзацам и кратко передают его содержание по-русски. Затем они выделяют главные мысли по тексту.
Mein Studium
Ich bin Studentin. Ich studiere am College für Kultur und Kunst. Mein Direktstudium dauert 4 Jahre. Vorläufig habe ich keine Probleme mit dem Studium. Im ersten Semester lernen wir 10 Fächer: Mathe, Geschichte Russlands, Literatur, Informatik, Russisch, Körperkultur, Malerei, Zechnung, angewandte Kunst und eine Fremdsprache. Ich studiere Deutsch. Das Studium fällt mir nicht besonders schwer.
Täglich haben wir entweder 3 oder 4 Doppelstunden Unterricht. Wir haben Übungen, Seminare, Laborarbeiten. Der Unterricht beginnt um 8 Uhr 15 Minuten und dauert bis 15:30 – 16:00 Uhr. Zwischen den Doppelstunden Unterricht haben wir eine Pause, die dauert 10-15 Minuten. Während der Pause können wir einen Imbiss einnehmen.
Meine Fachschule ist alt. Sie hat 2 Lehrgebäude. Hier studieren 700 Direkt-und Fernstudenten. Wir haben einen Computerraum mit Zugang zum Internet, eine Bibliothek, eine Mensa, eine Turnhalle.
In 4 Jahre werde ich eine Lehrerin für zusätzliche Bildung im Bereich für schönen Künste und des Kunsthandwerks.
- Mädchen, Sie haben einen Text vor den Augen (текст на рабочем листочке № 2).
Wie heißt er? Richtig. Der Text heißt «Mein Studium». Sie müssen den Text lesen und verstehen. Dann lesen wir ihn in Absätzen vor und unterstreichen wir die Hauptgedanken.
V. Кластерный подход
Цель: систематизировать знания по теме «Моя учеба».
Преподаватель делит группу на несколько подгрупп и предлагает студентам каждой подгруппы составить кластер по тексту. Он раздает студентам ватманы и маркеры. Предлагает студентам охватить как можно больше информации по данной теме.
- Jungen, jetzt bilden wir Mikrogruppen und jede Gruppe macht ein Cluster zum Text. Nehmen Sie bitte Papiere und Markers. Zeichnen Sie bitte mehr Information zum Thema im Cluster.
Затем каждая подгруппа представляет свой кластер у доски.
VI. Домашнее задание
Цель: закрепить ЛЕ по теме «Моя учеба».
Преподаватель предлагает студентам составить рассказ о своей учебе в колледже.
- Als Hausaufgabe machen Sie bitte eine Erzählung über Ihr Studium am College für Kultur und Kunst.
VII. Рефлексия деятельности
Цель: учить студентов анализировать свою учебную деятельность и результаты.
Преподаватель просит студентов высказать свое мнение об этапах урока, указать на возникшие трудности, подводит итоги урока, дает оценку работы студентов на уроке, стимулирует их дальнейшую работу.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что мы для этого делали?
- Можно ли было сделать иначе?
- Что у нас получилось хорошо?
- Что нам пока не удается?
- Где нам пригодится это умение?
- Поставьте каждый себе отметку за работу на уроке.
Студенты выражают собственное мнение, анализируют собственные достижения и затруднения.
Mein Studium |
| die Fremdsprache |
|
der Student |
| Deutsch |
|
die Studentin |
| die Körperkultur |
|
studieren |
| schwer fallen |
|
am College für Kultur und Kunst |
| die Doppelstunde Unterricht |
|
das Direktstudium |
| die Übung |
|
dauern |
| das Seminar |
|
keine Probleme mit dem Studium haben |
| die Laborarbeit |
|
im ersten Semester |
| der Unterricht |
|
lernen |
| einen Imbiss einnehmen |
|
das Fach |
| mein College |
|
die Malerei |
| das Lehrgebäude |
|
die Zeichnung |
| der Direkt-und Fernstudent |
|
die Angewandte Kunst |
| der Computerraum mit Zugang zum Internet |
|
das Kunsthandwerk |
| die Bibliothek |
|
Geschichte Russlands |
| die Mensa |
|
Literatur |
| die Turnhalle |
|
Informatik |
|
|
|
Mein Studium
Ich bin Studentin. Ich studiere am College für Kultur und Kunst. Mein Direktstudium dauert 4 Jahre. Vorläufig habe ich keine Probleme mit dem Studium. Im ersten Semester lernen wir 10 Fächer: Mathe, Geschichte Russlands, Literatur, Informatik, Russisch, Körperkultur, Malerei, Zechnung, angewandte Kunst und eine Fremdsprache. Ich studiere Deutsch. Das Studium fällt mir nicht besonders schwer.
Täglich haben wir entweder 3 oder 4 Doppelstunden Unterricht. Wir haben Übungen, Seminare, Laborarbeiten. Der Unterricht beginnt um 8 Uhr 15 Minuten und dauert bis 15:30 – 16:00 Uhr. Zwischen den Doppelstunden Unterricht haben wir eine Pause, die dauert 10-15 Minuten. Während der Pause können wir einen Imbiss einnehmen.
Meine Fachschule ist alt. Sie hat 2 Lehrgebäude. Hier studieren 700 Direkt-und Fernstudenten. Wir haben einen Computerraum mit Zugang zum Internet, eine Bibliothek, eine Mensa, eine Turnhalle.
In 4 Jahre werde ich eine Lehrerin für zusätzliche Bildung im Bereich für schönen Künste und des Kunsthandwerks.