Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17 им. И.Л. Козыря
пос. Шаумянского»
Классный час для 3-х классов «Урок Мира»
Подготовила и провела :
Учитель начальных классов
Дударова Елена Викторовна
Цель: 1. Познакомить со значением слова МИР.
2. Воспитывать патриотизм, ответственное отношение к сохранению мира на Земле.
Задачи:
1. Учить заботиться о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение;
2.Учить детей жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей;
3.Воспитывать, развивать и приумножать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.
Оборудование:
компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
Приборы и материалы:
Белые листы бумаги, скотч, клей, карандаши. Маленькие изображения солнышка, облаков, сердец, цветов, капелек из белой бумаги, рисунок грозовой тучи, воздушные шары, трафареты голубей, ладошки из бумаги.
Ход классного часа:
1.Организационный момент.
2. Объявление темы урока.
Учитель: Сегодня на нашем уроке мы будем говорить об очень серьезных и важных вещах. Тему нашего урока вы сами определите, после того, как я прочитаю стихотворение.
«Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир навеки! Навсегда!»
Наш урок пройдёт под девизом:
«Дети Мира, за руки возьмитесь!»(слайд)
-Что означает слово МИР? Обратимся к словарям.
1. МИР – Вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного шара.
2. МИР – дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны;
тишина, покой; соглашение о прекращении войны. (слайд)
3. Мир трудно построить, но еще труднее его сберечь. Мир очень хрупкий.
«Приносить пользу миру – это единственный способ стать счастливым»- какие замечательные слова сказал .Г.Х.Андерсен
- Как вы понимаете эти слова? - (высказывания ребят).
Ребята зачитывают стихотворения о мире.
1. Для дружбы, для улыбок и для встреч,
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь,
И землю удивительную эту.
2. Завещано беречь нам этот мир,
Такой неповторимый на рассвете,
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе.
3. Мы не дадим стать пеплом и золой
Тому, что красотой земной зовется.
Пусть будет мирным небо над Землей,
Пусть вечно детство звонкое смеется!
4. А сейчас вы поработаете в группах, чтобы собрать пословицы о мире.
Худой мир лучше доброй драки.
В мире жить — с миром жить.
Дружно за мир стоять - войне не бывать.
Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.
Мир - дело великое.
5. Учитель: Ребята, а что является символом мира?
Загадка:
Ну, а это птица мира,
Только в небесах парила,
Быстро к нам спустилась в ноги,
Смело ходит по дороге.
И боится только кошек,
Ей даем семян и крошек.
С нами птица круглый год,
Воркованием поет. (голубь) (слайд)
-И не просто голубь, а белый голубь.
-Предлагаю вам изготовить из бумаги таких голубей. К концу урока мы повесим голубей на Дерево жизни и покажем этим, как дорог нам мир, как сберечь мир на Земле.
Работа по группам: дети по трафаретам вырезают голубей.
6. Взрослые и дети, все люди на планете хотят мира, чтобы ярко светило солнце, на лицах людей были счастливые улыбки, чтобы не смолкал детский заливистый смех.
- Что вы можете сделать, чтобы на нашей планете был всегда мир?
На партах лежат вырезанные ладошки, ваша задача, дописать фразу:
« Мир –это…»
Учитель: В Мире без дружбы и взаимопонимания не прожить. Это должен понимать каждый и идти с этой мыслью по жизни.
Нам нужен мир - тебе и мне
И всем на свете детям!
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
Нам нужен мир, трава в росе,
Улыбчивое детство.
Нам нужен мир, прекрасный мир,
Полученный в наследство.
- Почему люди празднуют День Мира?
7. Для нас мир — повседневная реальность. На наших улицах спокойно, вы ходите в школу. Там, где устои общества прочны, бесценный дар мира может никем особенно и не замечаться. Но всем ли детям на Земле живется хорошо и радостно? Для многих людей в современном мире спокойная жизнь — не более чем сказочная мечта, многие ребята страдают, у них нет семьи и очень много печали. Для них-то в основном и существует день Мира.
В 1982 году в своей резолюции Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день мира (International Day of Peace) как день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия. Этот день призывает людей не только задуматься о мире, но и сделать что-нибудь ради него.
Давайте подумаем вместе, чем мы можем помочь этим детям. Каким вы хотели бы видеть мир и что можно сделать для того, чтобы мир стал лучше?
С чего начать?
С чего вообще все начинается?
Например, у каждого из нас есть руки. Что мы можем делать этими руками?
Предполагаемые варианты ответов: Писать, учиться в школе, помогать по дому, играть на музыкальных инструментах, кушать, рисовать и т.д.
- Мы можем делать руками много хорошего. Но почему же получается, что люди начинают делать своими руками плохое: берут в руки оружие, создают бомбы? Потому, что в голову приходит плохие мысли. Все в мире зависит от того, о чем мы думаем, какие у нас мысли. Почему так происходит? Может потому, что люди не умеют дружить? Они не знают, что такое дружба и мир? Зачем нужна дружба?
8. Игра «Найди себе подобного».
Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).
Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.
Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.
Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».
Обсуждение
Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
Хотите ли вы помочь миру?
9. Учитель: - Мы можем помочь миру? Для этого нам нужно всегда помнить о том, хорошем, что в нас есть, использовать это в своей жизни, в своих словах и поступках, дарить хорошее тем, кто рядом с нами. Доверять друг другу. Оказывать помощь и знать, что кто-то нуждается в вас.
Притча-рассказ «Милосердие»
Дима шел по улице, крепко держась за руку мамы. Был солнечный, морозный день. Снежок поскрипывал под ногами. Мороз слегка пощипывал за нос и щёки, но Диме было уютно и тепло в меховой курточке и сапожках. Шёл он, подпрыгивая от радости. Диме было весело — то ли оттого, что было воскресенье, а уроки он сделал ещё вчера и папа подарил ему новую игрушку.
Мама на минуту остановилась. Перед ними стояли лотки с фруктами. Краснощёкие тёти развешивали эти маленькие кусочки лета в шелестящие и звенящие от мороза пакеты.
У Димы даже слюнки потекли. Мама, словно прочитав его мысли, уверенно направилась к лотку. Он уже представлял, как дома сделает из апельсина цветок, как красиво будут смотреться яблоки в вазочке на столе.
Внезапно Димины грёзы нарушил старческий голос. Какая-то старушка, задев его, протянула руку к продавщице и попросила:
— Милая, дай мне, пожалуйста, яблочко. Я очень хочу есть. Я ещё ничего не ела сегодня, и мне кажется, что я вот-вот упаду. Плохо мне...
Дима не слышал, что ответила тётя. Он не отрываясь смотрел на старушку, на иссохшую, дрожащую руку, на старенькое поношенное пальто.
По щеке старушки пробежала слеза и затерялась в морщинах, густо изрезавших её лицо.
Старушка решила попытать счастья у другого продавца.
Дима вытянул ей фрукты, которые купила для него мама. Их глаза встретились.
Он прошептал:
— Вот, возьмите, пожалуйста!
Слёзы заблестели в его глазах. Мальчик бросился к матери, прижался к ней, затем потянул за руку:
— Пойдём скорее!
Отойдя немного, мальчик обернулся. Старушка всё ещё стояла на том же месте. Она спрятала фрукты в карман, в руке её осталось только красное пузатое яблоко. Дима видел, как она чему-то улыбнулась. Мальчик вздохнул и медленно пошёл с мамой.
Он теперь знал, что рядом живут люди, которые нуждаются не только в солнечном свете, но и в тепле ближних. И как всё-таки здорово, что он, Дима, может им хоть чем-то помочь.
Учитель: Что же такое милосердие? Что предполагает «милосердность»? (отвечают дети)
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».
(определение на интерактивной доске напечатано крупным шрифтом)
Выразите цветом свое отношение к понятию «милосердие ».
(Дети в группах обсуждают цвет «милосердия» и раскрашивают бумажный круг фломастерами.)
Объясните выбор цвета.
Из ответов учащихся:
«У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношение людей к друг другу.»
«Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра. »
«Милосердие» - это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру.
Учитель: Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами. И тогда на нашей планете всегда будет МИР!
Я желаю вам добра,
Доброй ночи до утра
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.
Уведет ли вас дорога
От любимого порога,
Пусть вам скажет кто-нибудь:
«В добрый час и в добрый путь!»
Я желаю ,чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей.
- На этом наш урок закончен. Всем спасибо за сотрудничество!
Запись песни «Нам мир завещано беречь»
Сл. Пляцковский М., муз. Чичков Ю.
Ссылки:
1.http://razvlekaykaa.ru/ko-rio45ri34/Саманта_Смит#.D0.9C.D0.B5.D0.B4.D0.B0.D0.BB.D1.8C_.D0.A7.D0.B5.D1.82.D1.8B.D1.80.D0.B5.D1.85_.
2.http://www.ostrovskazok.ru/21-sentyabrya-mezhdunarodniy-den-mira/stichi-o-mire/vse-stranitsi
4.http://www.nanya.ru/stati/2010/11/01/655622-poslovitsyi-i-pogovorki-o-mire/
5.http://www.neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-prirode/zagadki-pro-ptits-rossii/zagadki-pro-golubya.html
6.http://www.cvrdosug.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=193&Itemid=155/
7.Нам мир завещано беречь
Сл. Пляцковский М., муз. Чичков Ю.
8. Классному руководителю о классном часе. Творческий центр Москва 2002г.