7
ПУТЕШЕСТВУЕМ ПО ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Пояснительная записка
Программа элективного курса по страноведению «Путешествуем по Великобритании» предназначена для учащихся 4 - 8 класса и рассчитана на 32 часf (2 часа в неделю).
Данный курс является актуальным, т.к. даёт учащимся представление о стране изучаемого языка, её истории, политической, экономической, культурной жизни и может быть рекомендован учащимся не только гуманитарного профиля, но и всем, кто хочет стать всесторонне развитой личностью.
Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала. ( Примерная программа основного общего образования по ин. языкам )
Для того чтобы овладеть любым иностранным языком, мало заучивать слова и грамматику, надо ещё и знакомиться с культурой, литературой, историей этой страны, знать её – тогда и языком будет овладеть легче.
Государство, расположенное на острове Британия, образовалось в результате сложного взаимодействия разных племён и народов, которые постепенно прибывали с континента Европы, порой вытесняли друг друга, а порой смешивались и взаимно обогащали. После образования государства Англии под властью короля, страна пострадала от многочисленных сложных перипетий, происходящих в ходе кровавой и беспощадной борьбы за власть. И всё - таки в результате образовалась одна из цивилизованнейших и гуманнейших стран мира…
Основной целью курса является формирование коммуникативной компетенции и её составляющих: лингвистической, социолингвистической, социокультурной, стратегической, дискурсивной и социальной компетенций.
Для достижения поставленных целей предполагается решение следующих задач:
- развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся;
- формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения; (Именно данное качество обеспечивает мобильность человека в обществе, может стать гарантом успеха и социальной защищённости).
Содержание страноведческого курса позволяет:
-учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с концепцией профильного обучения.
-учителю использовать межпредметные связи (английский язык-география, английский язык-история, английский язык- информатика, английский язык-литература, английский язык- МХК ) и поможет учащимся приобрести целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.
В связи с тем, что основной задачей данного курса является коммуникативная направленность, каждое занятие строится на использовании разнообразных видов учебно - познавательной деятельности, самостоятельности. При организации занятий целесообразно использовать интерактивную методику работы (создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность учащихся.
Формы обучения ориентированы на инновационные педагогические технологии: коммуникативно-направленная групповая работа, проектно-исследовательская деятельность, индивидуальная творческая деятельность.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу изучения элективного курса по страноведению:
Языковая компетенция.
Графика и орфография. Написание новой лексики по тематике профиля.
Произносительная сторона речи. Беглость речи с использованием разных интонационных структур.
Лексическая сторона речи. Дополнительно к продуктивному лексическому минимуму в объёме основной школы (1000 лексических единиц), 450 – 500 лексических единиц, обслуживающих новые ситуации общения в рамках отобранных тем и особенностей выбранного профиля. Идиоматические выражения, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета.
Грамматическая сторона речи. Косвенная речь. Согласование времён. Неличные формы глаголов. Наклонение глаголов. Глагольные формы в страдательном залоге в сложных временах.
Предметное содержание речи. Великобритания (география, политическая жизнь, экономика, флора и фауна), города, их культурные особенности и достопримечательности. Спорт. Вклад страны в мировую культуру и науку. Основные вехи истории развития страны. Путешествия. Походы и экскурсии. Заграничные поездки.
Речевая компетенция.
Говорение. Все виды монолога на основе тематики и лексики в ситуациях формального и неформального общения в культурной и учебно-профессиональной сферах. Полилог в форме дискуссии и деловой беседы с соблюдением норм речевого этикета. Публичные выступления (в связи с увиденным / прочитанным). Представление результатов выполнения проекта. Представление социокультурного портрета страны изучаемого языка. Оценка или характеристика событий, фактов современной жизни в стране изучаемого языка.
Аудирование. Понимание основного содержания аутентичных высказываний в ситуациях профессионального общения; извлечение выборочной информации из аудио / видео текстов страноведческого характера в пределах отобранной тематики; вычленение значимой информации из звучащих текстов в рамках выбранного профиля.
Чтение аутентичных текстов различных жанров с использованием различных стратегий / видов чтения (ознакомительного, просмотрового, поискового, изучающего). Элементарный лингвистический анализ текста (нахождение лексико-грамматических явлений с целью определения их функций).
Перевод профессионально ориентированных текстов с иностранного языка на родной.
Письмо. Изложение полученных сведений о стране в форме тезисов (устного / письменного сообщения), в том числе на основе выписок из текста. Составление конспекта, реферата, аннотации текста, характеристики литературных героев / исторических личностей и событий на основе прочитанного текста в рамках выбранного профиля.
Социокультурная компетенция. Социокультурный портрет страны изучаемого языка. Знаменитые общественные деятели, учёные, писатели, художники. Их вклад в развитие национальной и мировой культуры.
Конечным продуктом самостоятельной деятельности может стать портфолио ученика, то есть совокупности самостоятельно выполненных работ (рефератов, докладов, презентаций иллюстративного материала с комментарием на английском языке для итоговых занятий и научно-практической конференции учащихся).
Контрольные материалы адекватны условиям обучения: тесты по усвоению лексики после каждой темы, защита проектов, индивидуальные и групповые сообщения, доклады по темам, рефераты.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Предлагается бально-рейтинговая система оценивания с целью стимулирования непрерывного процесса овладения ЗУН, активизации дифференцированного подхода, обеспечение ученика постоянной объективной информацией об успеваемости и готовности каждого ученика к занятиям, сравнения уровня знаний. Учебный план предполагает изучение 8 тематических блоков, структуру каждого составляют обязательные виды деятельности, по которым ученик будет оцениваться. Каждому разделу деятельности соответствует определённое количество баллов, в сумме соответствующее оценке по пятибалльной шкале. Для получения зачёта ученик должен набрать необходимый балл, соответствующий оценке «5», «4», «3». Ученик, набравший высокий балл по рейтингу или приготовивший за время изучения курса реферат для школьной научно-практической конференции и успешно выступивший с ним на ней, освобождается от экзамена по предмету английский язык. Рекомендации для учителя по использованию бально-рейтинговой системы:
- создать лист успешности для каждого ученика (см. предложенный образец);
- вести точный учёт баллов, суммировать баллы за каждую тему, переводить баллы в соответствующую оценку по схеме:
100 – 90% - «5»
89 – 75% - «4»
74 – 61% - «3»
60 – и менее – «2».
Технические средства обучения: аудио- ,видео - и медиаматериалы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема курса | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
Лекции, семинары | Практические занятия | |||||
1. | Географическое положение, природа, климат, ресурсы, экономика. | 8 | 2 | 6 | Тесты лекс. Ответы на вопросы. Дополнительные выступления (доклады). Проект. | |
2. | Политическая система.
| 6 | 2 | 4 | Тесты лекс. Ответы на вопросы. Рефераты Доклады по теме. Проект. | |
3. | Древняя история. Легенды, памятники. | 6 | 2 | 4 | Тесты лекс. Ответы на вопросы. Доклады по теме. | |
4. | Средневековая Британия. | 14 | 2 | 12 | Тесты лекс. Ответы на вопросы. Доклады по теме. Проект. | |
5. | Великобритания в 17-18 веках. | 8 | 2 | 6 | Тесты лекс. Ответы на вопросы. Проект. | |
6. | Британия в 19 веке. | 6 | 1 | 5 | Тесты лекс. Ответы на вопросы. Доклады по теме. Проект.
| |
7. | Великобритания в 20 веке. | 6 | 1 | 5 | Тесты лекс. Ответы на вопросы. Доклады по теме. Проект. | |
8. | Современная Британия. | 13 | 2 | 11 | Тесты лекс. Ответы на вопросы. Доклады по теме. Проект. Итоговый тест. | |
9. | Итоговое занятие. | 1 | 1 | 1 |
|
Итого:32часа.
Содержание:
Темы:
1. География Великобритании. (8 ч.) Физико-географическое и экономико- географическое положение страны, особенности климата, внешние и внутренние воды, рельеф и полезные ископаемые, природные зоны, растительный и животный мир. Проектная работа №1 «Мой маршрут по Великобритании. Создание карты». Проектная работа №2 «Создание презентации с использованием современных информационных технологий о стране изучаемого языка». Темы докладов в соответствии с проходимыми темами. Необходимые грамматические структуры, страноведческие реалии и список лексических единиц для описания геогр. положения, климата, ресурсов, экономики страны и т.д. см. в календарно-тематическом планировании.
2. Политическое устройство.(6 ч.) Парламент. Политические партии. Знаменитые политики и премьер – министры (Р.Уолпол, У.Питт, Б.Дизраэли, У.Черчиль, М.Тэтчер). Королевская семья. Проектная работа №3 «Знаменитые люди». Видеоурок с использованием фрагментов из док. фильма «Королевская семья». Доклады и рефераты в соответствии с темой. Необходимые грамматические структуры, страноведческие реалии и список лексических единиц см. в календарно-тематическом планировании.
3. Древняя история.(6 ч.) Первые жители туманного Альбиона. Стоунхендж. Друиды. Римская Британия. Адрианов вал. Англо-саксонское завоевание. Появление первых христиан. Альфред Великий. Эдуард Исповедник. Вестминстерское аббатство. Видеоуроки с использованием фрагментов из худ. фильмов«Викинги», «Король Артур». Доклады и рефераты в соответствии с темой. Проектная работа №4 по одной из тем: Стоунхендж. Друиды. Римская Британия. Адрианов вал. Необходимые грамматические структуры, страноведческие реалии и список лексических единиц см. в календарно-тематическом планировании.
4. Средневековая Британия.(14 ч.) Нормандское завоевание. Вильгельм Завоеватель. Белый Тауэр. Начало династии Плантагенетов. Ричард Львиное Сердце. В.Скотт «Айвенго». Образование. Первые университеты. Оксфорд. Кембридж. Средневековые города. Столетняя война. Война Алой и Белой розы. Тюдоровская Англия. Абсолютная монархия. Генрих VII , VIII . Томас Мор. Тауэр. Видеоуроки с использованием фрагментов из худ. фильмов «Первый рыцарь», «Ричард Львиное Сердце», «Айвенго», «Робин Гуд». Доклады и рефераты в соответствии с темой. Проектная работа №5 по одной из выше названных тем.
5. Великобритания в 17-18 веках. (8 ч.) Бурный XVII век. Оливер Кромвель. И.Ньютон. Королевское научное общество. Георгианская Британия. Век промышленной революции. Р.Уолпол. Антинаполеоновские войны. Г.Нельсон. А.Веллингтон. Ватерлоо. Трафальгарская площадь. Доклады и рефераты в соответствии с темой. Проектная работа №6 по одной из выше названных тем. Необходимые грамматические структуры, страноведческие реалии и список лексических единиц см. в календарно-тематическом планировании.
6. Британия в 19 веке.(6 ч.) Королева Виктория. Колониальная экспансия Британии. Суэцкий канал. Букингемский дворец. Ч.Диккенс. А.Смит. Р.Оуэн. Ч.Дарвин. Доклады и рефераты в соответствии с темой. Проектная работа №7 по одной из выше названных тем. Необходимые грамматические структуры, страноведческие реалии и список лексических единиц см. в календарно-тематическом планировании.
7. Великобритания в 20 веке. (6 ч.) Первая мировая, Вторая мировая войны. У.Черчиль. М.Тэтчер. Доклады и рефераты в соответствии с темой. Проектная работа №8 по одной из выше названных тем. Необходимые грамматические структуры, страноведческие реалии и список лексических единиц см. в календарно-тематическом планировании.
8. Современная Британия. (13ч.) Английский язык. Система образования. Культура, наука, искусство. Спорт. Молодёжные организации. Праздники, традиции. Лондон. Шотландия. Уэльс. Северная Ирландия. Доклады и рефераты в соответствии с темой. Проектная работа №9 по одной из выше названных тем. Необходимые грамматические структуры, страноведческие реалии и список лексических единиц см. в календарно-тематическом планировании.
9. Итоговое занятие. (1 ч.) Подведение итогов пройденного курса. Выставка портфолио учащихся. Получение листов успешности. Отбор лучших работ учащихся на выставку.
ЛИТЕРАТУРА:
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.И.И.Бурова, Великобритания. Книга для чтения по курсу «Страноведение». Лениздат,2002
2.Л.Н.Васильева, Альбион и тайна времени. Рассказы. Изд. Современник, 1997.
3.Н.А.Тимановская, Взгляд на Британию. Учеб. пособ. для 8 – 11 кл. Тула, 1998.
4. Худ. фильмы на англ. яз. «Последний рыцарь», «Король Артур», «Робин Гуд», «Айвенго», «Викинги», «Ричард Львиное Сердце», док. фильм о королевской семье.
5.Г.С.Усова, История Англии: Тексты для чтения на англ. языке: В 2т. Изд. Лань, 2001
6. Медиатека видов Великобритании. Презентации.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Л.С.Барановский, Д.Д. Козикис Добрый день, Британия! Пособие для учащихся школ с углубленным изучением английского языка(9 – 11 кл.), колледжей, лицеев, гимназий, студентов вузов. Минск – Москва, Агенство САДИ, «Московский лицей», 1997. 2.Ю.Б.Голицынский, Великобритания. Пособие по страноведению для старших классов гимназий и школ с углубленным изучением английского языка. Санкт – Петербург, КАРО, 2001.
3.Г.С.Усова, История Англии: Тексты для чтения на англ. языке: В 2т. Изд. Лань, 2001
Приложение №2
Образец входного теста:
Do You Know Great Britain?
1. What are the colours of the British flag?
a) blue, red, white; b)blue, red, green; c)blue, green, white;
2. A rose is the symbol of
a) Scotland; b) England; c) Wales;
3. How many pence are there in £ 1?
a)50; b)100; c) 1000;
4. Which of these cities are in England?
a)London; b) New York; c)Oxford; d) Toronto; e) Sydney.
5. What do the English often put in their tea?
a) jam; b) milk; c) fruit.
6. Which holiday is on 25th December?
a) St.Valentine’s Day; b) Easter; c) Christmas;
7. What’s the name of the big river in London?
a)the Avon; b) the Thames; c) the Tyne;
8. Taxis in London are usually
a) green; b) yellow; c) black.
9. Who wrote “The Tale of Peter Rabbit”?
a) Hogarth; b) Beatrix Potter; c) Lewis Carroll;
10. Where can you see ravens in London?
a) Buckingham Palace; b) Westminster Abbey; c) The Tower of London;
How did you score?
10 – genius;
8 –very intelligent;
6-why don’t you read the books about UK ?
1-5 – Oh!
Ответы для входного теста:
Do You Know Great Britain?
1. What are the colours of the British flag?
a) blue, red, white;
2. A rose is the symbol of
b) England;
3. How many pence are there in £ 1?
b)100;
4. Which of these cities are in England?
a)London; c)Oxford;
5. What do the English often put in their tea?
b) milk;
6. Which holiday is on 25th December?
c) Christmas;
7. What’s the name of the big river in London?
b) the Thames;
8. Taxis in London are usually
b) yellow; c) black.
9. Who wrote “The Tale of Peter Rabbit”?
b) Beatrix Potter;
10. Where can you see ravens in London?
c) The Tower of London;
7